– Г-н Каражанов, не могут не волновать статистика и любые новости о том, что казахстанцы покидают страну в поисках работы и лучшей жизни за рубежом. Что Вы можете сказать на этот счет?
– Принято считать, что отток населения из Казахстана начался в 90-х годах после развала СССР. На самом деле данный процесс для республики был характерен и ранее. Когда заканчивалось освоение Целины, различные народно-хозяйственные стройки и т. п., многие уезжали туда, откуда приехали. Распад Советского Союза просто сыграл роль демографического миграционного катализатора. Эти процессы стали в какое-то время ускоряться, приобретать иной характер. Люди не только возвращались на историческую родину, но и отправлялись в поисках лучшей жизни в иные страны.
Я бы не стал сгущать краски по поводу миграции из Казахстана, в ней есть своя специфика и закономерность. На смену динамичному росту экономики пришли вялотекущие проценты роста ВВП. Это также сказывается на миграционных потоках.
– Основной процент казахстанцев уезжает в соседнюю Россию… Почему?
– России пока не удается решить свои демографические проблемы, несмотря на введение новых выплат для стимулирования рождаемости, существование программы переселения соотечественников. Принятых мер оказывается недостаточно, к тому же существует миграционный отток из самой России, о котором мало говорят.
– В Казахстане же сейчас достаточно высокие темпы рождаемости, но это в целом по стране. Если смотреть в деталях, то мы увидим, что на севере страны складывается точно такая же демографическая картина, как в ряде регионов России, там население сокращается.
– С 2017 года в Казахстане работает программа добровольного переселения из густонаселенных южных регионов в трудодефицитные северные области. Переселенцы получают соцпакет, в частности трудоустройство и помощь с жильем. Но темпы переселения пока недостаточны. Наш север – это такой маленький полигон, на котором можно испытать, способно ли справиться государство с демографической проблемой в перспективе.
– Россия была и остается многонациональным государством. В самой Москве образовались многочисленные диаспоры узбеков, таджиков, казахов, представителей Южного и Северного Кавказа…
– Да, это. И мы ни слышим, что в Москве стали происходить столкновения между разными группами мигрантов. Это один из серьезных симптомов того, что трудовая миграция несет в себе угрозы. Она стимулирует экономику, но может иметь и негативные последствия, приводящие к социальной напряженности.
– Говоря о миграционных потоках, эксперты часто обращаются к таким демографическим данным, как рождаемость, старение…
– Старение населения – это закономерный процесс, который носит глобальный характер. Многие бьют по этому поводу тревогу, но ситуацию надо оценивать прагматично. Конечно, когда в структуре экономически дееспособного населения сокращается молодежь, это не может радовать, так как растет нагрузка на бюджет, возникает необходимость пенсионной реформы и т. д.
Но в динамике развития на рынке труда наблюдается противоречивая ситуация. С одной стороны, имеется нехватка рабочей силы в той же России. Однако в тех секторах экономики, которые подвержены цифровизации и автоматизации, рабочие места сокращаются. Данные процессы еще более характерны для развитых стран мира. Там где труд не требует умственной работы, можно поставить автомат, а людские ресурсы перенаправить в другие сферы. Дворник, каким бы старательным он ни был, вряд ли своим трудом разбогатеет.
Определяющим фактором для наших стран будут не миграционные потоки, а способность улучшать человеческий капитал, стимулировать население быть образованным, востребованным, конкурентоспособным. Тогда его уровень дохода станет выше. И экономика от этого сильно выиграет, так как в ее структуре станет больше высоких технологий. Именно в таких условиях появляются такие глобальные проекты, как Telegram или Facebook в Интернете, которые начинаются с маленьких стартапов и перерастают в гигантов индустрии.
Мы живем в XXI веке, когда правила игры изменились. Инновационные экономики оказываются более конкурентоспособными и устойчивыми в условиях кризиса. К тому же это ярко продемонстрировала пандемия коронавируса. Удивительные технологии выглядят гораздо привлекательнее, чем продажа сырья и малоквалифицированный труд.
Кульпаш Конырова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!