/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 29 161,11 Hang Seng 27 552,24
РТС 1 515,54 FTSE 100 7 382,01
KASE 2 336,63 Пшеница 559,00
Шелковый путь обрастает инфраструктурной мощью

Шелковый путь обрастает инфраструктурной мощью

Центральные провинции Китая готовятся к подключению и наращиванию прямых контактов со странами, объединенными инициативой «Один пояс, один путь», включая Казахстан.

25 Апрель 2019 08:40 3412

Шелковый путь обрастает инфраструктурной мощью

Новости

Сегодня
22:50

Научные аграрные разработки не находят применения

Сегодня
22:46

Предпринимательница борется с бездействием госорганов после рейдерского захвата ее бизнеса

Сегодня
22:28

Эксперт об оптимизации госбюджета: «129 млрд тенге ничего не решают»

Сегодня
22:24

Рост экономики Казахстана в 2019 достигнут за счет расходов госбюджета - Halyk Finance

Сегодня
22:16

Проблемы МСБ: почему власти столицы избирательно финансируют частные детские садики?

Сегодня
22:10

МСХ согласовывает одну версию документа, а на регистрацию в Министерство Юстиции отправляет другую

Сегодня
20:02

Казахстан ратифицировал конвенцию ШОС о противодействии экстремизму

Сегодня
19:46

Ежедневный обзор Казахстанской фондовой биржи

Сегодня
19:44

Нацхолдинг "Байтерек" сократит 170 сотрудников после критики Токаева

Сегодня
19:28

Число заразившихся новым коронавирусом в мире приближается к 1000

Все новости

В четверг, 25 апреля, в Пекине стартует второй по счету Форум «Один пояс, один путь», организованный правительством Китая. Ожидается, что в его работе примут участие лидеры стран, имеющих прямое отношение к самой инициативе, которая, к слову, вобрала в себя проекты «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века».

В канун мероприятия посольство Китая (КНР) в Казахстане организовало для группы казахстанских журналистов ознакомительный тур по ряду внутренних провинций. Заметим, что в рамках политики правительства КНР по реализации китайской мечты по построению «среднезажиточного общества» (сяокан) с фокусом на равномерное развитие регионов особый акцент делается на внутренние провинции, драйверы для роста которых в том числе должно быть реализованы за счет подключения к межгосударственным транспортным проектам.

Индустриальный импульс

Одной из новых точек роста в торговых взаимоотношениях стран «одного пояса» становится провинция Аньхой, в административном центре которой – городе Хэфэй – расположен одноименный Международный сухой порт. Объект, раскинувшийся на площади в 90 га, динамично расширяет экспортный объем в европейском направлении и оказывает полный спектр услуг для местных предприятий, от таможенных до логистических вопросов.  

Заметим, что регулярность отправлений за последние четыре года выросла в 14 раз, до 182 поездов в год. Основной рост произошел за счет поставок в Европу (фокус на Центральную Европу), куда за прошлый год было отправлено свыше 75% составов, состоящих в среднем из 50 сорокафутовых контейнеров (FEU). Если смотреть в абсолютных цифрах, то только в 2018 году регулярность отправлений выросла в три раза, до 141 поезда; объем перевезенных ими контейнеров вырос в 2,5 раза, до 6,4 тыс. FEU.

Динамика формирования грузов и объемов перевозок говорит о растущем потенциале провинции Анхой, которая славится прежде всего своими индустриальными производственными мощностями. Товарная линейка отправляемых в Европу грузов состоит преимущественно из: автомобилей и комплектующих к ним, бытовой техники, холодильного оборудования и многого другого.

Примечательно, что порожними поезда практически не возвращаются. Как заявил inbusiness.kz директор маркетингового департамента Международного сухого порта Хэфэй, Фэн Цинцин, составы в обратном направлении загружены на 96-98%. Основной статьей товарного импорта из Европы в Китай является алкогольная продукция, где основная доля приходится на вино.

Всего за 2018 год по направлению Китай – Европа – Китай передвигались 6363 поезда, из которых 56% передвигались через Казахстан, рассказал посол Казахстана в КНР, Шахрат Нурышев. По данным Центра интеграционных исследований, на Казахстан в 2017 году приходилось 76% контейнерооборота, идущего из КНР через Евразийский экономический союз.

Прибыль от транзита в результате достигла «2-3 млрд долларов, что дает надежду на реализацию прогноза в 5 млрд долларов в ближайшие два-три года», подчеркнул он. Добавим, что в 2018 году был запущен трансконтинентальный железнодорожный маршрут Вьетнам – Китай – Казахстан – Европа, через который уже перевезено 1,7 тыс. 20-футовых контейнеров (TEU). В I квартале 2019 года транзитные контейнерные перевозки увеличились в 1,5 раза, до 139,1 тыс. TEU.   

Помимо транзитных доходов, которые аккумулирует АО «НК «Казахстан темир жолы» («КТЖ») от роста торговли, можно обнаружить растущий трафик грузов между Китаем и Средней Азией, куда администрация порта включает и Казахстан. Так, частота грузоотправлений за 2018 год выросла вдвое, до 41 поезда и свыше 2 тыс. FEU. Это рекордный объем за последние четыре года, однако показатели текущего года однозначно его побьют.

Во время посещения порта из сухого порта отправлялся 100-й состав, груженный в основном солнечными панелями для получателей из Средней Азии. Как уточнил Фэн Цинцин, это уже 45-й состав в регион с начала текущего года. Другими словами, доля Средней Азии в текущем году выросла с 22% до 45%. Основной рост в настоящее время идет за счет поставок в Узбекистан, откуда, в свою очередь, наращивается импорт хлопка.

«Один пояс, один путь» – важный аспект нашей политики открытости, провозглашенной 10 апреля 2018 года председателем КНР, Си Цзиньпином, – рассказывает inbusiness.kz директор отдела по внешнему сотрудничеству сухого порта, Чжен Лэй. – Раньше наши поезда ходили только до Гамбурга. Сейчас они доезжают до 52 городов из семи стран. Наиболее крупными точками являются Дуйсбург, Хельсинки, Лодзь, Минск, Новосибирск, Алматы, Ташкент и другие».

Добавим, что направление Хэфэй – Алматы было открыто 30 июня 2018 года. Открываются маршруты до Астаны и Костаная, добавили в администрации порта, комментируя свои планы развития. Одним из проектов такого сотрудничества является создание казахстанского-китайского СП по производству автомобилей JAC, штаб-квартира которого расположена в Хэфэе.

Говоря в целом о среднеазиатском направлении, то администрация порта уже создает специализированную компанию по расширению взаимной торговли. О масштабах роста говорит инвестиционный план по дальнейшему обустройству и расширению территории Международного сухого порта Хэфэй. При уставном капитале в 500 млн юаней в ближайшее время ожидается расширение площади порта на треть, или 30 га, до 120 га.

Инвестиции в обустройство и создание инфраструктуры на первом этапе составят до 600 млн юаней, из которых часть средств будет привлечена в виде банковских займов. И это притом что мощность порта используется на 60-70%. Международный сухой порт Хэфэй ежедневно способен формировать до трех-четырех составов.

Новые рынки взаимовыгодного сотрудничества

Большая часть провинций Китая сотрудничают со странами вдоль Экономического пояса Шелкового пути (если не считать собственно Европу) опосредованно, через другие регионы, ввиду отсутствия прямых контактов и транспортных сообщений. Однако для большей эффективности, как в части организации цепочек поставок, так и создания новых ниш, активно налаживаются такие мосты. И одним из таких примеров является центральная провинция Хубэй с адмцентром в городе Ухань.

Город расположен по течению крупнейшей водной артерии Евразии – реки Янцзы – и включен в экономически связанный пояс городов, развитие которых активно продвигается как со стороны местных, так и центральных властей в рамках соответствующей госпрограммы. И на стыке проектов «Один пояс, один путь» и внутрикитайских госпрограмм развития внутренних территорий создается Центрально-Китайская торгово-экономическая зона в новом Уханьском порту.

Сам проект нового порта в городе Ухань представляет из себя комплекс зданий и инфраструктурных сооружений, ключевыми из которых станут три мини-порта с подключенными к ним железнодорожными ветками, что создает возможность соединить межгосударственный и внутрикитайский транспортные проекты. Мощность перевалки одного из них – Янлу – составит 2,2 млн тонн продовольственных товаров, а суммарно превысит 7 млн тонн.

Реализует проект муниципальная Wuhan Financial Holdings, оперирующая в провинции и объединяющая в себя конгломерат различных финансовых компаний, с общей капитализацией 900 млрд юаней. Это многое говорит о масштабах группы, поскольку ВВП адмцентра провинции Хубэй – Уханя – в минувшем году превысил 1 трлн юаней, заявил inbusiness.kz менеджер проекта строительства нового Уханьского порта, Игорь Штырев. По задумке авторов проекта новый порт в комплексе будет оказывать весь спектр сопутствующих услуг, начиная с растаможки и очистки грузов до финансового обеспечения данных операций, включая фондирование на фондовой бирже по принципу одного окна.

Сам комплекс, помимо портовой инфраструктуры, будет включать в себя государственно-административное здание, гостиницу с соответствующими площадями для комнат переговоров, выставочный комплекс для гостей и клиентов, а также здание, которое будет обслуживать онлайн-коммерцию и транзакционные операции.

Проект рассчитан преимущественно на зарубежных партнеров, намеревающихся расширять торговое сотрудничество с китайскими и другими партнерами. По словам Штырева, проект реализуется под протекцией как местных, так и центральных властей, что дает возможность потенциальным клиентам оказывать вкупе консалтинговые вопросы и решать на месте возникающие проблемы (соответствующие госорганы как раз и будут размещены поблизости в адмблоке комплекса).

«Проникновение на рынок [Китая] решается на разных уровнях, и у [зарубежного] бизнеса порой нет возможности разбираться в этих тонкостях, сопутствующих принятию решений. И тут мы со своей стороны будем оказывать помощь», – акцентирует Штырев.

Строительство комплекса планируется завершить в первой декаде сентября этого года. На первом этапе компания – оператор проекта намерена предоставлять своим клиентам площади в выставочном центре для стимулирования торговых операций, включая комплекс финансовых инструментов, как факторинг, страхование и другое.

Протекции, льготы и субсидии от государства (прежде всего налоговые, включая НДС) дают возможность оказывать услуги клиентам, включая проживание в гостинице, намного дешевле, чем во всем округе. На сегодня свыше 250 компаний уже изъявили желание участвовать и быть резидентом зоны, продолжает Штырев, добавляя, что пока каких-либо строгих регламентов нет.

Провинция Хубэй активно торгует с Европой, констатирует генеральный директор ООО МЛК «Ухань Ханьоу», У Гуанмин. Его компания является крупнейшим оператором железнодорожных вагонов в Хубэе, оказывая в комплексе другие логистические услуги. За 2018 год объем отправлений вырос на 12%, до 423 составов с 37 тыс. контейнерами, в европейском направлении.

Грузы идут по четырем маршрутам, два из которых проложены через Казахстан и на которые приходится свыше 70% грузов в экспортном и свыше 90% в реверсном направлении из Европы в Китай. Прямых сообщений с Казахстаном нет, но компания заинтересована в расширении торговли, выступая в том числе в качестве посредника с поставщиками из других стран Юго-Восточной Азии.

Однако для расширения сотрудничества с Казахстаном компания открыла филиал в Алматы и готова выступать прямым закупщиком продовольственных товаров, для чего активно наращивает парк контейнеров-рефрижераторов с температурным режимом от «минус» 5 до «плюс» 20 0С. Особый спрос есть на муку и пшеницу, подсолнечное масло, а также мясо-молочную продукцию, рассказывает inbusiness.kz менеджер маркетингового департамента «Ухань Ханьоу», Сабина Федорова. Правда, ввоз последних пока не урегулирован между Казахстаном и Китаем, хотя по мясу вопрос может быть снят в обозримом горизонте.

Перевозки железнодорожным транспортом оказывают влияние на цену, что на ментальном уровне может отпугивать потенциальных поставщиков, которые ищут для своих товаров платежеспособный спрос. И это одна из потенциальных ловушек. Рост ВВП КНР за последние пять лет обеспечил треть мирового роста экономики. Среднегодовой темп роста доходов китайцев составил, по официальным данным, 7,4%, обогнав рост экономики, а его размер на начало 2018 года составлял 25,9 тыс. юаней на душу населения против аналогичных расходов в 22,4 тыс. юаней.

Различие в доходах между городом и селом пока остаются существенными: 36,4 тыс. юаней против 13,4 тыс. юаней. При этом урбанизация выросла с 52,6% до 58,5%, а в структуре потребления домашних хозяйств расходы на одежду и питание составляли 36,1%. К 2021 году, по прогнозам, ВВП на душу населения достигнет 10 тыс. долларов, что отражает активное движение к обществу «сяокан». И, как заверили в ООО МЛК «Ухань Ханьоу», в ближайшее время будет подписан крупный контракт с производителем подсолнечного масла из Казахстана, не уточнив другие детали.   

Всего Казахстан и Китай на сегодня реализуют 55 проектов, которые обеспечат работой 20 тыс. человек, из которых в активной фазе 12 проектов и еще 11 планируется завершить в текущем году. За последние четыре года между Казахстаном и Китаем подписано 13 протоколов по поставкам сельхозпродукции, отмечают в посольстве РК в КНР.

«Речь идет о говядине и баранине, пшенице, люцерне, рапсе, то есть очень много позиций, по которым мы могли бы поставлять на китайский рынок свою продукцию. В настоящее время по отдельным видам продукции поставки уже начались. Но в Китае есть свои процедуры, нужно пройти сертификацию, лабораторные исследования. Китайские специалисты выезжают на те предприятия, которые будут поставлять продукцию на китайский рынок, и там проводят исследования. Если это предприятие соответствует китайским стандартам, то вносится в реестр предприятий, которым разрешена поставка. На данный момент у нас около 180 предприятий Казахстана, которые имеют разрешение на поставку своей продукции на китайский рынок. Поэтому у нас очень большие перспективы в этой сфере, и мы со стороны посольства и с учетом того, что в настоящее время вопрос о продвижении экспорта также передан в компетенцию Министерства иностранных дел, последовательно и системно в этом направлении работаем», – подчеркнул посол Казахстана Шахрат Нурышев.

Сейчас, по словам дипломата, для казахстанского бизнеса открывается рынок мяса КНР.

«Мы уже начали поставки замороженной баранины. В Китае тоже конкуренция, есть много стран, которые хотят поставлять свое мясо. Стоимость казахстанской продукции, пока дойдет на китайский рынок, за счет логистики дорожает. Основная проблема в этом», – резюмировал г-н Нурышев.

Султан Биманов

https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/pKSfnl0P.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/LjgZj842.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/OB2WsFIH.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/hpDScc1A.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/mS4GvSWN.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/FFX0yuBo.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/HdnuMDNR.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/M3IwMEQZ.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/OivjvVt9.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/RD86oOln.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/Szs6bWDY.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/N0CbHl0B.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/FZSRthuS.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/eJiigsLg.jpg

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

В ВКО экспериментируют с системой электронного билетирования

Как приживается пробная версия  в Семее и какие ошибки прошлого учтут при внедрении системы в Усть-Каменогорске.

11 Февраль 2020 14:36 2603

В ВКО экспериментируют с системой электронного билетирования

Фото: zakon.kz

В Семее пилотный проект пошел «со скрипом» и скандалами. Работники автопарка не знали, как работать по новой системе, жители жаловались на пропажу денег с транспортных карт, перевозчики – на нехватку карт и валидаторов. В связи с этим срок полного запуска системы немного затянулся. Предполагалось, что систему электронного билетирования на всех маршрутах запустят  в начале декабря 2019 года, однако стартовала она только 20  января 2020 года.

«Система разработчика, ТОО Innoforce solutions, внедрена в полном режиме. Где нет стационарных валидаторов для считывания карт и принятия платежа, там есть переносные, которые имеются у кондукторов. Также  принят дифференцированный тариф, есть проезд за наличный и безналичный расчет, в карточках все льготы заложены, есть система оплаты банковской картой и посредством телефона. На сегодня 85% населения оплачивают картой», – говорит руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нуржан Жумадилов.

По проекту «Внедрение и сопровождение автоматизированной системы контроля и оплаты проезда на общественном транспорте Семея» договор заключен между двумя частными компаниями: перевозчиком и компанией –  оператором по установке данной системы. Разработчик, ТОО Innoforce solutions, с каждой транзакции получает 8% от стоимости проезда. К примеру, с 80 тенге – 6,4 тенге. По данным на январь 2020 года, всего реализовано почти 150 тысяч смарт-карт: 109 835 стандартных, 28 тысяч школьных карт и свыше 12 тысяч льготных. Разработаны и работают приложения, по которым, заверяют чиновники, они могут  вести мониторинг количества пассажиров и финансового потока. Так что, мол, все будет прозрачно.

Ежедневно на маршрутные линии Семея выходит 322 единицы транспортных средств.
Стоимость оплаты за один проезд составляет 80 тенге по безналичному и 140 тенге по наличному расчету. В будущем оплату наличными планируется поднять до 160 тенге.

При этом в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог упреждают, что система в городе внедрена в пилотном режиме. Одной из причин запуска системы, говорят чиновники, стали обязательства перед банком. Ведь за приобретенные в кредит 170 автобусов через Банк развития Казахстана надо платить.

На ошибках учатся…

Тем временем в областном центре проект по внедрению электронного билетирования реализуют в рамках государственно-частного партнерства. Полный запуск планируется до конца нынешнего года.

«В рамках цифровизации транспортной отрасли 1 октября 2019 года подписан договор ГЧП по проекту «Внедрение и сопровождение автоматизированной системы контроля и оплаты проезда на общественном транспорте Усть-Каменогорска с созданием информационной системы диспетчеризации городского транспорта» с частным партнером, ТОО «IBA Казахстан». Сейчас установили серверы для обеспечения работы системы», – сказал заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог ВКО  Ернар Мустафин.

Стоимость  проекта составляет свыше 1,7 млрд тенге.    ТОО «IBA Казахстан» инвестирует собственные средства,  в дальнейшем власти компенсируют затраты  в течение четырех последующих лет. Кроме того,  из местного бюджета компания-инвестор будет получать порядка 300 млн тенге ежегодно за сопровождение проекта.

В первую очередь, до мая нынешнего года системой электронного билетирования будут оснащены трамваи и действующие автобусы, а  к концу года соответствующее оборудование установят и на новых автобусах. Напомним, что для Усть-Каменогорска через Банк развития Казахстана будет закуплено 85 автобусов.

«Закуп автобусов – это сложная процедура, придут они только в ноябре. В отличие от семейских, будут объемными. Автобусы отечественного производства, но стандарта евро-5, высшего класса и большей комфортабельности. Большие, низкополые, трехдверные автобусы – таковы наши требования к поставляемым транспортным средствам. Система мониторинга пассажирами тоже одно из обязательных требований. Та компания, которая устанавливает систему электронного билетирования и диспетчеризации, должна в обязательном порядке разработать специальную программу для смартфонов и компьютеров, чтобы пассажир в реальном времени мог отслеживать маршрут каждого автобуса», – отметил Ернар Мустафин.

Новые автобусы вместимостью до 105 человек направят на основные городские маршруты. На каждой двери  будет установлен валидатор, чтобы при входе пассажир сразу расплатился. На первых порах предусматривается работа консультантов, которые будут учить, как обращаться с устройством и как оплачивать проезд смарт-картой. Для того чтобы картой льготника никто другой, кроме него, не пользовался, ее персонифицируют, то есть они будут именные, с данными и фотографией лица, имеющего право на льготный проезд в общественном транспорте.

Что касается последующего высвобождения кондукторов, в управлении отмечают, что без работы они не останутся. Наиболее опытные кондукторы будут переведены на работу в  контрольно-ревизионную службу квазигосударственного предприятия (КГКП «Центр по управлению пассажирскими перевозками». – Авт.).

«Остальные в тех же парках  будут продолжать работать, так как система не может сама убирать, чистить салон, кому-то надо готовить салон к эксплуатации», – сказал господин Мустафин.

Кстати, со временем, как заметил Ернар Мустафин, автобусы без системы электронного билетирования не будут допускаться к обслуживанию пассажиров.

Сферу продолжает трясти

Напомним, что в Восточном Казахстане  вопрос обновления общественного транспорта  встал несколько лет назад. Однако задумка властей, предполагающая модернизацию общественного транспорта  за счет заемных средств, пришлась по душе не всем перевозчикам, и они отказались от участия в проекте. 

В 2018 году три крупных предприятия-перевозчика заявили, что их хотят убрать с дороги посредством незаконных налоговых доначислений.

Еще одна волна недовольств прошла в сентябре 2019 года в преддверии внедрения электронного билетирования, когда предприниматели заявили, что начался жесткий передел на рынке пассажирских перевозок.

А параллельно с внедрением электронного билетирования в Семее попал в скандал новый муниципальный автопарк, водители которого пожаловались на нарушение трудовых прав и давление со стороны руководства.

Жанар Асылханова, ВКО

Как в структуре акимата Усть-Каменогорска законы между строк читали

Нарушали ли действующее законодательство автоперевозчики и ожидает ли город социальная напряженность из-за автобусов, продолжили выяснять в суде.

07 Февраль 2020 09:01 2506

Как в структуре акимата Усть-Каменогорска законы между строк читали

В областном суде завершилось очередное, второе по счету заседание коллегии по гражданским и административным делам, где рассматриваются апелляционные жалобы ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» и ТОО Voska на решение первой судебной инстанции. Теперь суд выслушал сторону истца – представителей ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска», которые на прошлое судебное заседание не явились. Но, как выяснилось, они и на это заседание пришли неподготовленными.

Чиновники с ходу заявили: у них есть переписка с ТОО «Марат и К», «и иными» компаниями, которые гарантируют: если судебные споры решатся не в пользу перевозчиков, то они якобы смогут обслуживать их маршруты.

«С апелляционной жалобой мы не согласны, обращаем внимание суда на то, что у нас договорные отношения, и статьей 13 Закона «О транспорте РК» и статьей 22 Закона «Об автомобильном транспорте РК» четко предусмотрена обязанность перевозчика осуществлять бесплатный провоз отдельных категорий граждан или представлять им льготы, а также эти обязанности предусмотрены самими договорами, которые были у нас заключены между ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска» и автоперевозчиками», – сообщили представители истца.

Где написано?

Однако у председательствующего судьи Дамира Абдугалиева такое заявление вызвало много вопросов. Он поинтересовался, где конкретно написано, что автоперевозчики должны предоставлять льготу детям в возрасте от семи до 15 лет? Выяснилось, что в названных статьях законов речь идет только об отдельных категориях граждан. Кто они такие, эти категории, сотрудники структурного подразделения акимата пояснить не смогли. Более того, они от себя дополнили упомянутые статьи. И заявили: там речь идет о том, что перевозчик обязан осуществлять бесплатный проезд отдельных категорий пассажиров или предоставлять им льготы по оплате проезда вне зависимости от определения источника финансирования, заключения исполнительными органами договоров с перевозчиками.

Но ничего подобного в этих статьях никто, кроме структуры акимата, не увидел. Статья 22 Закона РК «Об автомобильном транспорте» регламентирует обязанность автоперевозчика «осуществлять бесплатный провоз отдельных категорий граждан или предоставлять им иные льготы по оплате проезда в соответствии с законодательством Республики Казахстан». Статья 13 Закона РК «О транспорте» говорит о том, какие льготы имеют отдельные категории пассажиров.

«Это есть в самом договоре – осуществлять бесплатный проезд отдельных категорий граждан, предоставлять им льготы по проезду в соответствии с законодательством РК, – возразили чиновники. – Перевозчики обязаны возить детей по льготам, это написано в правилах осуществления пассажирских перевозок. Мы в этом судебном заседании рассматриваем именно относительно договоров. У нас основанием явилось то, что перевозчики не исполнили условия договора и сам закон, который регулирует эти отношения, об автотранспорте».

«А где в договоре прописана обязанность перевозчика бесплатно возить детей и пенсионеров? Где написано, что они по детям должны? Просто назовите, и все, – попросил Дамир Абдугалиев. – В договоре написано, что автоперевозчики обязаны осуществлять иные льготы по оплате проезда в соответствии с законодательством РК».

Он несколько раз попросил истца назвать, в каких законах прописано это обязательство, но представительница ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска» призналась: сейчас этого сделать она не может. Заявила только, что якобы обязанности перевозчиков вытекают из прав пассажиров, но судьи поправили – эта связь действует далеко не всегда.

«Могу подготовиться и привести (ссылки на закон. – Прим. авт.), мы считаем законным решение, вынесенное судом первой инстанции. У нас отношения урегулированы договором, который должен был исполняться перевозчиками. Кроме того, раз льгота установлена законодательством, она не требует конкретизации в договоре, как пишут ответчики, и не требует определения источников финансирования», – заявили еще раз истцы.

Они настаивали, что автоперевозчик ТОО Voska к тому же якобы нарушал регулярность маршрутов, но доказательства тому также представить не смогли. В этой связи для всестороннего исследования дела судья дал ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска» время подготовиться до 27 февраля, написать ссылки на действующее законодательство с обоснованием своей правоты, более того, пригласить на судебное заседание Центр управления пассажирскими перевозками Усть-Каменогорска. Также Дамир Абдугалиев призвал стороны рассмотреть возможность урегулирования спора по мировому соглашению.

Как быть?

Председатель Ассоциации автоперевозчиков ВКО Николай Масич рассказал inbusiness.kz, что акимат города на самом деле осознает: льготы имеют право на существование только в случае компенсации перевозчиками разницы в стоимости льготного проезда. Кроме того, по его словам, нет законов, которые бы обязывали перевозчиков предоставлять на безвозмездной основе льготный проезд детям в возрасте от семи до 15 лет.

«А вот Закон РК «Об образовании» обязывает местные исполнительные и представительные органы обеспечить льготный проезд вышеназванной категории лиц», – добавил он.

По его словам, из-за отсутствия субсидий общегородская регулярность движения на автобусных маршрутах Усть-Каменогорска снизилась с 92% в 2017 году до 79,47% в 2019 году, а с начала текущего года она упала до 75%.

Согласно официальной статистике, ежегодно автобусы Усть-Каменогорска перевозят до 40 млн пассажиров.

Ольга Ушакова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: