/img/tv1.svg
RU KZ
Рынки, которые теряет Казахстан

Рынки, которые теряет Казахстан

В 2019 году Казахстан сократил товарооборот с 96 странами мира.

09:49 26 Февраль 2020 5218

Рынки, которые теряет Казахстан

Автор:

Алексей Никоноров

В 2019 году республика вела торговлю со 187 странами мира. И с 96 из них товарооборот сократился. Снижение сделок по этим направлениям составило $9,3 млрд, которые не удалось компенсировать за счет роста торговли по другим направлениям. Ниже – восемь стран, товарооборот с которыми сократился значительнее всего. Учитывались только те, показатель где снизился не менее чем на 27% и минимум на $100 млн. Интересно, что:

  • Во всех случаях главной причиной снижения оказалось сокращение казахстанского экспорта. В семи из них – нефти.
  • Пять стран находятся в Европе, остальные представляют Азию.

Иран

Важность Ирана как торгового партнера Казахстана снижается уже не первый год – товарооборот между странами сокращается уже пятый год подряд. За это время торговля снизилась в 2,6 раза. И это несмотря на то, что Иран и страны ЕАЭС подписали договор о взаимной торговле, призванный расширить объемы.

Одна из причин происходящего – это введенные против этой страны санкции. Крупные международные компании всегда считают нужным обходить их, так как меры могут быть применены и против них. По этой причине от экспорта в Иран своей продукции еще в 2018 году отказался «АрселорМиттал Темиртау», хотя это направление и было одним из ключевых для сбыта. Например, в 2014 году из почти миллиарда долларов товарооборота $499,1 млн пришлись на экспорт казахстанского плоского проката. Но теперь этого нет…

Впрочем, санкции не пугают отечественных сельхозпроизводителей. Иран остается ключевым покупателем казахстанского ячменя – сюда уходит почти 90% экспорта. Но и тут динамика не лучшая: по сравнению с 2018 годом отгрузка сократилась на 9,2% (до 1,45 млн тонн), а доход – на 2,3% (до 266,1 млн).

Нидерланды

В 2013 году на Нидерланды приходилось 7,7% всей внешней торговли Казахстана. По итогам 2019 года показатель сократился до 4,8%. Европейское государство по-прежнему входит в число главных торговых партнеров республики, но объемы торговли с ним далеки от максимума. В 2019 году товарооборот сократился на 29%, показав трехлетний минимум – немногим более $4,6 млрд, из которых лишь $234,7 млн составляет импорт. Практически все остальное – это продажа казахстанской нефти и мазута.

Португалия

Еще одна страна с устойчивой негативной динамикой. По сравнению с 2012 годом товарооборот между Казахстаном и Португалией упал почти в четыре раза, в том числе за последний год – на 34%. При этом лишь раз за семь лет год закончился в плюсе относительно предыдущего (торговля в 2017-м была выше, чем годом ранее). Нынешний показатель – $261,6 –худший за последние как минимум восемь лет.

Причина этого заключается в зависимости от одного товара. И им вновь выступает нефть. Как только экспорт черного золота падает, снижается и показатель торговли. Помимо него, странам торговать нечем – без учета нефти годовой объем сделок составляет лишь $16,5 млн, причем все они приходятся на импорт. Ключевая позиция тут – это одежда ($5,1 млн).

Швеция

Падение товарооборота со Швецией также связано с сокращением казахстанского экспорта нефти, однако ситуация тут несколько отличается от португальской. Объем торговли между странами традиционно находится вблизи отметки в $300 млн, и лишь в 2018 году произошел всплеск (за счет той же нефти) до $450 млн. Сейчас товарооборот, упав на 26%, вернулся на свой привычный уровень.

Кроме того, Швеция больше продает Казахстану, чем покупает ($145,6 млн против $141 млн). И поставки в Казахстан пусть слабо (на 1,9%), но растут. Среди главных позиций – техника для работы с грунтом и выемки полезных ископаемых ($19,2 млн), лекарства ($13,2 млн), тракторы ($13,1 млн) и грузовики ($10,6 млн).

Литва

В ситуации с Литвой мало оригинального – чем выше экспорт нефти, тем выше товарооборот. Снижение поставок приводит к его снижению, так как компенсировать его просто нечем. В 2019 году экспорт упал более чем вдвое, недотянув и до $300 млн (годом ранее – $616 млн). Общий же товарооборот упал на 43%, показав худший показатель за последние три года.

Впрочем, между странами существует хороший потенциал для торговли. Литва на фоне нестабильных отношений с Россией и Беларусью ищет партнеров для своих портов, обеспечивающих выход в океан. В качестве вероятных клиентов называются и казахстанские экспортные компании.

Сингапур

Вдвое упал и экспорт нефти в Сингапур – страну, которая в 2018 году была одним из главных азиатских покупателей. А кроме нефти, Казахстан ничего в эту страну и не продает. В результате товарооборот упал на 45%, составив $289,6 млн. но при этом нынешний показатель все равно остается одним из лучших за последнее время: более активной торговля за последние восемь лет была только в 2013-м и 2018-м.

Что касается импорта, то его объем вырос примерно на $5 млн, но все равно остается небольшим – менее $44,6 млн. Сингапур торгует много чем (175 разновидностей товаров), но в небольших объемах. Самые большие сделки приходятся на растительные масла и жиры – $5,8 млн. Больше Сингапура в Казахстан их поставляют только Россия, Индонезия и Малайзия.

Хорватия

За последние восемь лет лишь однажды (в 2016-м) объем торговли с Хорватией был ниже, чем сейчас, по итогам 2019-го он составил $119,5 млн. Нетрудно догадаться, что главной причиной стало снижение поставок нефти, на которую приходится более 90% всех сделок. Кроме того, Казахстан перестал продавать алюминий, хотя в 2018 году хорваты были третьим по величине его европейским покупателем ($20,1 млн), уступая только Италии и Греции.

Рассчитывать на то, что торговые отношения поддержит импорт, не приходится (по крайней мере, пока). Стоимость ввезенных за год из Хорватии товаров составила в 2019 году всего $9,1 млн. Это меньше, чем из таких экзотических для экономики Казахстана стран, как Сьерра-Леоне, Гана или Чили. В 2018-м с импортом дело обстояло чуть лучше – $11,5 млн.

Филиппины

Еще одна страна, вся торговля с которой практически полностью завязана на одном (том самом) товаре. В 2018 году Казахстан нефть на Филиппины продавал, в 2019-м – нет. Отсюда и более чем восьмикратное снижение товарооборота. Сейчас он полностью состоит из одного только импорта. А он в большей мере состоит из промышленных товаров, таких как трансформаторы и машины для печати.

Алексей Никоноров

«В кризис выживает тот, кто проявляет гибкость»

В период ЧП 26 казахстанских экспортеров несырьевого сектора получили поддержку более чем на 6 млрд тенге.

26 Сентябрь 2020 08:45 4220

Как работали экспортно ориентированные предприятия Актюбинской области в период карантина, какую поддержку получили от АО «ЭСК «KazakhExport»? На эти и другие вопросы в интервью inbusiness.kz ответил директор департамента акционерного общества Куаныш Мукажанов.

Сколько экспортно ориентированных производств (предприятий) находится на территории Актюбинской области, и как осуществлялась их работа в экспортном направлении в период ЧП и в настоящее время?

В области действуют более 50 экспортно ориентированных предприятий, из них 25 из несырьевого сектора. 90% несырьевого экспорта региона формируют три компании: АЗФ АО «ТНК «Казхром», АО «АЗХС», ТОО «АРБЗ».

Одни переживают этот кризис легко, другие – очень тяжело. Это зависит не только от продукции, которую производит экспортер, но и от его подходов к бизнесу, быстроты принятия решений и готовности меняться. В кризис выживает тот, кто проявляет гибкость.

Несмотря на возникшие обстоятельства, не планируем уменьшать объемы поддержки экспортеров. В этом году планируем оказать поддержку на сумму 125 млрд тенге.

Какая продукция экспортируется из региона? Каков ее объем?

По данным комитета статистики МНЭ РК, в январе-июле 2020 года объем экспорта Актюбинской области составил $1 млрд, при этом несырьевого экспорта – $595,2 млн.

Значительную часть в экспорте региона занимают металлы, минеральные продукты, продукция химической промышленности, готовые продовольственные товары. Если говорить предметно, то предприятия обрабатывающего сектора региона поставляют на внешние рынки феррохром, рельсы, рентгеновские аппараты, насосные штанги, блоки из ячеистого бетона, различные металлоконструкции, мясо, муку, макаронные, мясные и молочные изделия, овощи и др.

Какую поддержку региональным экспортерам оказывала в период ЧП и оказывает сейчас ЭСК? Сколько компаний воспользовалось поддержкой, и в чем она заключалась? Снизился ли уровень поддержки?

На сегодняшний день поддержкой нашей компании воспользовались восемь экспортеров Актюбинской области, им оказана помощь в решении проблем нехватки залогов, закрытия риска неоплаты и др. В их числе компания, предоставляющая готовую продукцию АПК, – тепличный комплекс ТОО «Green Capital Kazakhstan». В период с 16 марта по 11 мая этого года она получила от нас поддержку на сумму более 480 млн тенге. Экспорт свежих томатов и огурцов компания осуществляет в крупные торговые сети России.

Также в числе тех, кого мы поддержали, - предприятия пищевой промышленности ТОО «АкТеп», ТОО «АКМЭЗ», ТОО «Оптоград», производитель оборудования для нефтедобычи АО «Актюбинский завод нефтяного оборудования» и производитель рентгенодиагностических аппаратов АО «Актюбрентген». В этом году поддержкой нашей компании начал пользоваться новый экспортер – ТОО «Ново-Альджанский мелькомбинат», осуществляющий поставки муки на рынок Узбекистана. Также осуществлено страхование экспортных кредитов и займов крупному поставщику услуг по буровым растворам и ремонту скважин для нефтегазовой отрасли – ТОО «Омас Интегрейтед».

В целом с начала года объем финансовой поддержки экспортерам Актюбинской области составил порядка 724,7 млн тенге.

Какие зарубежные рынки привлекательны для наших экспортеров? Какие страны или регионы заинтересованы в сотрудничестве с нашей областью?

Мы готовы поддержать любое экспортное направление, при этом рынками сбыта текущих и реализованных проектов являются Россия, Узбекистан, Китай, страны Персидского залива, Азербайджан, Монголия и другие.

Есть ли специфическая продукция региона, интересная для потенциальных и существующих импортеров?

Актюбинская область очень развита в промышленном плане, благоприятна для тепличного бизнеса. Помимо производства продуктов питания, здесь расположен крупнейший в Казахстане мясной кластер. В регионе находятся уникальные предприятия по производству рентгенологического, нефтяного оборудования, крепежных изделий для нефтяной и горнорудной отраслей.

Насколько эффективна была работа АО в период принятых чрезвычайных мер? Какие с этим были сопряжены трудности?

Для нас этот период стал временем активной работы: с переходом на дистанционную организацию труда удалось не только сохранить все бизнес-процессы компаний, но и повысить оперативность взаимодействия с клиентами. Решение многих вопросов перешло в онлайн-поле, наши сотрудники вели разъяснения по инструментам поддержки, проводилось дистанционное обучение представителей БВУ Казахстана. Наши клиенты-экспортеры не ощутили на себе проблем с оформлением сделок и документов.

В период ЧП мы поддержали 26 казахстанских экспортеров несырьевого сектора более чем на 6 млрд тенге.

Спасибо за интервью!

Семён Данилов

Подпишитесь на наш канал Telegram!

Как должны работать ТРЦ

Заполняемость помещений посетителями не должна превышать 30%. Объекты ритейла должны дозировать и регулировать потоки покупателей.

17 Август 2020 09:31 5456

Фото: Мария Матвиенко

Алгоритмы по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм прописал для торговых объектов главный санитарный врач Казахстана в постановлении № 47 на период введения ограничительных мероприятий, в том числе карантина.

Утвержденные требования обязывают торговые дома и ТРЦ  обеспечить при входе замер температуры у посетителей бесконтактным способом. Каждый находящийся в торговом объекте человек должен носить маску. При этом потоки людей должны и дозироваться. В частности, заполняемость помещений не должна превышать 30% от вместимости, то есть на одного человека должно приходиться четыре квадратных метра. Социальная дистанция должна регулироваться с помощью нанесенных на напольное покрытие разметок, змеек ограждений, барьерных лент. Эти атрибуты безопасности обязательны, чтобы не допустить образования очередей, поясняется в документе.

Между продавцами должно выдерживаться расстояние в два метра. Ограничивается доступ посетителей к товарам продовольственной группы. Выборка, взвешивание, упаковка и другие тактильные манипуляции с товаром осуществляются продавцом.

Каждые полчаса в торговых объектах должна включаться радиотрансляция о необходимости соблюдать санитарные меры.

Санитайзеры с кожным антисептиком должны быть у входа, в холлах торговых залов, коридорах через каждые 50-100 м, у входа в лифты, санитарные узлы, а также в каждом бутике. Дезинфекционныхе туннели должны устанавливаться у входов в торговые центры (дома), крытые рынки. Также у входов в торговые бутики или зоны должны стелиться дезинфекционные коврики. Санитарные узлы должны быть оснащены средствами личной гигиены (жидкое мыло, антисептики, туалетная бумага).

Кроме того, предусматривается оказание услуг населению в масках, одноразовых перчатках, подлежащих замене не менее двух раз в смену и при нарушении целостности (сотрудники, имеющие непосредственный контакт с посетителями), с обработкой рук антисептиками.

Обязательна и бесперебойная работа вентиляционных систем и систем кондиционирования воздуха с проведением профилактического осмотра внутри торговых центров, с обеспечением соблюдения режима проветривания каждые два часа.

В торговых объектах запрещается организация и проведение культурно-массовых, коллективных, зрелищных мероприятий.

Функционирование фудкортов обеспечивается при соблюдении санитарных требований к объектам общественного питания. Также допускается функционирование развлекательных парков на территории объектов с соблюдением следующим требований:

  • ежедневная обработка и дезинфекция с использованием разрешенных средств всех контактных поверхностей и инвентаря развлекательного парка;
  • обработка и дезинфекция поверхностей – ручек, поручней, сидений и др. на каждом аттракционе после окончания сеанса, перед началом следующего сеанса;
  • администрация объектов обеспечивает заполняемость развлекательных парков не более 50% от проектной мощности с учетом соблюдения социального дистанцирования (один человек на четыре квадратных метра);
  • обеспечивается заполняемость аттракционов не более 50% от общего количества мест с соблюдением социальной дистанции между посетителями;
  • при входе в развлекательные парки проводится контроль температуры и обработка рук антисептиком;
  • обязательное ношение масок посетителями, за исключением случаев, определенных уполномоченным органом в области здравоохранения;
  • наличие дезинфекционного коврика у входа, пропитанного дезинфицирующим раствором.

Все работники должны соблюдать санитарно-гигиенические правила. Их состояние здоровья должно отслеживаться ежедневно. Торговые помещения должны обрабатываться дезинфицирующими средствами два раза в день.

В случае нарушения торговыми центрами установленных санитарных норм посетители могут разместить жалобу на InfoKazakhstan.kz.

Напомним, госкомиссия утвердила план поэтапного снятия карантинных мер в стране, который предусматривает возобновление во всех регионах работы торгово-развлекательных центров, бутиков и крытых рынков с 17 августа.

Карина Алимова


Подпишитесь на наш канал Telegram!