По подсчетам Евразийской ивент-ассоциации, в событийной индустрии были заняты более 300 тысяч казахстанцев.
Многие ИП и ТОО были вынуждены распустить по домам коллективы, без зарплат и каких-либо обещаний возобновить свою деятельность.
На минувшей неделе состоялся первый в этом году Eurasian Event Forum с участием представителей минкультуры, НПП "Атамекен", событийной индустрии Казахстана и зарубежья, где участники попытались очертить круг проблем и пути решения из сложившейся ситуации.
Корреспондент inbusiness.kz взял интервью у организатора форума – главы Евразийской ивент-ассоциации Сауле Самидин.
Вы сделали первое в стране исследование по рынку. Расскажите, как шла работа над ним? Как вы подсчитали годовую выручку и число занятых?
Эту аналитику мы подготовили совместно с экономистами. Годовая выручка в 2019 году составила более 6 млрд тенге. Это данные членов нашей ассоциации, куда входит 31 крупное предприятие. Это компании, занимающиеся гастрольной деятельностью, прокатчики, организаторы бизнес-форумов, конференций, продюсерские центры, компании-декораторы, рекламно-производственные фирмы – все те, кто связан с организацией ивентов. 600 млн тенге налогов перечислено в казну государства за прошлый год. Еще раз уточню, что эти цифры относятся лишь к участникам ассоциации. А представьте, сколько это будет, если считать в целом весь рынок? Сколько миллиардов недополучит бюджет в этом году из-за пандемии?
Что касается занятости, то более 300 тысяч человек работают в целом в отрасли. Мы посчитали, что по нашим ОКЭД зарегистрировано 36 тысяч предприятий, из них действующих 28 тысяч. В них работает… Если быть точнее, то работало более 300 тысяч человек. С учетом нынешней ситуации многие меняют сферу деятельности, идет отток кадров. Уходят в доставку, строительство, общепит, сельское хозяйство. Кто-то и вовсе закрылся. Сотрудников сначала отправляли в отпуска, а после уже пришлось увольнять. Как вы знаете, мы до сих пор на карантине. С марта.
Какие предложения вы озвучили госорганам?
Закон о госзакупе един, но там есть такая норма, которая не совсем доступна нашей индустрии. Поясню. ½ услуг должна быть предоставлена предприятием, которое участвует в тендере. Получается если бюджет – 6 млн тенге, то услуги на 3 млн тенге компания должна выполнить собственными силами. Но это не совсем реально для нашей сферы. Мы привлекаем артистов, нанимаем технику, и эти расходы составляют более 80%, никак не 50%. Компания не может держать в штате всех артистов, иметь в наличии необходимую технику. Есть компании, которые специализируются по техническому обеспечению, по каким-то узким услугам. Мы – организаторы, мы продаем идеи, сценарии, делаем режиссуру, и получается, что под эти критерии не подходим.
На форуме прозвучало мнение, что бизнесу нужно формализоваться, выйти из тени
28 тысяч предприятий, о которых я говорила, работали легально. Кто в основном в тени? Это музыканты, ведущие, работающие на тоях. Они не хотят регистрировать ИП и не платят налоги. О них была речь.
Вы предложили государству стимулировать их выход из теневой экономики
Конечно, нужно создать условия. Сейчас, например, благоприятная для этого ситуация. Если государство сейчас поддержит нашу индустрию, поддержит тех, кто работал законно, кто честно платил налоги, допустим, льготным кредитованием, они бы задумались об этом. Это было бы выгодно.
Получили ли вы какие-либо льготы в эту пандемию?
Нет. Все эти девять месяцев куда мы только ни писали, куда только ни обращались, чтобы нас включили в список пострадавших, дали льготы по налогам, по фонду оплаты труда. Но мы не вошли в этот перечень. Салоны красоты, учебные заведения вошли, хотя они все работают, получают доход. Где логика?! Мы просили, чтобы нас включили еще в программу "Экономика простых вещей", это льготное кредитование. Исследование показало, что у нас 15 госпрограмм по разным отраслям, но нет ни одной, которая бы поддерживала творчество.
Какие перспективы вы видите? Сколько компаний ушло в онлайн?
Честно говоря, если не будет какой-то госпрограммы, то перспективы можно назвать плачевными.
Насчет онлайна, есть те, кто меняет формат, но объемы там очень маленькие. У нас за весь этот период пандемии есть мероприятия на декабрь – отчетные совещания. Если бы мы работали, у нас были бы обороты. В этом году у нас ноль оборотов. Ноль (!). В декабре, может, будет какой-то оборот, но пока все туманно.
Вы изучали международный опыт господдержки, какой пример можно было бы перенять в этот коронакризис?
В Сингапуре выделили 65 млрд долларов на поддержку бизнеса, куда вошли творческие люди, бизнес культурно-событийной деятельности. У нас же ее смогли получить лишь те, кто имел здания, помещения. Это кинотеатры, концертные залы, театры. Мы не являемся собственниками недвижимости. Для проведения мероприятий мы обычно арендуем ту или иную концертную площадку. То есть те, кто занимается организацией мероприятий, шоу, остались не у дел. Нас разделили по непонятным принципам.
По итогам форума к каким выводам вы пришли?
С марта стоит запрет на проведение массовых мероприятий. Сейчас все открылись, а наша деятельность все еще запрещена. И своим исследованием рынка мы как раз пытались показать занятость в отрасли до пандемии.
Это был первый форум, где мы заявили о себе как индустрия, что мы есть на рынке, мы такие же налогоплательщики, такой же средний и малый бизнес. И про это нельзя забывать.
Кроме того, проанализирован образовательный сектор экономики. Сейчас молодежь охотно выбирает творческие профессии: семь тысяч выпускников ежегодно выпускается из вузов. Куда им идти, где работать? Рынок из-за пандемии просел, половина предприятий закрылась.
На этом форуме мы еще раз показали, что культура в Казахстане находится на гособеспечении. Все театры, концертные залы содержатся государством, а за границей все наоборот. В США, например, очень мало концертных организаций на гособеспечении. Надо развивать рынок, конкуренцию, бизнес. Нужно, чтобы театры зарабатывали, а не сидели на шее государства. К этому надо стремиться.
Немаловажный момент и необходимость передачи госзаданий в конкурентную среду, пока же они распределяются в квазигосударственном секторе, а это большие бюджеты. Также мы говорили о сохранении высококвалифицированных кадров в индустрии, участии наших коллег в рабочих группах различных ведомств, повышении культуры населения, для которой нужны специальные программы, нацеленные на регионы, села.
Во всем мире развивается креативная экономика наряду с индустриализацией, она вносит солидный вклад в ВВП. Поэтому в стране необходима дорожная карта креативной экономики, я и надеюсь, что все предложения, озвученные на форуме, а это систематизация ОКЭД, развитие рынка труда, конкурентного, не государственного, разработка различных программ, будут услышаны и претворены в жизнь.
Айгуль Тулекбаева
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!