В четверг, 25 апреля, в Пекине стартует второй по счету Форум "Один пояс, один путь", организованный правительством Китая. Ожидается, что в его работе примут участие лидеры стран, имеющих прямое отношение к самой инициативе, которая, к слову, вобрала в себя проекты "Экономический пояс Шелкового пути" и "Морской Шелковый путь XXI века".
В канун мероприятия посольство Китая (КНР) в Казахстане организовало для группы казахстанских журналистов ознакомительный тур по ряду внутренних провинций. Заметим, что в рамках политики правительства КНР по реализации китайской мечты по построению "среднезажиточного общества" (сяокан) с фокусом на равномерное развитие регионов особый акцент делается на внутренние провинции, драйверы для роста которых в том числе должно быть реализованы за счет подключения к межгосударственным транспортным проектам.
Индустриальный импульс
Одной из новых точек роста в торговых взаимоотношениях стран "одного пояса" становится провинция Аньхой, в административном центре которой – городе Хэфэй – расположен одноименный Международный сухой порт. Объект, раскинувшийся на площади в 90 га, динамично расширяет экспортный объем в европейском направлении и оказывает полный спектр услуг для местных предприятий, от таможенных до логистических вопросов.
Заметим, что регулярность отправлений за последние четыре года выросла в 14 раз, до 182 поездов в год. Основной рост произошел за счет поставок в Европу (фокус на Центральную Европу), куда за прошлый год было отправлено свыше 75% составов, состоящих в среднем из 50 сорокафутовых контейнеров (FEU). Если смотреть в абсолютных цифрах, то только в 2018 году регулярность отправлений выросла в три раза, до 141 поезда; объем перевезенных ими контейнеров вырос в 2,5 раза, до 6,4 тыс. FEU.
Динамика формирования грузов и объемов перевозок говорит о растущем потенциале провинции Анхой, которая славится прежде всего своими индустриальными производственными мощностями. Товарная линейка отправляемых в Европу грузов состоит преимущественно из: автомобилей и комплектующих к ним, бытовой техники, холодильного оборудования и многого другого.
Примечательно, что порожними поезда практически не возвращаются. Как заявил inbusiness.kz директор маркетингового департамента Международного сухого порта Хэфэй, Фэн Цинцин, составы в обратном направлении загружены на 96-98%. Основной статьей товарного импорта из Европы в Китай является алкогольная продукция, где основная доля приходится на вино.
Всего за 2018 год по направлению Китай – Европа – Китай передвигались 6363 поезда, из которых 56% передвигались через Казахстан, рассказал посол Казахстана в КНР, Шахрат Нурышев. По данным Центра интеграционных исследований, на Казахстан в 2017 году приходилось 76% контейнерооборота, идущего из КНР через Евразийский экономический союз.
Прибыль от транзита в результате достигла "2-3 млрд долларов, что дает надежду на реализацию прогноза в 5 млрд долларов в ближайшие два-три года", подчеркнул он. Добавим, что в 2018 году был запущен трансконтинентальный железнодорожный маршрут Вьетнам – Китай – Казахстан – Европа, через который уже перевезено 1,7 тыс. 20-футовых контейнеров (TEU). В I квартале 2019 года транзитные контейнерные перевозки увеличились в 1,5 раза, до 139,1 тыс. TEU.
Помимо транзитных доходов, которые аккумулирует АО "НК "Казахстан темир жолы" ("КТЖ") от роста торговли, можно обнаружить растущий трафик грузов между Китаем и Средней Азией, куда администрация порта включает и Казахстан. Так, частота грузоотправлений за 2018 год выросла вдвое, до 41 поезда и свыше 2 тыс. FEU. Это рекордный объем за последние четыре года, однако показатели текущего года однозначно его побьют.
Во время посещения порта из сухого порта отправлялся 100-й состав, груженный в основном солнечными панелями для получателей из Средней Азии. Как уточнил Фэн Цинцин, это уже 45-й состав в регион с начала текущего года. Другими словами, доля Средней Азии в текущем году выросла с 22% до 45%. Основной рост в настоящее время идет за счет поставок в Узбекистан, откуда, в свою очередь, наращивается импорт хлопка.
"Один пояс, один путь" – важный аспект нашей политики открытости, провозглашенной 10 апреля 2018 года председателем КНР, Си Цзиньпином, – рассказывает inbusiness.kz директор отдела по внешнему сотрудничеству сухого порта, Чжен Лэй. – Раньше наши поезда ходили только до Гамбурга. Сейчас они доезжают до 52 городов из семи стран. Наиболее крупными точками являются Дуйсбург, Хельсинки, Лодзь, Минск, Новосибирск, Алматы, Ташкент и другие".
Добавим, что направление Хэфэй – Алматы было открыто 30 июня 2018 года. Открываются маршруты до Астаны и Костаная, добавили в администрации порта, комментируя свои планы развития. Одним из проектов такого сотрудничества является создание казахстанского-китайского СП по производству автомобилей JAC, штаб-квартира которого расположена в Хэфэе.
Говоря в целом о среднеазиатском направлении, то администрация порта уже создает специализированную компанию по расширению взаимной торговли. О масштабах роста говорит инвестиционный план по дальнейшему обустройству и расширению территории Международного сухого порта Хэфэй. При уставном капитале в 500 млн юаней в ближайшее время ожидается расширение площади порта на треть, или 30 га, до 120 га.
Инвестиции в обустройство и создание инфраструктуры на первом этапе составят до 600 млн юаней, из которых часть средств будет привлечена в виде банковских займов. И это притом что мощность порта используется на 60-70%. Международный сухой порт Хэфэй ежедневно способен формировать до трех-четырех составов.
Новые рынки взаимовыгодного сотрудничества
Большая часть провинций Китая сотрудничают со странами вдоль Экономического пояса Шелкового пути (если не считать собственно Европу) опосредованно, через другие регионы, ввиду отсутствия прямых контактов и транспортных сообщений. Однако для большей эффективности, как в части организации цепочек поставок, так и создания новых ниш, активно налаживаются такие мосты. И одним из таких примеров является центральная провинция Хубэй с адмцентром в городе Ухань.
Город расположен по течению крупнейшей водной артерии Евразии – реки Янцзы – и включен в экономически связанный пояс городов, развитие которых активно продвигается как со стороны местных, так и центральных властей в рамках соответствующей госпрограммы. И на стыке проектов "Один пояс, один путь" и внутрикитайских госпрограмм развития внутренних территорий создается Центрально-Китайская торгово-экономическая зона в новом Уханьском порту.
Сам проект нового порта в городе Ухань представляет из себя комплекс зданий и инфраструктурных сооружений, ключевыми из которых станут три мини-порта с подключенными к ним железнодорожными ветками, что создает возможность соединить межгосударственный и внутрикитайский транспортные проекты. Мощность перевалки одного из них – Янлу – составит 2,2 млн тонн продовольственных товаров, а суммарно превысит 7 млн тонн.
Реализует проект муниципальная Wuhan Financial Holdings, оперирующая в провинции и объединяющая в себя конгломерат различных финансовых компаний, с общей капитализацией 900 млрд юаней. Это многое говорит о масштабах группы, поскольку ВВП адмцентра провинции Хубэй – Уханя – в минувшем году превысил 1 трлн юаней, заявил inbusiness.kz менеджер проекта строительства нового Уханьского порта, Игорь Штырев. По задумке авторов проекта новый порт в комплексе будет оказывать весь спектр сопутствующих услуг, начиная с растаможки и очистки грузов до финансового обеспечения данных операций, включая фондирование на фондовой бирже по принципу одного окна.
Сам комплекс, помимо портовой инфраструктуры, будет включать в себя государственно-административное здание, гостиницу с соответствующими площадями для комнат переговоров, выставочный комплекс для гостей и клиентов, а также здание, которое будет обслуживать онлайн-коммерцию и транзакционные операции.
Проект рассчитан преимущественно на зарубежных партнеров, намеревающихся расширять торговое сотрудничество с китайскими и другими партнерами. По словам Штырева, проект реализуется под протекцией как местных, так и центральных властей, что дает возможность потенциальным клиентам оказывать вкупе консалтинговые вопросы и решать на месте возникающие проблемы (соответствующие госорганы как раз и будут размещены поблизости в адмблоке комплекса).
"Проникновение на рынок [Китая] решается на разных уровнях, и у [зарубежного] бизнеса порой нет возможности разбираться в этих тонкостях, сопутствующих принятию решений. И тут мы со своей стороны будем оказывать помощь", – акцентирует Штырев.
Строительство комплекса планируется завершить в первой декаде сентября этого года. На первом этапе компания – оператор проекта намерена предоставлять своим клиентам площади в выставочном центре для стимулирования торговых операций, включая комплекс финансовых инструментов, как факторинг, страхование и другое.
Протекции, льготы и субсидии от государства (прежде всего налоговые, включая НДС) дают возможность оказывать услуги клиентам, включая проживание в гостинице, намного дешевле, чем во всем округе. На сегодня свыше 250 компаний уже изъявили желание участвовать и быть резидентом зоны, продолжает Штырев, добавляя, что пока каких-либо строгих регламентов нет.
Провинция Хубэй активно торгует с Европой, констатирует генеральный директор ООО МЛК "Ухань Ханьоу", У Гуанмин. Его компания является крупнейшим оператором железнодорожных вагонов в Хубэе, оказывая в комплексе другие логистические услуги. За 2018 год объем отправлений вырос на 12%, до 423 составов с 37 тыс. контейнерами, в европейском направлении.
Грузы идут по четырем маршрутам, два из которых проложены через Казахстан и на которые приходится свыше 70% грузов в экспортном и свыше 90% в реверсном направлении из Европы в Китай. Прямых сообщений с Казахстаном нет, но компания заинтересована в расширении торговли, выступая в том числе в качестве посредника с поставщиками из других стран Юго-Восточной Азии.
Однако для расширения сотрудничества с Казахстаном компания открыла филиал в Алматы и готова выступать прямым закупщиком продовольственных товаров, для чего активно наращивает парк контейнеров-рефрижераторов с температурным режимом от "минус" 5 до "плюс" 20 0С. Особый спрос есть на муку и пшеницу, подсолнечное масло, а также мясо-молочную продукцию, рассказывает inbusiness.kz менеджер маркетингового департамента "Ухань Ханьоу", Сабина Федорова. Правда, ввоз последних пока не урегулирован между Казахстаном и Китаем, хотя по мясу вопрос может быть снят в обозримом горизонте.
Перевозки железнодорожным транспортом оказывают влияние на цену, что на ментальном уровне может отпугивать потенциальных поставщиков, которые ищут для своих товаров платежеспособный спрос. И это одна из потенциальных ловушек. Рост ВВП КНР за последние пять лет обеспечил треть мирового роста экономики. Среднегодовой темп роста доходов китайцев составил, по официальным данным, 7,4%, обогнав рост экономики, а его размер на начало 2018 года составлял 25,9 тыс. юаней на душу населения против аналогичных расходов в 22,4 тыс. юаней.
Различие в доходах между городом и селом пока остаются существенными: 36,4 тыс. юаней против 13,4 тыс. юаней. При этом урбанизация выросла с 52,6% до 58,5%, а в структуре потребления домашних хозяйств расходы на одежду и питание составляли 36,1%. К 2021 году, по прогнозам, ВВП на душу населения достигнет 10 тыс. долларов, что отражает активное движение к обществу "сяокан". И, как заверили в ООО МЛК "Ухань Ханьоу", в ближайшее время будет подписан крупный контракт с производителем подсолнечного масла из Казахстана, не уточнив другие детали.
Всего Казахстан и Китай на сегодня реализуют 55 проектов, которые обеспечат работой 20 тыс. человек, из которых в активной фазе 12 проектов и еще 11 планируется завершить в текущем году. За последние четыре года между Казахстаном и Китаем подписано 13 протоколов по поставкам сельхозпродукции, отмечают в посольстве РК в КНР.
"Речь идет о говядине и баранине, пшенице, люцерне, рапсе, то есть очень много позиций, по которым мы могли бы поставлять на китайский рынок свою продукцию. В настоящее время по отдельным видам продукции поставки уже начались. Но в Китае есть свои процедуры, нужно пройти сертификацию, лабораторные исследования. Китайские специалисты выезжают на те предприятия, которые будут поставлять продукцию на китайский рынок, и там проводят исследования. Если это предприятие соответствует китайским стандартам, то вносится в реестр предприятий, которым разрешена поставка. На данный момент у нас около 180 предприятий Казахстана, которые имеют разрешение на поставку своей продукции на китайский рынок. Поэтому у нас очень большие перспективы в этой сфере, и мы со стороны посольства и с учетом того, что в настоящее время вопрос о продвижении экспорта также передан в компетенцию Министерства иностранных дел, последовательно и системно в этом направлении работаем", – подчеркнул посол Казахстана Шахрат Нурышев.
Сейчас, по словам дипломата, для казахстанского бизнеса открывается рынок мяса КНР.
"Мы уже начали поставки замороженной баранины. В Китае тоже конкуренция, есть много стран, которые хотят поставлять свое мясо. Стоимость казахстанской продукции, пока дойдет на китайский рынок, за счет логистики дорожает. Основная проблема в этом", – резюмировал г-н Нурышев.
Султан Биманов