Министры иностранных дел прикаспийской пятерки – Казахстана, России, Азербайджана, Ирана и Туркмении провели в Астане 11-12 июля этого года совещание, главным пунктом которого было обсуждение готовности к подписанию главами государств основополагающего документа взаимодействия – Конвенции о правовом статусе Каспия. Соответствующих договоренностей страны не могут достичь с начала 90-х годов прошлого века, однако уже в следующем году, на саммите стран прикаспийской пятерки в Астане документ, судя по высказываниям глав российского и казахстанского внешнеполитических ведомств, встретившихся с журналистами по итогам совещания, может быть, наконец, подписан.
"Сегодня нам удалось согласовать очень многие вопросы, касающиеся конвенции, - заявил журналистам министр иностранных дел Казахстана Ерлан Идрисов. - Документ очень сложный и комплексный и затрагивает многие аспекты государственных интересов прикаспийских стран, поэтому нам потребуется еще время для экспертной работы. Мы договорились, что следующие встречи экспертов в рамках Специальной рабочей группы пройду в сентябре в Тегеране и в октябре в Ашхабаде. После этого будет определено время проведения очередной встречи на уровне министров иностранных дел", - добавил он.
По его мнению, нынешняя встреча на уровне министров иностранных дел была "полезной и результативной", поскольку стороны "подтвердили сегодня на политическом уровне, что есть общий настрой и понимание выходить на подписание конвенции в Астане на саммите глав государств в следующем году". "Когда точно это произойдет в следующем году, сейчас сказать будет трудно, это будет зависеть от работы над оставшимися вопросами", - отметил глава казахстанского МИДа. Его же российский коллега Сергей Лавров высказал уверенность, что "абсолютно реалистично нацеливаться на подписание конвенции в 2017 году". "Думаю, что и в первой половине года можно это сделать, - конкретизировал Сергей Лавров возможное время подписания конвенции.
"По крайней мере, наши эксперты будут интенсивно работать в ближайшие пару месяцев, а затем мы определимся с той ролью, которую на том этапе могут сыграть министры иностранных дел, - уточнил он. - Кроме конвенции, мы договорились сегодня ускорить взаимодействие по выполнению уже имеющихся секторальных соглашений и постараться подготовить дополнительные документы, которые являются предметом переговоров", - добавил российский министр. Он напомнил, что на Каспии уже действует соглашение о сотрудничестве по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, под которое в настоящее время "создается механизм реагирования на природные и техногенные бедствия".
"Обсуждали мы и необходимость выполнения договоренностей, которые были записаны в соглашениях - сохранении и рациональном использовании биоресурсов, и соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности, говорили и о борьбе с браконьерством. Есть конкретные идеи, которые также переданы нашим экспертам. И все поддержали необходимость разработки крупных секторальных соглашений, в частности, в сфере торгово-экономического сотрудничества и транспорта, и соглашения, которое позволяло бы предотвращать инциденты с участием военных кораблей на Каспии", - добавил Сергей Лавров.
Что касается упомянутых Ерланом Идрисовым "оставшихся вопросов", требующих дополнительной проработки экспертами и министрами иностранных дел перед саммитом, то казахстанский министр отнес к ним "вопросы прокладки коммуникаций по дну Каспийского моря, а также вопросы определения методики разграничения дна". "Здесь речь идет об определении технических аспектах методики, а не о принципах разграничения. Принципы разделения дна не подвергаются сомнению. В их основе – равенство, справедливость, учет взаимной выгоды и интересов", - подчеркнул глава казахстанского МИДа. Помимо этого, по его словам, потребуют дополнительного обсуждения также вопросы порядка навигации и вопросы транзита по территории Каспийского моря.
"Эти вопросы мы сегодня и вчера обсуждали, они требуют дополнительной экспертной проработки, потому что нам нужны технические расчеты, чтобы принять окончательные и выгодные решения. И все будут в равных условиях. В первую очередь, есть общее понимание, что Каспийское море - это море мира и сотрудничества. Принципы равноправия и взаимоуважения, равенства и взаимной выгоды - это базовые принципы, которые уже зафиксированы в конвенции, и их никто не подвергает сомнению", - заключил Ерлан Идрисов.
И немножечко НАТО
Естественно, что участие в пресс-конференции по итогам совещания министров прикаспийской пятерки главы российского МИДа, не могло не вызвать вопросы об оценке российской стороной итогов варшавского саммита НАТО, прошедшего 8-9 июля и, по большому счету, "посвященного" России. "Мы, прежде всего, хотим понять натовские объяснения решений, которые были приняты на саммите в Варшаве, - сказал в ответ Сергей Лавров. - То, что мы слышали в виде публичных комментариев этих решений, конечно, не радует: преобладает желание сохранять этот искусственно создаваемый образ врага в лице России для того, чтобы на этой основе требовать единство рядов и консолидации позиций. Опять объединяются, к сожалению, наши натовские партнеры на основе наименьшего знаменателя, который формируется таким откровенно русофобским меньшинством в западном сообществе", - констатировал он.
Относительно же возможностей дальнейшего сотрудничества с НАТО, российский министр заметил, что отнюдь не Кремль разрывал договоренности о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, не Москва замораживала "все взаимодействие по поддержке сил безопасности Афганистана, чтобы они могли более эффективно бороться с ИГИЛ и прочими радикалами". "И не мы приостановили все остальные формы взаимодействия между Россией и Северо-Атлантическим альянсом, - продолжил Сергей Лавров. - А сейчас, я вот слышал, когда наши партнеры объявляли о том, что они готовы провести совет Россия-НАТО, они все преподносили это как свою добрую волю: "Мы согласились, - они говорили, - провести совет Россия-НАТО". Мы у них этого не просили. Если они его заморозили, этот механизм, то они должны и предпринимать шаги по реанимации этого совета. Они нас просили, очень просили, согласиться на заседание совета России-НАТО. Мы пошли навстречу, потому что мы по большому счету, никогда не уходим от разговора. Но надеюсь, что это будет разговор по-настоящему ответственный, не на публику, не в расчете опять сорвать какие-то пропагандистские очки, а разговор, который соответствует серьезности ситуации, складывающейся в результате политики НАТО в сфере военно-политической безопасности на европейском континенте", - подчеркнул он.
По его сведениям, в рамках НАТО "солидные государства, ведущие государства НАТО, европейские, прежде всего", выступали за то, чтобы сделать работу совета Россия-НАТО регулярной, какой она и была в прошлом. "Но вот то самое меньшинство, которое получает какое-то колоссальное удовольствие от русофобских позиций, категорически заблокировало это предложение, и сказали они, что один раз соберемся - и потом будем смотреть, - утверждает российский министр. - Такое ощущение, что они играют в какую-то свою игру и не понимают главного, что происходит. А происходит реальное отчуждение в рамках европейского континента. И я очень надеюсь, что эта линия, она понятна солидным, взрослым политикам в Европе, да и в Соединенных Штатах, надеюсь, и что они такую линию все-таки изменят - и будут опираться на те договоренности, которые были закреплены и в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, да и в рамках основополагающего акта, который был подписан между Российской Федерацией и Северо-Атлантическим альянсом. Мы к этому готовы, и посмотрим, насколько серьезно, насколько ответственно подходят к положению дел в Европе наши западные партнеры", - заключил Сергей Лавров.
Игорь Воротной
Фото: МИД РК