В верхней палате Парламента рассматриваются законодательные изменения в модель рынка электрической мощности, запланированные к вводу с 1 января 2019 года. Об этом abctv.kz сообщили в Министерстве энергетики (Минэнерго) Казахстана.
"Поправки неоднократно обсуждались всеми заинтересованными сторонами: государственными органами, энергопроизводящими организациями, оптовыми потребителями и Национальной палатой предпринимателей (НПП) "Атамекен". По результатам обсуждений была выработана согласованная позиция, согласно которой наряду с установленным в Законе "Об электроэнергетике" механизмом участия в рынке мощности предусмотреть альтернативный вариант участия для промышленных групп", – говорится в ответе ведомства на официальный запрос.
При этом в рамках законодательства – действующего и ожидаемых поправок – у всех субъектов оптового рынка, включая входящих в промышленные группы, сохранится обязанность участвовать в рынке электрической мощности. Со следующего года все оптовые потребители должны будут заключить договоры на поставку услуг по обеспечению готовности электрической мощности, в то время как энергопроизводящие организации получат право заключать договоры на оказание услуг по поддержанию в готовности электрической мощности, поясняют в Минэнерго.
"В свою очередь, альтернативный вариант предусматривает, что промышленные группы, имеющие в своём составе электростанции и промышленные объекты, будут рассматриваться как единый субъект рынка и обеспечиваться собственной электрической мощностью по двухсторонним контрактам без участия единого закупщика. При наличии в промышленной группе избытка электрической мощности она может быть продана на торгах единому закупщику, а при её дефиците будет закупаться у единого закупщика", – следует из письма.
"В случае возникновения в стране прогнозируемого дефицита электрической мощности промышленные группы (группы лиц), выбравшие альтернативный вариант, даже если они полностью обеспечены собственными мощностями, будут обязаны участвовать в создании новой мощности в объёме, пропорциональном их собственному потреблению. Созданная ими новая мощность будет передаваться единому закупщику по номинальной цене 1 тенге за 1 МВт в месяц. При переходе на альтернативный вариант участия в рынке электрической мощности ценовая нагрузка на потребителей не увеличится, а в перспективе после создания группами лиц новых мощностей и передаче их единому закупщику по номинальной цене для потребителей ожидается снижение данной ценовой нагрузки. Если группы лиц примут решение не строить новую мощность, то они будут обязаны покупать её у единого закупщика", – подчёркивается в сообщении госоргана.
По информации министерства, внесение изменений в законодательство об электроэнергетике и ввод рынка электромощности в разработанной модели будет стимулировать промышленные группы вкладывать инвестиции в возведение новых электрических мощностей, поскольку созданные активы будут оставаться во владении инвесторов.
"Новая модель позволит сохранить конкурентоспособность продукции отечественных энергоёмких промышленных предприятий без удорожания электроэнергии для других потребителей. Промышленные группы, выбравшие альтернативный вариант, остаются в энергосистеме и будут участвовать наряду со всеми в создании новых энергомощностей страны", – считают в Минэнерго.
Вместе с тем в ведомстве отмечают, что для модернизации своих мощностей электростанции, не входящие в группу лиц, вправе заключить инвестиционное соглашение, которое будет предусматривать приоритетную продажу мощности по заранее установленному тарифу. При этом группам лиц, работающим по альтернативному варианту, запрещено пользоваться какими-либо приоритетами, в том числе и заключать инвестиционные соглашения.
Рынок электрической мощности заработает в Казахстане в начале 2019 года. Аукцион по нему пройдёт в ноябре. На рынке мощности будет создан единый закупщик. Предполагается, что им станет ТОО "Расчётно-финансовый центр по поддержке ВИЭ" при АО KEGOC.
Закупщик будет приобретать у существующих и вновь созданных энергопроизводящих организаций услуги по поддержанию готовности электрической мощности согласно приоритетности на нескольких субрынках. Первый субрынок будет охватывать долгосрочные договоры покупки мощности у вновь введённых энергопроизводящих организаций, вводимых в условиях выявления дефицита электрической мощности в рамках ежегодно утверждаемого прогнозного баланса на семилетний период.
Следующим сегментом рынка мощности станут среднесрочные договоры покупки мощности у существующих энергопроизводящих организаций, которым требуется существенная модернизация, расширение или реконструкция. Кроме того, прямые краткосрочные двухсторонние контракты на год в объёме технологического минимума генерирующей мощности, необходимой для обеспечения тепловой энергией, смогут заключать ТЭЦ. Также существующие или действующие энергопроизводящие организации смогут участвовать в конкурентных торгах по закупу мощности на год.
"Согласно Закону "Об электроэнергетике" торги на покупку услуги по поддержанию готовности мощности будут проводиться во второй декаде ноября на весь предстоящий год", – резюмировали в Минэнерго.
Ранее abctv.kz сообщал со ссылкой на источник в электроэнергетической отрасли, что не все электростанции Казахстана будут принимать участие в работе рынка мощности из-за готовящихся поправок в законодательство. Источники генерации электричества, напрямую работающие с промышленностью, к примеру Евроазиатская энергетическая корпорация, входящая в Eurasian Resources Group, получат право покрывать потребности в мощности за счёт своих энергоисточников, говорил специалист, знакомый с ситуацией. Недавно ЕЭК получила кредит от Банка развития Казахстана на восемь лет на сумму 360 млн долларов, часть из которых пойдёт на реконструкцию и модернизацию энергоблока № 5 Аксуской электростанции. Её установленная мощность – 450 МВт, ежегодно на ней вырабатывается 15,7 млрд кВт/ч в год. 86% этого объёма электростанция поставляет на предприятия ERG, остальные 14% поставляются в единую энергосистему Казахстана, отмечалось в релизе группы.
Полтора года назад в своей публикации "Затянувшийся переход: опыт проведения реформ и новые вызовы в секторе электроэнергетики Казахстана" эксперты Всемирного банка раскритиковали прежнюю версию модели рынка мощности.
"В модели рынка есть несколько недостатков. Она слишком сложная и содержит два подрынка: краткосрочный (на год вперёд) рынок существующей мощности и долгосрочный рынок для новой мощности. По определению рынок мощности должен быть сосредоточен на долгосрочной перспективе, таким образом, необходимость краткосрочного подрынка – под вопросом. Более того, существующая модель предусматривает продолжение использования противоречивых предельных тарифов на производство электроэнергии, что ведёт к чрезмерно администрируемым и обременительным механизмам, подрывающим целостность рынка мощности как механизма, основанного на ценовых предложениях без микровмешательств государства", – указывалось в отчёте международного финансового института.
Кроме того, по мнению международных экспертов, потенциально чрезмерные финансовые обязательства оператора рынка KEGOC в рамках договоров о покупке мощности вызывали обоснованные опасения. Из-за этого были необходимы дополнительные положения и меры для защиты финансовой жизнеспособности оператора рынка, настаивали специалисты ВБ.
Данияр Сериков