Сколько может стоить уход Миттала из Казахстана?

62141

Притом что сам он за 27 лет инвестировал в предприятие всего 1,9 млрд долларов, а чистой прибыли получил около 30 млрд долларов.

Сколько может стоить уход Миттала из Казахстана? Фото: Коллаж Александра Ворожева

По данным инсайдеров в правительстве РК, наша страна еще в конце прошлого года предлагала Лакшми Митталу один миллиард долларов отступных за "АрселорМиттал Темиртау", в состав которого входят бывший "Кармет", шахты ПО "Карагандауголь" и четыре рудника, лишь бы тот ушел из Казахстана.

Но ему этого мало, и он хочет 3 млрд долларов. Поэтому сейчас на предприятии и работает иностранный аудит, чтобы оценить состояние казахстанского актива индо-британского миллиардера, передает inbusiness.kz.

А пока суд да дело, "АрселорМиттал Темиртау" решил скинуть с себя доведенный им до ужасного состояния трамвайный парк и передать этот хлам городу.

Прямые рельсы только в прошлом. Фото Filip Faliński

До 2005 года в Темиртау работали четыре трамвайных линии, сегодня существует только одна.

Движение по ней остановили после январских буранов, якобы для техобследования.

Сообщение пресс-службы "АМТ"

И хотя топы "Арселора" на голубом глазу со словами "Вот те крест" еще неделю назад заявляли, что трампарк закрывать не будут, тем не менее они это сделали. До апреля это подразделение будут "обследовать", а потом передадут в дар городу и бюджету.

Следует напомнить, что в 2016 году Миттал уже делал городу один подарок – передал ему свое ДТОО "Окжетпес", которое снабжало большую часть Темиртау полным спектром коммунальных услуг: электроэнергия, вода, отопление и канализация. Причем тогдашнему акиму Темиртау предприятие просто всучили: вопрос о передаче был решен на самом-самом верху. Комбинат оставил себе только поставку электроэнергии и соответствующие подстанции.

"Дорогой подарок" был городу как нельзя кстати: Миттал ежегодно тратил на содержание своей "дочки" 40 млн долларов, а теперь эти затраты легли на горожан и бюджет, формирующийся из налогов тех же горожан.

От сего дара теперь уже городское коммунальное предприятие с чудно обновленным наименованием ТОО "Окжетпес-Т" трещит по швам: долг коммунальщиков перед "АрселорМиттал Темиртау" (теплоснабжение с ТЭЦ-2) достиг 10 млрд тенге. И на ремонт сотен километров старых тепловодомагистралей город ежегодно выделяет миллиарды бюджетных тенге.

Но и этого Митталу показалось мало, и спустя несколько лет он решил "подарить" городу еще и престарелые электрические подстанции.

И тут в свете софитов на сцену выходит Кайрат Бегимов, который руководил Темиртау в 2020-2022 годах.

Аким стал широко известен после покупки (под видом только что изготовленных) старых ржавых новогодних МАФ за 30 млн тенге, о чем автор писал еще в декабре 2021 года в статье "Как поднять миллионы на новогоднем оформлении, подсунув б/у конструкции по цене новых".

Еще большую известность Кайрат Баяндинович приобрел, сорвав в Темиртау подготовку к отопительному сезону летом-осенью 2022 года (см. "В срыве начала отопительного сезона впервые виновата не ТЭЦ, а местные исполнительные органы").

Этот видный деятель коммунального хозяйства вступил в переговоры с "Арселором", который уже готов был передать тяготившие его, простите, барахло и ответственность на городской бюджет. Хоть чучелом, хоть тушкой.

Переписка "АМТ" и Бегимова

Следует отметить, что все эти движения проводились втайне от налогоплательщиков, тех самых, кто будет (и уже начал) оплачивать этот банкет.

Давайте посмотрим, что же Миттал и Бегимов повесили на шею темиртаусцев. А проскочил сей "список подарочков" в одном гражданском процессе и фигурирует в решении суда.

Так что когда вы слышите в новостях о "социальной ответственности" "АрселорМиттал Темиртау", то вспомните не только об экологии, убитом "Кармете" и выпотрошенном ПО "Карагандауголь", но и таких "мелочах", как коммуналка и проводы трамвая в Темиртау.

А также о загубленной социалке, что была на балансе ГАО "Кармет" до 25 ноября 1995 года и 90% которой он просто с себя скинул.

Скриншот из контракта купли-продажи ГАО "Кармет"

А это десятки детских садов, пионерские лагеря, Детский парк, Дворец культуры и техники металлургов, и прочая, прочая, прочая. За подробностями – к статье 2019 года "Как продавалась сталь".

В 2023 году настала очередь темиртауского трамвайного парка, который начали строить задолго до появления в Темиртау асфальтированных дорог.

Трамвай на проспекте Ленина, начало1960-х годов

Трамвайная линия тянулась от района Старый город и старого Казахского металлургического завода через весь Темиртау до строящегося Карагандинского металлургического комбината – "Кармета".

Ниже фото 1978 года.

Оно примечательно тем, что именно на этих же самых трамваях марки 71-605, которые Усть-Катавский завод выпускал в 1971-1992 годах, темиртаусцы и ездили по сей день. То есть Миттал просто доедал то, что построили наши отцы и деды

Кстати, о нашем трамвайном парке целую историю написал польский путешественник Filip Faliński.

Скриншот из статьи

В организации "трамвайной экскурсии" Филипу помогли автор и столичный журналист Тимур Асылханов.

В стене здания трамвайного цеха замурована "капсула времени" с посланием потомкам 2030 года.

Фото Filip Faliński

К тому времени уже некому будет краснеть за то, до чего довели предприятие.

Трамваи, к слову, встали не одни. Еще раньше на "АрселорМиттал Темиртау" остановили работу шахт: "Тентекская" простаивает уже второй год, "Кузембаева" будет стоять два месяца, "Абайская" весной встанет на четыре месяца. Самое страшное то, что иностранное руководство компании не развивает шахты, которые добывают жирные угли.

На комбинате остановлена и углеобогатительная фабрика. И только в конце февраля будет завершен аудит состояния ее здания и оборудования. На основании этого заключения и будут принимать решения о дальнейшей судьбе фабрики. Пока есть три варианта:

  1. Ремонт здания и укрепление конструкций.
  2. Строительство новой фабрики на площадке стального департамента.
  3. Расширение и строительство второго блока на ЦОФ Восточная угольного департамента.

И есть большая-пребольшая проблема с золошламонакопителем, о которой автор писал еще в феврале 2021 года в статье "Кто из иностранцев может строить в Казахстане опасные объекты без разрешения?" и в августе того же года в материале "В Казахстане действует примат права или право приматов?".

На предприятии обветшало все, ибо здания и сооружения построены еще в 1960-1970 годах. В принципе, "Миттал довел "Кармет" и "Карагандауголь" до точки невозврата".

Летом прошлого года в статье "Почему мошенник и беспредельщик Лакшми Миттал имеет в Казахстане статус неприкасаемого?", которая, к слову, набрала 66 тысяч просмотров, автор приводил нижеследующие данные, подготовленные МИИР.

Рекомендую освежить в памяти и другие цифры, указанные в том материале.

Так вот. С 1995 года Миттал имел со своего казахстанского актива не менее одного миллиарда долларов чистой прибыли в год. В итоге по настоящее время – не менее 30 млрд долларов. И это не считая преференций из нашего же бюджета, о которых говорится в той же статье.

А инвестировал он в "АМТ" только 1,9 млрд долларов.

Вернемся к началу: наша страна в конце прошлого года предлагала Лакшми Митталу один миллиард долларов отступных, чтобы он отдал предприятие Республике Казахстан.Однако Миттал, что твой жадный раджа из мультфильма "Золотая антилопа", хочет еще и еще, требуя за убитый им "Кармет" и разоренный "Карагандауголь" 3 миллиарда долларов.

Кадр из мультфильма "Золотая антилопа"

Это как взять жену без калыма, использовать ее 27 лет по полной, а "когда она состарилась и вошла в лета преклонные", вернуть ее родителям. Да еще и за большие деньги.

Чем заканчивают такие раджи – мы знаем.

Но нам бы успеть вернуть свое до того, когда "Карагандауголь" и "Кармет" скончаются.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться