RU KZ
С террористами решили бороться силой закона

С террористами решили бороться силой закона

09:41 09 Сентябрь 2016 1773

С террористами решили бороться силой закона

Автор:

Ирина Севостьянова

Правозащитники не вдохновились поправками по борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Пакет поправок в законодательство по вопросам противодействия терроризму и экстремизму презентовали в четверг представители силовых структур в мажилисе парламента. Как и ожидалось, уже в ходе презентации между "силовиками" и правозащитниками возникли разногласия. 

Основную презентацию делал заместитель председателя КНБ Марат Колкобаев. Он пояснил, что в законе "О связи" предлагается закрепить возможность "предоставления органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность на сетях связи, права приостановить работу сетей и средств связи в случаях, не терпящих отлагательств и могущих привести к совершению тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений, подготавливаемых и совершаемых преступной группой, с последующим уведомлением генеральной прокуратуры в течение 24 часов". Такая необходимость, по его словам, может возникнуть при проведении антитеррористической операции. "Для предотвращения использования на сетях мобильной связи и ввоза в Казахстан абонентских устройств с одинаковыми IMEI-кодами в этот же закон вносятся поправки, направленные на создание единой базы IMEI-кодов всех устройств, функционирующих и ввозимых на территорию страны. А также введение их регистрации для соотнесения с абонентскими номерами пользователей", - пояснил он. Такой подход, по мнению зампреда КНБ, позволит оперативно устанавливать объекты заинтересованности правоохранительных и специальных органов, сократит ввоз контрафактных устройств и уменьшит кражи чужого имущества. Кроме того, для выявления незарегистрированных абонентских номеров в законе "О связи" "уполномоченному органу также предоставляется право доступа к служебной информации абонентов услуг связи".

Закон "Об охранной деятельности" предлагается дополнить особыми требованиями к охранным организациям. Конкретизируются условия, при которых лицо не может быть принято на должность охранника частной охранной организации; устанавливается обязанность охранника частной охранной организации по незамедлительному информированию органов внутренних дел о срабатывании охранной сигнализации на охраняемых объектах, на территории которых имеются оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества.

Законодательно устанавливается запрет на деятельность религиозных групп и объединений, способствующих экстремизму и терроризму; вводится административная ответственность охранных структур и владельцев объектов, уязвимых в террористическом отношении, за несоблюдение законодательства о противодействии терроризму, а также за неисправность обязательных к использованию технических средств.

Также предлагается законодательно ввести запрет на продажу оружия в готовом для стрельбы состоянии, установить особые требования к охранным организациям, обеспечивающим охрану объектов, на территории которых имеется оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества. За оборотом оружия и порядком его хранения - усилить контроль, при этом установить особый порядок государственного контроля за субъектами предпринимательства, занятыми в сфере оборота гражданского, служебного оружия и боеприпасов, а также осуществления охранной деятельности. 

Заместитель министра внутренних дел Рашид Жакупов проинформировал о новшествах, предлагаемых в сфере миграции. Это в частности, увеличение штрафов за проживание без регистрации либо без документов, удостоверяющих личность. Одновременно предлагается сократить срок пребывания без регистрации, за который предусмотрено предупреждение на срок проживания без регистрации до месяца. Также устанавливается административная ответственность собственников за проживание в них лиц без регистрации, и вводятся штрафные санкции.

Кроме того, предлагается запретить на территории Казахстана оборот огнестрельного длинноствольного нарезного оружия и патронов с крупным калибром. "На наш взгляд использование такого оружия на территории Казахстана не может быть объяснимо только тем, что оно может применяться в интересах охотников, - пояснил зам министра. - Пуля, выпущенного из этого оружия, позволяет вести эффективный прицельный огонь на дистанции до 1,5 тысяч метров и дальше. (...) Поэтому во избежание гипотетически применения этого оружия при террористических актах в отношении государственных деятелей вводится запрет на использование этого оружия на территории республики". 

У участников дискуссии сразу же возник вопрос о блокировках социальных сетей. Зампред КНБ поспешил заверить, что опасаться злоупотреблений здесь не стоит: "Это, прежде всего, период проведения антитеррористических операций, когда необходимо полностью лишить средств связи, чтобы преступники не вели между собой переговоры, во-первых. И во-вторых, четко проходили между собой команды между подразделениями, которые проводят эту операцию. Это определяется на месте в каждом конкретном случае".

"Мы понимаем обеспокоенность здесь спецслужб, - поддержал его заместитель генерального прокурора Андрей Кравченко. - И понимаем, что какого-то злоупотребления со стороны спецслужб, видимо, не будет. Поскольку все будет диктоваться оперативными интересами, и интересами соблюдения жизни и здоровья граждан в период проведения антитеррористических операций".

Правозащитники же сразу взглянули на законопроект с другой стороны. Председатель совета Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис напомнил, что "и терроризм, и экстремизм имеют не только уголовную составляющую, но и социальную, и политическую составляющую". "И в этом смысле не очень понятно, почему закон имеет только силовую составляющую. Весь закон построен только по пути повышения контроля, увеличения компетенции, добавления полномочий, более ужесточающих норм. Он вообще не содержит ни социальную, ни политическую компоненту, ни участия общества в этом вопросе. А без этого практически ничего не получится, потому что это проблема более глубокая и имеет социальные, политические и иные корни", - считает правозащитник.

Кроме того, по мнению г-на Жовтиса, законопроект "перегружен религиозным компонентом", несмотря на то, что у терроризма и экстремизма есть и иные компоненты. Юрист предложил учитывать эти составляющие в отношении литературы, пояснив, что "любая предварительная религиоведческая экспертиза нарушает конституцию, потому что вводит цензуру, а цензура запрещена". "Но проблема еще более глубокая. «Майн камфп» - не религиозная литература. Мне представляется, что из закона нужно максимально убрать этот компонент. Это должен быть один из элементов, одна из идеологий, которая возможно будет лежать в основе террористической деятельности, но одна из. Иначе мы наступаем на те грабли, на которые на Западе зачастую наступают, когда говорят об исламском радикализме или экстремизме. Это неверный подход вообще. Нужно говорить о политическом использовании различных идеологий, в том числе, религиозных", - считает он.

Недоумение юриста вызвали и поправки в уголовный кодекс, предусматривающие повышение сроков наказания: "Мне интересно, какими объективными критериями руководствовались разработчики, чтобы увеличить сроки с 15 до 17 лет. В связи с чем? Потому что криминологи всего мира говорят, что увеличение срока не обязательно влечет за собой снижение преступности. Хотелось бы, чтобы мы руководствовались какими-то объективными критериями, а то у нас только визуальный эффект".  

Эту позицию поддержал и политолог Досым Сатпаев. "Если в законе усиливается репрессивная составляющая, это создает определенный уровень недовольства в обществе. Как показывает практика, основа радикализма, это именно вот это. В том числе, коррупционная составляющая. Чем больше будут чиновники иметь в своих кругах дополнительные системы контроля, это создает определенный уровень для коррупции. А это опять же, как показывают теракты последних лет в Казахстане, также лежало в основе деятельности террористов", - заметил он.

Зампред КНБ, отвечая на вопросы, напомнил, что при разработке законопроекта его авторы "руководствовались поручениями главы государства, которые были даны на заседании совета безопасности и которые из него вытекали". "Более того, рабочая группа, которая была создана по поручению премьер-министра, она тоже разработала ряд институциональных мер, которые необходимо будет реализовать. Просто они в данный законопроект не попадают, потому что они очень затратные, и они будут внесены позже. И дальнейшая работа в этом направлении  проводится. Но когда это будет реализовано, пока еще не могу вам конкретно сказать", - объяснил он "силовое преобладание". 

Что касается религиозного компонента, представитель КНБ признался, что отчасти согласен с позицией г-на Жовтиса, однако подчеркнул, что поправки разрабатывались на основе "той статистики и той судебной практики, которая есть" сегодня в стране. 

Ну а усиление уголовного наказания Марат Колкобаев откомментировал мировой практикой: "Международный опыт показывает, что мы выбрали правильный путь. Я не думаю, что у нас на сегодняшний день такие драконовские методы наказания в уголовном кодексе". 

С правозащитником согласился председатель комитета мажилиса по международным делам, обороне и безопасности Маулен Ашимбаев, заметив, что в законопроекте "не охвачены такие вопросы, как идеологическое противостояние, идеология салафизма". "И противостоять идеологии можно только идеологией, обратной идеологией. Разъяснять нашу политику в этой сфере. Это я говорю, в целом, что у нас в законопроекте, такое ощущение, что упущены опросы, касающиеся идеологической и иной деятельности. Поэтому в рамках рабочей группы посмотрим", - подытожил он.  

Пока состоялась лишь презентация законопроекта, на которую депутаты пригласили не только разработчиков поправок, но и представителей общественности. В ходе презентации они выслушали всех, и пообещали и дальше обсуждать в таком же режиме все поправки, с тем, чтобы в итоге из стен парламента вышел качественный и действенный закон. 

Ирина Севостьянова