Безопасность, транспорт, экология – три главные темы урбанистического форума, который проходит в Алматы. В числе вопросов, которые также волнуют алматинцев: забота о бездомных животных, застройка и прозрачность городского бюджета.
Урбан-форум собрал стейкхолдеров, урбанистов, архитекторов, экономистов, инвесторов, представителей неправительственных организаций и неравнодушных горожан. Все делились своими идеями, как сделать городское пространство безопасным, комфортным для жителей и привлекательным для туристов.
Про стратегию другого города
О том, каким мы увидим Алматы в 2050 году, говорил аким Бакытжан Сагинтаев. По словам акима, стратегия развития "Алматы-2050" основана на трех принципах: новая экономика, новое пространство и новые коммуникации.
Для того чтобы не сбиться с намеченного пути и в 2050 году войти в топ-100 лучших мегаполисов мира, принят ряд документов по решению среднесрочных целей. Это комплексный план "Новый Алматы" на 2020-2024 годы, межрегиональный план развития Алматинской агломерации "Большой Алматы", единая региональная программа "Алматы Бизнес – 2025". Будут разработаны программа развития "Алматы-2025", концепция мастер-плана развития города и новый генплан. Кроме этого, все восемь районов города должны разработать трехлетние мастер-планы развития.
"Постепенно будет осуществлен переход к полицентричной организации городского пространства. Высокие стандарты качества жизни должны быть и будут обеспечены во всех без исключения районах города. В этом моя принципиальная позиция", – заявил Бакытжан Сагинтаев.
Говоря о новой организации городского пространства, аким в очередной раз отметил, что Алматы будет развиваться как "город без окраин".
"Высокое качество жизни алматинцев может быть обеспечено только на базе сильной городской экономики. Поэтому в стратегии заложен "структурный маневр" экономического развития, в рамках которого мы постепенно перейдем к увеличению доли креативных индустрий, информационных технологий, туризма", – подчеркнул аким Сагинтаев.
Проект стратегии был размещен в открытом доступе, и каждый мог оставить свое мнение. В общем, как подчеркнул аким, впервые в стратегическом планировании Алматы был реализован принцип "слышащего государства".
Было получено более тысячи предложений. Больше всего горожане высказывались по вопросам городской мобильности и развития транспортной инфраструктуры (18,2%). На втором месте (12%) – по экологии и озеленению. 10,6% поступило предложений по вопросам архитектуры, застройки, жилья и ЖКХ.
Все поступившие предложения были разделены на несколько категорий. Порядка 130 предложений жителей были учтены в итоговом варианте стратегии. 234 предложения носят среднесрочный (тактический) характер и направлены для включения в операционные планы государственных органов. 123 предложения зарегистрированы в системе Open Almaty для решения в ближайшее время.
"Надо поменять структуру города, чтобы город стал другим. Сейчас ощущение что у нас город-барахолка. Даже президент приезжал и сказал, что столько барахолок не перешли на новый формат", – сказал аким.
Про решение проблем экологии
Больше всего, как выяснилось, акима и горожан волнуют проблемы экологии. Международный консультант по экологии и устойчивому развитию Жарас Такенов показал снимок из космоса, где над городом отчетливо видно черное пятно смога.
"Когда сюда летел, я заранее знал, что назначен акимом города, – сказал Сагинтаев. – (…) и первым вопросом для меня был вопрос экологии. Можно подняться на Кок-Тобе и увидеть, какой смог стоит над городом, и с Шымбулака это хорошо видно. Поэтому всех волнует экология".
Плохая экология города, как отметил градоначальник, традиционно складывается из-за выбросов ТЭЦ, транспорта и частного сектора.
"Что можно из этих трех составляющих быстро решить? – задал вопрос аким и сам же ответил: – Перевести на газ частный сектор".
Однако при более детальном анализе оказалось, что 99% алматинского частного сектора уже газифицированы. В городе осталось только три тысячи частных домов, не подключенных к газовым магистралям. Всем им в акимате планируют оказать помощь. 300 домов, где проживают малообеспеченные семьи, подключат за счет бюджета города, а остальным предоставят возможность расплатиться в рассрочку.
Что же касается вредных выбросов от ТЭЦ-2 и от автотранспорта, то для акима не совсем ясно, какой из них является главным источником загрязнения воздуха в городе.
"Мне кажется, не важно, кто больше выбрасывает – ТЭЦ или автотранспорт, – сказал аким. – Надо решать проблему. Здесь быстрое решение – это ТЭЦ, как только мы решим проблему ТЭЦ, сразу станет понятным, ТЭЦ загрязняет алматинский воздух или это автотранспорт".
Пока же в Алматы принято решение отказаться от закупок дизельных автобусов и начать обновлять парк общественного транспорта исключительно за счет автобусов, работающих на газе, и электробусов.
Катерина Клеменкова