Специализированный межрайонный экономический суд по Карагандинской области обязал предпринимателя вступить в должность директора фирмы, из которой он уволился три года назад. Теперь, как руководитель, он будет отвечать и за долги, накопленные предприятием за это время.
Недавно inbusiness.kz уже рассказывал о том, как его журналиста благодаря головотяпству работников шымкентского РАГСА женили задним числом.
Этот тайный для немолодого молодожена брак, согласно новой записи в его личном кабинете на портале Egov, был зарегистрирован еще 20 июля 1985 года в городе Чимкенте Казахской ССР, в котором он, уроженец Джамбульской области той же солнечной республики, никогда прежде и не бывал.
Вопрос: "Как же это все произошло?" – пока не нашел своего ответа.
8 августа 2019 года журналист inbusiness.kz присутствовал на суде, где благодаря опять же базе данных Министерства юстиции на предпринимателя "повесили" фирму с четвертьмиллиардным долгом.
"Три года ты мне снилась"
18 октября 2016 года предприниматель Степан Вадюнин произвел отчуждение своей доли в ТОО "АВ" путем ее дарения новому участнику товарищества, назовем его БВП. Данный факт подтверждается договором дарения доли уставного капитала (реестр № 2121 от 18.10.2016 г.).
В тот же день Степан Вадюнин сложил с себя полномочия руководителя ТОО "АВ", а директором предприятия стал новый участник – БВП.
Через полтора года, в 2017 году, у ТОО "АВ" в 10 раз падают платежи в бюджет.
В 2018-м они снижаются еще в шесть раз.
В начале 2018 года ТОО AZIA-HAIER заявляет о наличии перед ним со стороны ТОО "АВ" стомиллионной задолженности и возбуждает против него гражданское дело о признании последнего банкротом.
4 мая 2018 года решением Специализированного межрайонного экономического суда Карагандинской области в признании банкротом ТОО "АВ" кредитору отказано.
18 июля 2018 года апелляционной коллегией по гражданским делам Карагандинского областного суда решение суда от 4 мая было отменено и вынесено решение о признании ТОО "АВ" банкротом.
Следом приказом уполномоченного органа – Департамента госдоходов Карагандинской области от 13 августа 2018 года № 350 – в ТОО "АВ" назначен банкротный управляющий Калкамас Сахова.
Однако Верховный суд РК своим постановлением от 2 апреля 2019 года за № 6001-19-00-Згп/142 по ходатайству ТОО "АВ" отменил постановление апелляционной судебной коллегии по гражданским делам Карагандинского областного суда от 18 июля 2018 года, поставив точку в этом споре: ТОО "АВ" не банкрот.
"Вернись, я все прощу"
Но, тем не менее, банкротный управляющий (и уже на основании решения Верховного суда – ненадлежащий истец) подает на бывшего акционера предприятия Степана Вадюнина, покинувшего фирму три года назад, заявление в суд, настаивая на том, чтобы предприниматель принял от нее документы и печать предприятия.
И 9 августа решением СМЭС Карагандинской области уже давно разведенного с ТОО "АВ" человека обязали снова стать его руководителем.
Это решение судьи Ербола Майпасова принято на основании справки о зарегистрированном юридическом лице, полученной банкротным управляющим на портале Egov. Согласно этому документу Министерства юстиции, Степан Вадюнин не только остался директором фирмы, но и до сих пор является ее акционером.
А теперь посмотрим на долги перед бюджетом, которые накопились у ТОО "АВ" с 2016 года.
251,320 млн тенге недоимки. Теперь становится понятно, почему назначенный Департаментом госдоходов банкротный управляющий так стремился навесить фирму на Степана Вадюнина: карагандинских фискалов, проспавших четверть миллиарда налогов, за это по головке не погладят. За такой крепкий сон голову обычно сносят.
А благодаря судье СМЭС Ерболу Майпасову у Департамента госдоходов Карагандинской области появилось физическое лицо, с которого налоговики могут истребовать "проспанные" ими 251 миллион тенге налогов юридического лица.
Между тем постановлением судебной коллегии по гражданским делам Карагандинского областного суда от 18.07.2018 г. № 3599-18-00-2а/2538 установлен факт, что "по договору дарения от 18.10.2016 г. Вадюнин С. Г. произвел отчуждение своей доли в пользу БВП. При этом Вадюнин С. Г. сложил с себя полномочия руководителя ТОО "АВ", а руководителем стал БВП".
Сам Степан Вадюнин так комментирует возникшую ситуацию:
"У меня на руках имеются:
- Заявление о расторжении трудового договора по инициативе работника с 18 октября 2016 года.
- Приказ о расторжении трудового договора.
- Акт приема-передачи документов.
Все это свидетельствует о том, что я надлежащим образом уволен. Естественно, никаких обязательных отчислений ТОО "АВ" за меня не делает.
Полагаю, что на основании данного решения суда, которым фактически против моей воли и в нарушение Трудового кодекса РК меня принуждают к работе в качестве директора, департаментом госдоходов Карагандинской области будут сделаны выводы о том, что у ТОО "АВ" есть директор.
И затем могут инициировать процедуру, по которой попробуют привлечь меня к субсидиарной ответственности".
А далее события, скорее всего, могут развиваться так: всучив ТООшку не имеющему к ней три года отношения Вадюнину, затем ДГД может уже сам инициировать процедуру банкротства, включив ст. 6 Закона РК от 07.03.2014 г. "О реабилитации и банкротстве":
"1. Учредитель (участник) и (или) должностные лица должника несут субсидиарную ответственность перед кредиторами несостоятельного должника принадлежащим им имуществом за преднамеренное банкротство.
Должностное лицо банкрота возмещает убытки собственнику его имущества за преднамеренное приведение должника к неплатежеспособности".
На основании, напомним, справки Минюста о зарегистрированном юридическом лице, полученной через портал Egov.
Минное поле Минюста
А вот если на том же портале на ТОО "АВ" взять справку о всех регистрационных действиях юридического лица, то выяснится очень интересная вещь.
Согласно этому документу, Степан Вадюнин с 24 сентября 2007 года и по сей день является соучредителем и директором ТОО "АВ".
Однако в той же справке говорится, что 20 октября 2016 года, то есть через два дня после дарения Вадюниным своей доли другому участнику и увольнения с должности директора фирмы, ТОО "АВ" провело перерегистрацию с изменением состава участников, руководителя и места регистрации.
Однако доблестные сотрудники Минюста, обозначив сам факт изменений, тем не менее, конкретику в документ не внесли, а именно, что учредителей осталось трое, а директором стал БВП.
И раз уж мы коснулись Министерства юстиции, посмотрите на нижеследующий документ и, как говорил Фима Петров, "тихо содрогнитесь".
Оказывается, кто конкретно является руководителем юрлица, для Минюста совсем не интересно, а в самой базе для законников главное – это БИН.
Итак, у Степана Вадюнина есть документы об увольнении, оформленные в соответствии с Трудовым кодексом РК.
Но есть и решение СМЭС Карагандинской области от 9 августа 2019 года, в котором говорится, что он является директором ТОО "АВ" на основании справки Министерства юстиции. Но если нормы Трудового кодекса РК противоречат нормам других подзаконных актов (здесь мы имеем в виду ту самую пресловутую справку Минюста), то применяются нормы ТК, что и надлежало сделать суду в данном случае.
Вместе с печатью и документами ТОО "АВ" Степан Вадюнин в довесок получил долги по налогам и другим обязательным платежам в бюджет в сумме 251,320 млн тенге, накопленные за три года его отсутствия в фирме.
Предприниматель, конечно же, подаст апелляцию на решение СМЭС.
Но на основании чего апелляционная коллегия по гражданским делам Карагандинской области будет выносить свое постановление?
Правильно – на основании справок Министерства юстиции. Тех самых справок о зарегистрированном юридическом лице, актуальность данных которых Минюст подтвердить не может.
Возникает еще один вопрос: а почему новый директор БПВ, ставший им после регистрации решения собрания участников ТОО в органах юстиции 20 октября 2016 года, не участвует в этой войне?
Но стоит вспомнить о четверти миллиарда тенге долгов ТОО "АВ" по налогам и обязательным платежам в бюджет, которые в итоге повесят на руководителя предприятия, как вопрос отпадает сам собой.
Олег И. Гусев