Количество частных школ по республике достигло 120, и ожидается дальнейшее увеличение их числа, отметила в ходе пресс-конференции в Алматы председатель Республиканской ассоциации частных организаций образования Роза Садыкова.
Эксперты напомнили, что первые частные школы появились в республике еще в 1992 году, и этот сегмент образования активно развивался до 2010 года, затем пошел явный спад, однако начиная с 2016 года наметилась обратная тенденция. К тому же в государственной программе развития образования на 2011-2020 годы было законодательно определено понятие частных школ и сделан упор на том, что они неотъемлемая часть общей системы получения знаний в РК.
По словам Розы Садыковой, проблемой частных школ в Казахстане остается то, что обучающие в них педагоги не имеют возможности проходить бесплатно курс повышения квалификации, а также их, в отличие от преподавателей в государственных учебных заведениях, не обеспечивают учебниками и методическими пособиями в рамках государственного общеобязательного стандарта образования. И хотя доля частных школ растет, но в общей системе образования по республике они не достигают даже одного процента, в то время как в развитых европейских странах достигают почти трети от общего количества учебных заведений.
Причина кроется как в недостаточной государственной поддержке, так и в стереотипах общества, которое считает, что только школа под контролем государства может обеспечить высокий уровень знаний.
"У нас люди все еще не доверяют как частной медицине, так и школам, хотя, когда понимают, что государственное не всегда есть лучшее, приходят именно в частные клиники и учебные заведения. Но этот процесс не быстрый", – отметила г-жа Садыкова.
Учредитель частной школы Tamos Education Мурат Омаров заметил, что лидером по услугам частного образования является южная столица, где больше всего по стране таких школ, только недавно в Алматы открылось девять частных учебных заведений, всего же в системе частного образования трудится 3248 учителей, соотношение к количеству детей составляет 1:5,8.
Всего же в Алматы – 51 частная школа, в Астане – 12. В Алматинской области – восемь, в Шымкенте – семь, в Таразе – три, в Кызылорде – одна, в Караганде – одна, в Темиртау – одна, в Актау – пять, в Атырау – две, в Актобе – семь, в Уральске – три, в Петропавловске – две, в Усть-Каменогорске – четыре, в Семее – две, в Костанае – четыре, в Акмолинской области – одна. Государственных школ в Казахстане – 7100.
Г-н Омаров заметил, что в частных школах дети могут рассчитывать на фундаментальное изучение иностранных языков, притом что в классе, как правило, не больше 20 человек, поэтому внимание уделяется всем ученикам. Такой же подход, например, в финских частных школах, которые часто вообще организовывают на дому, когда процесс обучения превращается не в рутину, а в нечто увлекательное, заметил специалист.
"Казахстан когда-нибудь должен прийти к таким школам, это учебные заведения будущего, что мы видим на примере западных стран", – заметил Мурат Омаров.
Говоря о том, во сколько родителям обходится обучение в частных школах Казахстана, Роза Садыкова отметила, что самое дорогое обучение – в элитных международных школах, оплата в которых достигает 19 тыс. долларов, в среднем же в местных частных школах обучение составляет от 5 тыс. до 7,5 тыс. долларов в год, самая дешевая частная школа предлагает услуги за 250 долларов в месяц. В стоимость включены питание и транспорт, а также различные развлекательные и просветительские мероприятия. Есть и те дети, которые могут получить возможность обучаться бесплатно, но для этого нужно выдержать конкурс – один ученик из 15, кто показывает самые хорошие результаты в учебе, получает право на бесплатное обучение в дальнейшем, можно также попасть на бесплатное обучение по конкурсу, получив высокие баллы.
Основной контингент, который сейчас обучается в частных школах, – это дети предпринимателей, но не крупного бизнеса, а представителей МСБ.
Она рассказала, что в Минобразования сейчас предложен проект подушевого финансирования в частных школах, проект закона должен быть внесен в Парламент. Планируется, что государство будет покрывать часть затрат каждого ученика, обучающегося в частном заведении, чтобы они стали доступнее для граждан, и это позволит снизить нагрузки на государственные школы. Также законодательно будут прописаны механизмы стимулирования бизнеса, помогающего системе частных школ.
Мурат Омаров заметил, что в любом случае этот рынок будет расти, так как в стране насчитывается более 2 млн детей школьного возраста. Учитывая, что нагрузка на учителей в обычных школах растет, а охватить всех детей они не в состоянии, сами родители будут задумываться об уходе в частные школы, тем более если государство будет стимулировать их развитие, заметил эксперт. Например, только за последние три года в денежном выражении рынок частных школ в Казахстане вырос на 28% и достиг 20 млрд тенге в год. На приобретение современных учебников в этом секторе на этот год планируется затратить 87 млн тенге, сейчас государство не помогает частным школам, но ежегодно они вносят в бюджет в виде налогов 255 млн тенге налогов, сообщил он.
Специалист по западным методикам образования Даурен Каупынбаев заметил, что в мире активно развивается концепция покойного Стива Джобса "Школа будущего", которая постепенно проникает в Казахстан. Он заметил, что сейчас дети во всем мире уже хотят учиться по-другому, не сидя за партой и пытаясь впитать в себя общие знания, а они хотят учиться через кейсы и проекты, работать в команде, проходить квесты.
"Учителя должны быть советниками, а не преподавателями и готовыми слушать и слышать, а не пугать оценками. Детям необходимо больше пространства для спорта и тренажеров и открытые, а не закрытые пространства классов", – сказал он.
Сейчас системой частных школ в Казахстане заведует Республиканская ассоциация частных организаций образования (РАЧОО), которая была создана в 2006 году как некоммерческая организация – объединение юридических лиц, членами которой состоят около тысячи частных учреждений сферы образования, от мини-центров, детсадов и школ до колледжей.
Также необходимо отметить, что в январе 2018 года пресс-служба Министерства образования и науки РК сообщила, что размещение госзаказа в частных школах внедрят в трех городах Казахстана: Астане, Шымкенте и Актобе уже в этом году.
"С сентября 2018 года за счет средств местного бюджета планируется размещение госзаказа в частных школах в Шымкенте на 3310 мест, в Астане – на 3721 место. В школе-интернате для одаренных детей "Сымбат" Актобе в ближайшее время разместят госзаказ на 600 мест.
К 2022 году за счет поддержки сети частных школ и развития государственно-частного партнерства в этих трех регионах планируют открыть 89 школ на 56300 ученических мест", – говорится в сообщении.
Аскар Муминов