Подумать только: в середине 50-х годов XIX века, когда купец Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию, на месте Астаны была Акмолинская станица – с укреплением, базаром, солдатской, татарской и разночинной слободками, деревянными и землебитными домами. А в 1892 году, когда Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве, все население степного Акмолинска составляло немногим более пяти тысяч человек. И хотя это был весьма трудовой и торговый городок, который быстро рос за счет переселенцев и при всякой возможности благоустраивался, но культурной жизнью похвастаться не мог еще долго: к примеру, только в 1899 году здесь был заложен фундамент городского театра.
Города, страны, режимы меняются, но искусство вечно. Выставку картин из собрания Третьяковской галереи привезли в Астану по случаю празднования 20-летия столицы Казахстана. Проект осуществился при поддержке Министерства культуры и спорта РК.
Экспозиция охватывает почти все ХХ столетие: от 1900-х до 1980-х. Здесь представлена, главным образом, живопись московской школы, с которой связаны такие прославленные (и такие разные) художественные объединения, как "передвижники", "мирискусники", "Бубновый валет", АХРР (Ассоциация художников революционной России). И хотя тональность у выставки в основном реалистическая, в ней прослеживается движение – от модерна до "сурового стиля" и соцреализма. Здесь картины таких мастеров, как Константин Коровин, Игорь Грабарь, Михаил Нестеров, Абрам Архипов, Константин Юон, Петр Кончаловский, Илья Машков, Аристарх Лентулов, Роберт Фальк, Павел Кузнецов, Георгий Нисский и другие.
"Мы впервые выставляем в Астане свою коллекцию. И, когда мы решали вопрос, что же везти сюда, мы прекрасно понимали, что должны привезти действительно шедевры, вещи первого порядка, – сказала на церемонии открытия генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. – Мы хотели провести выставку, которая бы напомнила о годах, когда мы жили вместе, продемонстрировала бы невероятные художественные достижения русской, московской живописной школы, оставила бы у посетителей светлое, ясное и радостное впечатление. Две трети этих работ постоянно находятся в экспозиции Третьяковской галереи, и нам было достаточно трудно найти им замену. Однако мы понимали, что этим проектом действительно возводим один из столь необходимых сегодня мостов во взаимоотношениях между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. И, кроме того, имеем возможность доставить невероятное эстетическое наслаждение огромному количеству зрителей, которые до 10 сентября, надеемся, придут сюда, в Национальный музей Казахстана".
Как отметила Зельфира Трегулова, эта выставка показывает "не просто то лучшее, что создано в рамках реалистической живописи ХХ века, но и то, как мы сегодня представляем зрителю те сокровища, которые храним: когда важна и архитектура выставки, и свет, и цвет стен". Экспозиция стильно и современно оформлена: над сценографией выставки работала известный архитектор, специалист по музейному и выставочному дизайну Агния Стерлигова.
Надо сказать, на выставке есть полотна, знакомые и даже родные не только любителям и знатокам живописи, но и любому школьнику, во всяком случае, советскому. Хотя бы потому, что они были в учебниках и по ним писали сочинения.
Пожалуй, самый большой ажиотаж у публики вызывают две картины: "Опять двойка" Федора Решетникова и "Утро" Татьяны Яблонской.
У картины "Утро" есть удивительная история, связанная с Казахстаном. Написанная в 1954 году, она считается символом послевоенного времени и ранней "оттепели", с надеждами на лучшее будущее и "радость впереди". На картине изображена девочка, делающая утреннюю гимнастику в залитой солнцем комнате.
И вот, своего рода сенсацию на открытии выставки в Нацмузее произвело появление той самой девочки с картины – Елены Бейсембиновой, старшей дочери художницы Татьяны Яблонской.
Елена родилась в Саратове, в эвакуации. Картина была написана в Киеве, девочке было тогда 13 лет. А сейчас Елена Бейсембинова живет в Алматы. Она тоже художница: мультипликатор, график, живописец, член Союза художников и Союза кинематографистов Казахстана.
"Вот эти растения в комнате и на балконе, которые изображены на картине, я вырастила сама. Хотела быть биологом. Вообще, любила биологию, зоологию, спорт, балет – художником быть не хотела, но мама все-таки настояла на этой профессии. И я осталась верна теме природы. Люблю рисовать пейзажи, цветы, облака, небо – это моё. Природа – это радость, которую мы сейчас теряем, и мне хочется изображать ее честно, без всяких "измов", – поделилась Елена.
Есть красивая романтическая легенда, согласно которой будущий муж Елены, Арсен Бейсембинов, еще мальчишкой влюбился в девочку с картины "Утро" – по вырезанной из "Огонька" репродукции, которая висела у него дома. А спустя годы встретил ее в Москве, в Строгановском художественно-промышленном училище, куда они оба поступили.
В действительности, по словам Елены, в легенде многое преувеличено: репродукция "Утра" действительно висела в родительском доме Арсена, но у него не было особенной мечты встретить "девочку с картины". И уж, во всяком случае, он долго не знал, что Елена и есть та самая девочка, потому что она не афишировала родства со знаменитой художницей. Они с Арсеном полюбили друг друга как реальные люди, прожили в Алма-Ате почти сорок лет – до самой его смерти в 2000 году. Вместе работали мультипликаторами на "Казахфильме", иллюстрировали книги. Их сын Зангар тоже стал художником.
Вот такая романтическая история.
Выставка "50 шедевров ХХ века из собрания Третьяковской галереи" продлится в Национальном музее РК до 10 сентября 2018 года.
Влада Гук
Фото автора