Начиная с этого года государство финансирует обучение учеников в частных образовательных учреждениях. Это называется "деньги пошли за ребенком". Бюджетные деньги уже отправились за учениками в такие дорогие частные школы, как Haileybury, "Мирас", Galaxy…
Что из этого должно получиться и почему государство решило в равном объеме финансировать как богатые частные школы, так и обычные государственные, в интервью inbusiness.kz рассказала вице-министр образования и науки Бибигуль Асылова.
Равные права для богатых и бедных
– Государство не спонсирует частные школы, а поддерживает выбор родителей: учить ребенка в государственной школе или, доплатив, к примеру, за дополнительную программу или более качественные условия, перевести в частную. Бюджетные деньги теперь направляются в то учебное заведение, в которое пришел ученик. Если ученик ушел – за ним в другое учебное заведение ушли и деньги. В Нур-Султане с прошлого года все школы перешли на подушевое нормативное финансирование, то есть деньги стали следовать за учеником, и могу сказать, что эта реформа достаточно хорошо себя показала с точки зрения финансовой обеспеченности государственных школ.
Для государства все дети одинаковые, для нас важен каждый. В Конституции четко предусмотрено обеспечение каждого ребенка бесплатным средним образованием. У нас установлены общеобязательные стандарты образования, которым все организации должны следовать. Соответственно, размещение госзаказа в частных школах должно расцениваться как плата за услугу, оказанную по установленным стандартам.
– Частные школы в Казахстане не пользуются таким уж большим спросом – платить за более комфортные условия по карману не всем, а вопрос качества обучения остается открытым…
– На сегодня частные школы в основной своей доле представлены для премиум-класса. Это мировая тенденция. Но, думаю, со временем все изменится. С развитием сети частных школ рынок сам будет регулировать ценовую политику, появится конкуренция. Уже сегодня в Шымкенте открыты частные школы, в которых родители ничего не платят – оплата полностью покрывается за счет госзаказа.
К тому же частные школы зачастую предлагают дополнительный пакет, к примеру уроки английского или математики, разные кружки или факультативы, двух- или трехразовое питание, развозку. Это снижает нагрузку на родителей. Я сама, как мама, считаю, что очень удобно, когда ребенок занят с утра до вечера в одном учебном заведении. В государственных общеобразовательных школах ребенок находится до обеда, если учится с первой смены, а если со второй, то с обеда до вечера, и достаточно сложно родителям, занятым на работе, организовать досуг ребенка во внешкольное время.
Что касается качества, то это потребительский риск, не будет качества и условий – не будет учеников.
Будет результат – будут деньги
– Как дополнительное финансирование от государства повлияло на частное образование? Логично предположить, что школы снизили оплату.
– Мера по размещению госзаказа в частных школах дала возможность развить этот сегмент и немного разгрузить государственные школы. Строительство не поспевает за демографическими и миграционными процессами в стране. Только сегодня построенная школа уже становится трехсменной. Лишь государственным строительством мы никогда не решим вопрос дефицита ученических мест, соответственно, будет страдать качество. И в этом вопросе частный бизнес может быть хорошей подмогой. В развитых странах доля частных школ составляет от 12% до 29% от общего количества, тогда как в Казахстане этот показатель равняется всего 1,5%.
Стоимость оплаты – это непосредственно право самих организаций, мы туда не вмешиваемся. Как я уже сказала, это сугубо риск для самого бизнеса, поставив высокую цену, он должен ожидать отсутствие либо ограниченное количество потребителей.
– А если в результате "битвы за количество" школы забудут о качестве образования?
– Как я уже говорила, рынок образовательных услуг будет регулировать конкуренция. Со временем установятся четкие границы ценовых сегментов, которые будут говорить о качестве, эффективности, уникальности образовательных учреждений, и родители будут выбирать, опираясь на эти показатели.
– Как государственные "деньги ходят за ребенком"? То есть как это реализовано?
– Объем финансирования каждой школы определяется исходя из контингента учащихся. Стоимость обучения одного ученика в среднем составляет 224 331 тенге в год. (Имеется алгоритм определения стоимости, различающийся с учетом зональностей (экология, радиация), месторасположения (город, село), уровня образования (начальное, основное среднее, общее среднее), вида образовательных программ (коррекционные, обучение на дому). – Прим.).
В данную стоимость входят заработная плата учителей, налоги, учебные расходы, такие как траты на бумагу, заправку картриджей, компьютерное оснащение, учебники, мебель, мы даже включили расходы на текущий ремонт и многое другое, чтобы в полной мере финансово обеспечить весь учебный процесс. Эта сумма не включает только коммунальные услуги, так как в разных городах разные климатические условия, да и школы разные – есть очень большие, есть совсем маленькие, в общем, все это индивидуально.
– Норматив будет одинаковым для всех школ по всей республике?
– Подушевое финансирование будет внедрено только в городских школах. Норматив один, но, как я уже ранее говорила, будет варьироваться в зависимости от зональностей (экология, радиация), месторасположения (город, село), уровня образования (начальное, основное среднее, общее среднее), вида образовательных программ (коррекционные, обучение на дому).
– А что насчет сельских?
– Насчет сельских школ конкретики пока нет. Нужно сокращать разрыв между сельскими и городскими школами. Сейчас сельские школы финансируются гораздо больше, чем городские, и они, к сожалению, в основном не заполнены. Мы планируем внедрить систему вертикали, поменять Управление образования на местах. Аналогично, как и по городским школам, планируем внедрить равномерное распределение финансирования. В течение следующего года мы будем работать над этой методикой.
Раньше было несправедливо
– Интересно, были какие-то проблемы с внедрением такого метода финансирования?
– В первую очередь было пересмотрено наше законодательство и расходы бюджета на образование. До подушевого финансирования школы не имели самостоятельности, по сути, была просто гонка за освоением денег. Если образовательное учреждение не успевало освоить выделенное финансирование, то неосвоенные деньги просто забирали. Теперь школы могут самостоятельно управлять своими деньгами, не раздувать штат, не придумывать какие-то ненужные вещи, чтобы полностью освоить выделенные деньги. Мы внесли изменения в законодательство, и теперь школы могут поменять свою организационно-правовую форму, могут стать предприятиями на праве хозяйственного ведения. Это дает большую финансовую свободу. В то же время школы становятся более открытыми для родителей с финансовой точки зрения.
Раньше школы с одинаковой численностью учащихся могли получать совершенно разное финансирование. Многие школы недофинансировались, причем систематически, ежегодно. На это влияло очень много субъективных факторов – пробивной директор школы или нет, сможет бухгалтер обосновать необходимость дополнительных расходов или не сможет. В общем, все зависело от руководства школы. Наша задача была – исправить это неравенство, чтобы каждая школа, которая принимает учеников, получала деньги по одинаковому принципу. И вот этот принцип равенства между школами – он сработал. Что и показал пример Нур-Султана. В столичных школах достаточно грамотно подошли к новой системе финансирования – на три года вперед распределили свой бюджет на все, что им нужно, для того чтобы полностью обеспечить образовательный процесс.
– Спонсирование частных школ не первый ли шаг к тому, что образование в итоге будет платным?
– Не согласна с этим. Благодаря программе "Балапан" именно частный сектор обеспечил рост мест в детских садах. На сегодняшний день охват детей от трех до шести лет детскими садами составляет 95%. И это отличный показатель.
До 2016-2017 гг. у нас было небольшое количество частных школ, и они в основном размещались в мегаполисах. Подушевое финансирование и внедрение госзаказа в частных школах позволило расширить этот круг – частные школы стали появляться в разных городах Казахстана. На сентябрь 2018 года в республике работала 121 частная школа. В августе 2019-го открылись 25 школ, а это более девяти тысяч мест. До конца года планируются к открытию еще 23 школы на шесть тысяч мест. То есть за один год мы откроем 48 частных школ. Благодаря этому бюджет сэкономит порядка 35 млрд тенге.
От этого выиграл не только бюджет, но и родители, и ученики. То, что обучение в частных школах обходится в баснословные суммы, – единичные случаи в республике. В целом плата в частных школах включает в себя многочисленные дополнительные занятия. К примеру, в Шымкенте открылась школа, где ежемесячная плата составляет 10-12 тысяч тенге. И это школа полного дня, куда входит питание.
А государственные школы никуда не исчезнут, то есть останутся полностью бесплатными для большинства учащихся. Мы добиваемся только того, чтобы разгрузить школы и ликвидировать трехсменное обучение и чтобы в классах было стандартное количество учеников. Согласитесь, когда в классе 40-45 учащихся, невозможна индивидуальная работа и материал усваивается детьми значительно хуже...
Катерина Клеменкова