Выступив на XXVI сессии Ассамблеи народа Казахстана с посылом о необходимости содружества стран и народов постсоветского пространства, писатель-современник нашел время и дал abctv.kz интервью, в котором рассказал о современном положении начинающих и уже состоявшихся писателей и предсказал, как скоро "электроника" полностью вытеснит слово.
– Написание книг отнимает у авторов много времени и сил. Но насколько сейчас это дело прибыльное?
– Писательство – прибыльное дело только для самой верхушки. Есть некая верхушка авторов детективов, фантастики и так далее. Это те, кто по-настоящему пишет, их книги издаются большими тиражами, переводятся на десятки языков. Авторы, соответственно, могут этим зарабатывать и нормально жить. Но другое дело, попасть наверх очень сложно, даже добиться не то что успеха Джоан Роулинг (автор серии книг о Гарри Поттере. – Прим. ред.) заработавшей миллиард, а хотя бы просто нормального писательского успеха, который позволит жить полноценной жизнью: ездить в отпуск, купить себе машину и прочее, достаточно сложно.
– Если сравнить времена Вашего взлета и нынешние. Какие проблемы у авторов существовали тогда и какие существуют сейчас?
– В те годы, это конец 1980-х, было довольно сложно начинающему автору публиковаться. Был очень большой вал переводной фантастики и вообще литературы. Рядовой читатель больше жаждал зарубежного автора. Как раньше казалось, что "Сникерс" вкуснее отечественной шоколадки. Через какое-то время люди этих "Сникерсов" переводных наелись и поняли, что хочется своего. Издательства стали активно публиковать наших авторов русскоязычных. И настал тот самый период, когда публиковаться стало легче. Автору было проще начинать, потому что хорошие рукописи могли выпускать большим тиражом – пять-десять тысяч экземпляров. Сейчас же ситуация довольно сложная, потому что появился Интернет. Любая книга туда уходит очень быстро, появляется на бесплатных библиотеках, и поэтому никто начинающих авторов не издает большим тиражом. В этом нет смысла, все равно украдут и выложат в Интернете. Автор приносит свою книжку, над которой он работал целый год. Ее публикуют, но тиражом всего 2000 экземпляров. Заработок автора от этой книги в лучшем случае составит 1000 долларов. Представьте, 1000 долларов и год затраченной работы. Соответственно, начинающему писателю становится очень тяжело этим зарабатывать – ему приходится параллельно работать, писать. На литературу становится времени все меньше и меньше, и в результате очень многие, махнув рукой, из литературы уходят вообще. Сейчас и для известных авторов период не очень легкий, а для начинающих так тем более.
– А чем еще могут зарабатывать писатели, чтобы не жить в нужде?
– Очень многие писатели уходят в смежные сферы, например в сценаристику. Пишут сценарии для фильмов, сериалов, компьютерных игр, комиксов и других проектов. Но нужно уметь разбираться в этом и понимать специфику написания сценариев. Большой доход писателям приносит написание сценариев для компьютерных игр, так как это отдельная огромная область, где крутится денег не меньше, чем в кино. Ведь компьютерные игры – востребованный вид развлечения. Понимаете, писатели могут создавать и придумывать миры – разрабатывать сюжеты игр и прочее – здесь также идет работа со словом, но уже в ином проявлении.
– Можно ли литературу назвать бизнесом? Если да, то, в каком виде на этом возможно построить дело?
– За литературу платят деньги, а все, за что платят деньги, можно отнести к бизнесу. К примеру, есть один хороший автор фантастики и ужастиков. Основной доход его идет от написания специальной литературы – книг о рыбалке. Он специалист и любит рыбалку, и его постоянно спрашивают о выходе новых книг. Не так давно выпустил он книжку "Зимняя ловля карася", и она принесла ему дохода больше, чем пять книжек по фантастике. Потому что рыбаков много, и они радостно скупили эти книги. Настоящий писатель может работать с любым материалом. Он может писать в своем основном жанре и при этом иногда создавать то, что отвечает основным требованиям и пожеланиям читателей. Так называемую популярную прикладную литературу.
Но хочу добавить, что литература если и бизнес, то очень высокорискованный. По сути, это все равно, что вложиться в самые рискованные акции в надежде на то, что они у тебя сыграют, не заложив в портфель никаких облигаций. Но люди постоянно этим занимаются, иногда кто-то срывает банк. Так и в литературе – есть какое то количество авторов, которые смогли стать известными и заработать на этом.
– Расскажите о себе. Чем еще Вы зарабатываете, помимо написания книг?
– Я также очень много работаю над сценариями. Даже в какой-то момент я сказал себе, что будут завязывать с этим, потому что это очень сильно отвлекает от написания книг. Тут, к сожалению, такой момент: написанный сценарий, даже очень хороший, не факт, что воплотится в проект. У меня есть огромное количество написанных сценариев, за которые даже были заплачены деньги, но которые так и не превратились в фильмы. На этапе написания все было хорошо, но потом посчитали бюджет кино и махнули рукой. Все, что было затрачено, списали в убыток. Потому что не рискнули вложить 10 миллионов долларов. Ситуация такая: сценарий и книга – вещи довольно противоположные. Книгу всегда можно опубликовать, даже если не возьмет издательство, можно самому. В электронном виде в Интернете объявить на нее подписку. Есть люди, которые таким образом пишут книги, собирают гонорары, заинтересованных читателей и вполне существуют. Фильм же одному не снять ну никак.
– Как мы знаем, совсем скоро в прокат выйдет фильм, снятый по мотивам вашего романа "Черновик". Вы, не читав сценария, дали свое согласие на экранизацию. Почему? Этому решению способствовал коммерческий интерес или что-то другое?
– Во-первых, мне очень хотелось увидеть эту книжку экранизированной. Я не очень большие деньги получил за права на самом-то деле. Ко мне обратились одновременно две киностудии, которые хотели получить права. Так бывает. Я колебался какое-то время, затем позвонил на "Первый канал", спросил совета у Константина Эрнста. Он ответил так: "Наталья Макрицкая хочет, она снимет. Она такой человек, если захочет – значит сделает". Я доверился, отдал ей права. Заняться сценарием я просто не мог, потому что в тот момент уже делал несколько очень больших проектов для других кинофирм по другим моим произведениям. К сожалению, пока там все еще не в стадии запуска – сценарии сделаны, возможно, когда-то это произойдет. Поэтому заниматься одновременно сценарием "Черновиков" я не мог. Пришлось довериться режиссеру, продюсеру, их сценарной группе. Я могу сказать честно, что все было сделано хорошо. У меня были определенные замечания, которые я изложил. Где-то режиссер прислушался, где-то – нет. Но в любом случае результат очень близок к книге, и я доволен им.
– Какие жанры в книге сейчас считаются наиболее коммерчески успешными?
– Люди в основном читают фантастику, детективы, мелодрамы, жизненные простые истории. Однако, зная данные издательств, я скажу, что конкретно в России наблюдается тенденция по росту продаж книг из классики XX века. Люди заново читают Оруэлла, Замятина, Хемингуэя. Издательства выпускают их большими тиражами: 30-60 тысяч экземпляров.
– Исходя из этого, что Вы можете сказать о будущем книги в целом? Умрет ли печатное слово под натиском "электроники"?
– Я не думаю, что наступит конец как таковой. Литература останется, скажем, развлечением и методом образования для избранных. Как есть люди, которые ходят на оперу на балет, а есть те, кто слушает по радио легкую популярную музыку. Конечно, вторых куда больше, но и первые существуют. Просто чтение становится более элитарным видом развлечения. Возможно, в этом ничего страшного нет и это неизбежный процесс, хотя мне, конечно, немного жаль.
Чтение книг – это не просто развлечение, это еще и работа. Можно потреблять кино и музыку, абсолютно не прикладывая усилий. Чтение же заставляет работать мозг читателя. Ты домысливаешь, дорисовываешь в голове эту картинку. Это наиболее развивающий вид развлечений и культуры. И если люди потребляют только переработанную информацию, они становятся глупее. Есть такое выражение, и я с ним полностью согласен: "Те люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто книг не читает".
– Как писатель-фантаст, часто ли Вы в своих книгах умеете предсказать будущее?
– Когда ты пишешь о будущем – это бывает всегда. Ты невольно пытаешься предсказывать. Иногда это попадает. Иногда политические аллюзии совершенно случайно проскакивают. Это всегда завуалированное видение. Например, есть у меня такие книжки: "Звезды – холодные игрушки" и "Звездная тень". Там сюжет строится вокруг взаимодействия людей с другими инопланетными цивилизациями – более разумными. Те людям отвели одну-единственную роль – космических извозчиков. Земные люди возят по галактике разные товары, и это единственное, к чему применим их мозг. Менее развитые миры здесь – просто винтики в механизме. Когда я это писал, я, по сути, описывал то, что произошло после распада СССР. Победившие западные страны уготовили каждой другой свою роль. Большой державе предназначили добывать нефть и газ и быть счастливой уже от этого. Собственно говоря, это история противостояния цивилизаций и то, как люди выбивают себе право быть полноценной общностью, идти своим путем, развивать то, что хочется, и так далее. Это был мой рассказ о том, что происходит в мире среди обычных государств. Но подано в виде фантастического детектива.
Я сумел также предсказать войну России и Украины за Крым, несмотря на то, что написал книгу задолго до свершившегося конфликта – в 1995 году. Но я уже в ту пору бывал на Украине, бывал в Крыму и видел, что там этот конфликт назревал. Я понял, что он неизбежно рано или поздно прорвется. К сожалению, я оказался пророком. Конечно, таких бомбардировок, о которых описано в книге, не было, и слава богу, но конфликт произошел. То есть писатель, он обычно такое видит и угадывает. Потому что умеет правильно ощущать всеобщие настроения.
– Оценивая долгие годы своей писательской деятельности, как Вы думаете, смогли ли Вы привнести что-то новое в литературу?
– Не хочу себя хвалить, но думаю, что определенные вещи я внес. Тот же жанр городского фэнтези, который расцвел после "дозоров" (романы С. В. Лукьяненко: "Дневной дозор" (2000 г.), "Ночной дозор" (1998 г.). – Прим. ред.). Также жанры, которые сейчас называют виртуальными романами либо романами виртуального мира – они, собственно говоря, появились после моего "Лабиринта отражений". Начали писать много произведений на эту тематику и у нас, и на Западе, например американский роман "Первому игроку приготовиться" и прочее. Однако пусть об этом буду судить не я, а критики, читатели и время.
Напомним, вскоре в Казахстане презентуется фильм "Черновик", экранизированный по одноименному роману Сергея Лукьяненко.
Динара Канжагалинова