27 и 28 октября практики здравоохранения постсоветских стран собрались в Караганде на научно-практической конференции "COVID-19 – вызовы и уроки для первичной медико-санитарной помощи". Более тысячи человек следили за конференцией онлайн.
Первичная медико-санитарная помощь – это первый уровень контакта человека, семьи, сообщества с национальной системой здравоохранения. Основа ПМСП была заложена в Алма-Атинской декларации 1978 года, подписав которую, страны мира подтвердили право человека на здоровье как главный приоритет здравоохранения. Астанинская декларация 2018 года еще раз обозначила ключевую роль первичной медико-санитарной помощи в достижении здоровья для всех. |
Европейский центр ВОЗ по первичной медико-санитарной помощи, предоставляющий техническую помощь по усилению первичной медико-санитарной помощи странам Европейского региона, активно поддержал организаторов конференции – НАО "Медицинский университет Караганды" и своего постоянного партнера – Казахстанскую национальную ассоциацию Primary Health Care. В Караганду приехала руководитель центра Мелитта Якаб, которая поделилась своими впечатлениями от конференции и общения с ее участниками – представителями здравоохранения разных стран.
Научно-практическая конференция в Караганде крайне своевременна – она посвящена роли первичной медико-санитарной помощи во время пандемии. На Европейском уровне мы видим, что лучше справляются с COVID-19 те страны, в которых сильна первичная медико-санитарная помощь и ее связи с другими секторами здравоохранения.
Чтобы свести к минимуму воздействие пандемии на человеческие жизни, первичная медико-санитарная помощь должна работать в двух направлениях. С одной стороны, она должна способствовать реагированию на COVID-19 посредством отслеживания контактов, поддержки карантинных мер и мер самоизоляции. А с другой стороны, она должна поддерживать непрерывность предоставления других основных медицинских услуг, поскольку люди продолжают рожать детей, болеть другими заболеваниями, получать травмы и т. д.
За день до начала конференции мы посетили крупнейшую поликлинику Караганды и увидели, как на практике реализуется этот двухканальный подход к организации ПМСП. Мы увидели, как работают мобильные бригады, которые делают осмотр больных на дому, берут тест на COVID-19, а затем дистанционно ведут больных: поликлиника звонит им ежедневно, чтобы проверить развитие симптомов болезни, а также отследить контакты. Мы также увидели, как гибко организовано медицинское обслуживание. Система мониторинга позволяет отследить в каких районах наблюдается резкое увеличение числа случаев и куда необходимо направить больше ресурсов. Наша команда была впечатлена тем, что мы увидели здесь на месте.
Один из важных уроков конференции – изменение роли первичной медико-санитарной помощи в профилактике и лечении COVID-19. В начале пандемии многие страны сосредоточили ведение пациентов с COVID-19 в больницах, а некоторые страны даже временно закрыли центры ПМСП или очень сильно ограничили поток пациентов через систему первичной медико-санитарной помощи. Отчасти это произошло из-за того, что еще не были созданы новые протоколы и механизмы профилактики инфекций, не было достаточного количества средств индивидуальной защиты. Часто кадры ПМСП перенаправлялись на поддержку персоналу больниц. Но по мере того, как спадала первая волна коронавируса, страны поняли, что очень сложно справиться с большими наплывами пациентов с COVID-19 только в больничных условиях. Персонал первичной медико-санитарной помощи начали привлекать к ведению легких и умеренных случаев коронавируса, чтобы уменьшить рабочую нагрузку в больницах. Мы видим, что все страны пересмотрели свои протоколы и клинические руководства и запустили массовые учебные курсы для ПМСП по ведению легких и умеренных случаев COVID-19.
Второй вывод касается вопроса безопасности пациентов и медработников. Страны сообщают, что они научились разделять потоки пациентов внутри медицинских учреждений, чтобы создать безопасную среду для всех. Например, здесь, в Караганде, мы видели, что пациенты с температурой и респираторными симптомами проходят через фильтр и отдельный вход в отдельное крыло поликлиники, где они обслуживаются медицинскими работниками в полном защитном костюме. Пациенты с другими заболеваниями обслуживаются в другой части здания. Это гарантирует безопасность не только пациентов, но и медицинских работников, что имеет первостепенное значение.
Летом ВОЗ провела исследование, которое показало, что во многих странах во время пика пандемии основные медицинские услуги предоставлялись недостаточно качественно: не проводилась плановая иммунизация, "просели" профилактика и выявление неинфекционных заболеваний, ведение хронических пациентов. Но, тем не менее, на конференции были представлены несколько очень хороших примеров того, как во время пандемии улучшилось ведение хронических пациентов за счет перехода на онлайн-платформу – видеоконсультации и консультации по телефону.
Наконец, представители многих стран подчеркивали, что работники здравоохранения являются критически важным ресурсом, особенно во времена пандемии. Мы видим и слышим все больше свидетельств эмоционального выгорания и острой потребности в психологической и социальной поддержке медработников. ВОЗ предложила странам контекстно ориентированную помощь в оказании психологической и социальной поддержки медицинским работникам в эти трудные времена.
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!