Развитие МСБ по-новому: что ждет бизнес Казахстана

17693

У бизнеса свое видение на концепцию развития предпринимательства до 2025 года.

Развитие МСБ по-новому: что ждет бизнес Казахстана

На днях министр национальной экономики РК Асет Иргалиев сообщил о разработке совместно с бизнес-сообществом концепции развития предпринимательства до 2025 года. Inbusiness.kz узнал, какие вопросы на сегодня волнуют представителей малого и среднего бизнеса.

Вкратце напомним, глава ведомства отметил большой потенциал в развитии малого и среднего бизнеса Казахстана в таких отраслях экономики, как промышленность, агрокомплекс, туризм, IT, строительство, торговля и транспорт.

"Реализация этого потенциала будет обеспечена через проведение новой регуляторной политики и комплекса взаимоувязанных отраслевых политик. Этому также будет способствовать снижение доли государства в экономике до 14%, развитие конкуренции, снижение теневой экономики до 15%. Все это будет систематизировано в новой концепции развития предпринимательства до 2025 года. Этот документ уже формируется министерством национальной экономики в тесной коллаборации с бизнесом", – подчеркнул министр.

Не все знают, где они

Представители туристической отрасли Восточного Казахстана отмечают недостаточность информационного продвижения таких объектов, из-за чего многие туристические объекты остаются "недосягаемыми".

"Все мы знаем, что туристический потенциал ВКО очень большой. Здесь можно круглый год туристов привечать, развивая все виды туризма, начиная от горнолыжного, пляжного, оздоровительного туризма, пантолечения, охоты и рыбалки, заканчивая археологическим, сакральным, сельским туризмом. Однако до сих пор казахстанцы не знают, какие объекты есть в стране. Фотовидеоконтента очень мало. К примеру, люди не знают, где находится так называемая марсианская долина, урочище Киин Кериш в Курчумском районе, даже указателей по дороге туда нет", – сетует управляющий директор туркомпании "Тогас-Интурсервис" Сымбат Рамазанов.

Также, говорит он, есть вопросы с обеспечением туробъектов необходимой инфраструктурой.

"В первую очередь, конечно, нужны идеальные дороги, бесперебойное электроснабжение, повсеместная интернет-связь. Также качественный придорожный сервис, теплые туалеты, кафе с меню на трех языках. Повсеместно нужны указатели, мусорные урны. Это может казаться мелочью, но с этой мелочи формируется имидж туризма. К примеру, на Алаколе проблемы с электроснабжением. Когда летом начинают работать все объекты, у них случаются сбои электроэнергии, сгорает бытовая техника. Кроме того, там плохой Интернет, поэтому люди не могут оплачивать услуги онлайн. Банкоматов тоже нет", – перечисляет Сымбат Рамазанов.

Немаловажным является, отмечает он, нехватка профессиональных гидов, владеющих несколькими языками.

"Говорящих на английском, которые могут обслуживать иностранцев, очень мало. Англо-китайскоговорящих вообще нет. В основном гиды все взрослые люди или сотрудники музеев. Все мы знаем, что успешная поездка в том числе зависит от наличия гида. Поэтому должна проводиться активная работа с вузами, готовящими по специальности "туризм". Потому что этот вопрос очень остро стоит", – заключает Сымбат Рамазанов.

"Лучшие полки" для своих

Член регионального совета Палаты предпринимателей ЗКО Азамат Бисенов отмечает, что позитивное влияние на развитие предпринимательства оказывают программы поддержки предпринимательства, такие как "Дорожная карта бизнеса", "Экономика простых вещей" и другие. Однако, говорит он, на сегодня государство не защищает бизнес от внешних конкурентов, также бизнес испытывает проблемы с сырьем.

"Нельзя нас сравнивать с Китаем, где объемы большие и себестоимость низкая, сырье дешевое. К примеру, только в Уральске есть три завода, которые изготавливают полиэтиленовые трубы. Но никто из заводов не выпускает сырье для них, гранулы для полиэтилена. Сырье везем из России, Узбекистана. Бутылки из пластика тоже никто не выпускает, потому что у нас нет сырья. Соответственно, наша продукция выходит дороже. Чтобы решить эти проблемы, государство должно дать разрешение на строительство заводов по переработке нефти. Это за собой потянет мультипликативный эффект", – говорит Азамат Бисенов.

Защита рынка от внешних конкурентов, подчеркивает он, спасет предприятия от банкротства.

"К примеру, возьмем производство молока. Предприятию, особенно начинающему, тяжело конкурировать с продукцией той же Белоруссии, являющейся основным поставщиком. У них объемы большие и мощная поддержка аграрного сектора. А у нас в плане защиты внутреннего рынка поддержки не хватает. В результате некоторые предприятия не выживают. Допустим, пусть законодательно пропишут, чтобы лучшие полки посередине в супермаркетах, где продаваемость выше, выделялись под продукцию казахстанских предприятий. У больших супермаркетов требования такие, что, если хочешь быть на хорошей полке, должен платить сумасшедшие ретробонусы, аренду брать, но после их выплат у малого и среднего бизнеса прибыли остается мало. И они, естественно, не смогут с большими предприятиями конкурировать, и их просто выдавливают с рынка", – считает Азамат Бисенов.

МСБ тоже инвестор

По мнению бизнесмена Олега Беляева, хороший мультипликативный эффект, а именно увеличение налоговых поступлений, сохранение и рост рабочих мест со средней заработной платой не ниже 220 тысяч тенге, качество выполненных работ будет, если государство поддержит честных налогоплательщиков в виде преференции в госзакупках, в контрактах с крупными недропользователями.

"Объемы работ в связи с общемировым кризисом падают. А падают у крупных компаний, падают и у МСБ. Государство, и это правильно, лоббирует интересы зарубежных инвесторов, чтобы они приходили сюда с капиталом, открывали новые производства, создавали рабочие места. Но почему такая дискриминация? Ведь малый и средний бизнес тоже является инвестором, вкладывает в производство, почему мы их не поддерживаем? Этот вопрос глубокий, всеобъемлющий и имеет республиканское значение. Я предлагаю в стране ввести понятие "казахстанский инвестор МСБ". Пусть он будет местный. Критерий я предложил один, но можно сделать два, три. Основной критерий – это показатель уплаченных налогов", – говорит директор ТОО "Авто-форт" Олег Беляев.

В данный момент, по его словам, колонка с показателями не работает. Но ее можно задействовать.

"К примеру, за 2018 год среднеотраслевое значение коэффициента налоговой нагрузки для юридических и физлиц по строительству составляло 7-7,6-8,4%. То есть среднеотраслевой коэффициент, когда налогоплательщик должен платить, и он является хорошим, когда соответствует этому отраслевому показателю. Если налоговая даст данные, мы увидим, у каких предприятий по области, к примеру из 10 тысяч, высокий среднеотраслевой коэффициент, у каких низкий. И если тот, кто "прячет" налоги, имеет низкий коэффициент и участвует в конкурсах, я считаю, им преференции нельзя давать. Пусть инвестором является компания, которая имеет показатель 20%. Значит, он платит больше, соответственно, честнее. Пусть такие компании, добросовестные налогоплательщики, имеют условную скидку 30-40-50% и выигрывают конкурсы. Да, у них, возможно, цена будет больше, но он вернет все налогами государству. А сейчас ситуация немного другая, выигрывает тот, кто не платит налоги и у него нет налогооблагаемой базы. Мы должны поддержать реальный сектор экономики, но не теневой. В настоящее время в основном поддерживается реальный сектор, находящийся в тени", – подытожил предприниматель.

Жанар Асылханова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться