/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 434,31 Brent 36,55
На неудобные вопросы не отвечают, но их стало можно задавать

На неудобные вопросы не отвечают, но их стало можно задавать

О чем говорили участники «MadiaКурылтай′19». 

09:00 30 Ноябрь 2019 2208

На неудобные вопросы не отвечают, но их стало можно задавать

Автор:

Елена Тумашова

Фото: Екатерина Иванова

«Мы с вами живем уже в новой реальности. Как чувствуют себя медиа в эпоху политического транзита, стало ли им работать более или менее комфортно, какие есть вызовы и тренды?» – такую тему предложила обсудить экспертам президент Казахстанского пресс-клуба Асель Караулова на XII конференции по вопросам развития рынка СМИ.

Политолог Айдос Сарым, ставший участником дискуссии, поделился мнением, что транзит еще далеко не завершился. Казахстану нужно пройти полный электоральный цикл – выборы в Парламент и маслихаты, новые президентские выборы, и в зависимости от того, как они пройдут, можно будет говорить о том, насколько транзит состоятелен.

«Самое главное – изменения ментальные, которые медленно, но верно происходят. Нам предстоит поиск формулы роста и развития, и в ней хорошее место будет отдано традиционным медиа, у которых, если мы будем правильно двигаться, откроется второе дыхание», – говорит спикер.

По его мнению, то, что называли «пятой, шестой властью», социальные сети не оправдывают надежд.

«В условиях фейк-ньюс у традиционных медиа есть шанс – они должны быть современными. Изменения на медиаполе происходят, их надо закреплять законодательно – убирать уголовные статьи, по всей видимости, нужен новый закон о медиа, который перезапустил бы систему», – делится своим мнением Айдос Сарым.

На его взгляд, власть становится более открытой, однако одной из угроз может стать популизм. Поэтому традиционным СМИ нужно демонстрировать высокие стандарты качества информации, глубины и анализа. Тем более запрос есть. И мировые тренды говорят об этом же: тиражи газет растут, возвращается доверие к телевидению.

Госорганы получают информацию из СМИ

Директор информационного агентства inbusiness.kz Мира Халина, представляя свое видение того, как ощущается транзит, отметила, что средства массовой информации получили самое главное – повод.

«Долгое время у нас было затишье по информационным поводам. Когда объявили об отставке Президента и о предстоящих выборах, для СМИ это был кайф, мы работали с невероятным драйвом», – вспомнила спикер недавние события.

По ее словам, сейчас, в новых реалиях, СМИ все еще сталкиваются с тем, что госорганы не отвечают на некоторые вопросы, но, тем не менее, появился диалог.

«И контент будет зависеть от профессионализма журналистов: чем больше они будут искать информацию, тем больше узнает читатель и зритель», – говорит эксперт. 

«Если раньше журналистам не то чтобы запрещали, но ожидалось, что они не будут задавать неудобные вопросы, то теперь, если на такие вопросы и не отвечают, то их хотя бы можно задавать. Есть такое ощущение?» – обратился к коллеге главный редактор Informburo.kz Михаил Дорофеев.

«Вопросы задавать можно», – поделилась мнением Мира Халина. По ее словам, со многими пресс-службами государственных органов сейчас можно разговаривать по поводу предоставления информации. И аргумент «вы же хорошие пиарщики, вы можете предоставить информацию корректно и в то же время выгодно для себя, а не просто умолчать» стал действовать.

«Самое главное, что появилось в деловой журналистике, – мы перестали зависеть от пресс-релизов, сами генерируем контент. Ведомства потом нам звонят и говорят: «А где вы взяли эту информацию? Можно нам получить источник?» Мы расшевелили этот рынок, и это здорово, потому что долгие годы мы были в тишине», – говорит топ-менеджер Inbusiness.kz.

«Запретные темы все-равно существуют»

Генеральный директор «Алаш Медиа Групп» Батыр Казыбаев был неоптимистичным.

«Не могу сказать, что что-то сильно изменилось, негласные запреты на определенные темы все равно существуют. Проблемная зона – те же самые митинги. Некоторые органы скептично смотрят на присутствие нашего ресурса на таких мероприятиях. Мы же понимаем, что обманывать читателя в наше время бессмысленно, и мы должны освещать такие события с точки зрения социальной ответственности СМИ, поэтому Tengrinews все равно на них ходит», – делится опытом спикер.

На его взгляд, запрещать – это то, что нельзя делать государству в наше время, когда происходит транзит, который по сути своей касается не столько власти, сколько ментальности.

«Мы учимся либеральности, но ее тоже надо воспринимать адекватно, иначе могут случиться нехорошие события, которых мы все не хотим. Поэтому основная установка – на социальную ответственность», – говорит эксперт.

Председатель правления Казахстанского медиаальянса Арманжан Байтасов отмечает, что медийщики отражают то, что есть в обществе.

«А в обществе сейчас есть огромное ожидание перемен. Некоторых это возбуждает, некоторых просто вдохновляет – мы читаем об этом в телеграм-каналах, которых в последнее время стало очень много. Некая оттепель и ожидание того, что либеральные процессы будут идти и дальше, присутствует», – говорит спикер.

Подтверждение тому – создание Национального совета общественного доверия.

«Это говорит о том, что у исполнительной власти действительно есть запрос на широкие консультации с обществом, разными группами. Это хорошо, и медиа становятся более востребованными», – уверен медиаменеджер.

Запрос на качественную информацию есть

«Возвращение ratel.kz – это оттепель?» – задала Асель Караулова вопрос главному редактору Ratel.kz Марату Асипову.

«За 19 месяцев неопределенности разные мысли приходили, было непонятно, что с нами будет. Не знаю, связано ли это с транзитом или нет, но мы вышли из блокировки, судебный запрет был снят, но свидетельство о постановке на учет сетевого издания Ratel.kz нам не дали, сказали, еще ждите», – рассказал Марат Асипов.

На его взгляд, если СМИ кому-то и должны, так это читателю. «Наш профессиональный долг – предоставлять ему качественную, глубокую информацию. Иногда, может быть, не так быстро реагируя на события, но, на мой взгляд, лучше выдержать паузу, осмотреться и дать то, что на самом деле было. Не гоняться за трафиком, и читатель это непременно оценит», – уверен журналист.

Очень показательный пример, на его взгляд, был в начале этого года: в Караганде произошла драка, информационное поле замерло, в СМИ проходила только сухая информация. А в соцсетях все кипело.

«Мне очень понравилось, когда на площадке одного из изданий три политолога обсуждали эту тему, причем очень спокойно. Меня поразила реакция аудитории: в первый же день видео набрало 100 тыс. просмотров на YouTube, через неделю их было уже 500 тыс. Это очень показательно: запрос на качественные тексты, на умных людей в эфире у общества очень высокий», – рассказывает Марат Асипов.

Интернет, который рубят

Продолжая тему самочувствия СМИ в условиях транзита, Мира Халина затронула вопрос блокировок.

«В течение года, что я работаю на проекте, я еще ни разу не столкнулась с проблемами, которые были бы связаны с инструментом, с внедрением новых технологий. Это все работает, и есть возможности внедрять. Для СМИ это большой скачок. В условиях того, что нам дали инфоповоды, мы стали добывать еще больше интересной информации», – говорит эксперт.

Но интернет-издание напрямую зависит от Интернета, точнее, от доступа к нему аудитории.

«Нам нужен Интернет, чтобы нас прочитали или посмотрели. И вот что случается, когда в стране происходит то, чего власти, возможно, не ждут или не готовы эти ситуации комментировать. По исследованию NetBlocks, с мая этого года, сейчас уже меньше, идут блокировки. Выключают кнопку, которая просто отрывает нас, как носителя контента, от аудитории», – говорит спикер.

Чиновники говорят: блокировок не было.

«Мы же видим, каким образом «выключение Интернета» отражается на нашем трафике. Трафик – это то, что приносит нам деньги. Мы работаем на увеличение нашей аудитории. Когда было объявлено об отставке Президента, мы за день сделали 100 с лишним тысяч просмотров – очень хорошие показатели для нового проекта. Увеличение просмотров, увеличение количества подписчиков произошло потому, что мы освещали эту тему очень активно, запускали аналитиков. Но если Интернет, как наш основной инструмент взаимодействия с аудиторией, будут «рубить», мы будем бессильны», – обрисовывает проблему Мира Халина.

«Такие, как мы»: о слухах и недоверии

Региональный эксперт по медиастратегии Internews Ержан Сулейменов говорил о трендах потребления контента казахстанской аудиторией (исследования провели в странах Центральной Азии, в Казахстане было опрошено 1000 человек в 14 регионах и крупных городах).

Оказалось, что телевидение остается главным источником информации, на втором месте – интернет-сайты. «Удивительная ситуация, с которой нам, как медийщикам, нужно работать: 41% опрошенных получают информацию от родственников, друзей, знакомых, 45% – из соцсетей. Думаю, трендом будущего для медиа станет выстраивание коммьюнити, генерирование контента для целевой аудитории, и я вижу, что власть с этим начинает работать», – говорит эксперт.

«Что люди делают в Интернете?» – таким был один из вопросов. На первом месте среди ответов оказалось общение через социальные сети – это новое поле медиа.

«Социсследование вскрыло очень интересную вещь – где деньги. 72% опрошенных казахстанцев сказали, что не готовы платить за контент», – продолжил спикер. И предложил «пока вычеркнуть эту аудиторию из маркетинговых и бизнес-планов», если только «вы не научились строить очень понятные коммьюнити, попадая в болевые точки и ниши».

Люди готовы платить за фильмы и сериалы. Деньги, которые появятся и будут нарастать в Интернете, скорее всего, соберут онлайн-витрины, а не интернет-сайты. То есть это сайты, на котором показывают кино- и сериальный контент.

Также исследования показали, что категория «такие, как мы», куда включаются друзья, коллеги, контакты в соцсетях и мессенджерах, влияют на аудиторию больше, чем медиа. «Это большой вызов для медиа. Но уровень доверия к информации, получаемой таким образом, очень низок. То есть большой процент опрошенных получает информацию от друзей и родственников, но не доверяет ей. Возможно, когда люди отвечают, что не доверяют, они хотят выглядеть лучше, чем есть на самом деле, – что они не пользуются слухами», – говорит Ержан Сулейменов.

Часть опрошенных говорит, что может формулировать поисковые запросы и собирать информацию из разных источников, чтобы получить полное представление об интересующей теме, то есть какая-то часть людей считает, что обладает критическим мышлением и может анализировать информацию. Часть замечает разницу между информацией, другими сообщениями, мнениями, суждениями и критикой. «Это говорит о том, что критическое мышление есть», – комментирует спикер.

Определенная часть опрошенных посчитала себя информационно грамотной, то есть люди говорят, что могут ориентироваться в информации и выбирать интересующий их контент. «Есть сомнения, что это действительно», – отмечает эксперт.

Казахская пресса: о деньгах и проблематике

«Есть много вопросов, которые беспокоят рынок. Один из них – разделение аудитории на казахскую и русскую. Произошли ли какие-то изменения или это по-прежнему два отдельных мира, которые никак не соприкасаются?» – обозначил еще одной направление дискуссии Михаил Дорофеев.

«Мне кажется, актуальность этой темы исчезнет через какое-то время, потому что многие сегодняшние 25-летние люди свободно говорят на трех

языках, у них нет барьеров, которые в нашем поколении присутствовали между русскоязычными и казахскоязычными СМИ», – ответил на поставленный вопрос Марат Асипов.

Он считает, что русскоязычные СМИ будут вынуждены стремиться к тому, чтобы читать контент на казахском языке (это связано с тем, что есть документооборот на казахском языке, а СМИ нужно добывать информацию).

Эксперт уверен: скоро для любого средства массовой информации будет нормальным публиковать материалы и обоих языках, и эти материалы не будут дублировать друг друга.

Сейчас зачастую казахская и русская редакции даже внутри одного медиахолдинга не пересекаются по тематике, и ценностные ориентиры у них разные. «Например, русскоязычные СМИ были против «Кок-Жайлау», а казахскоязычные более спокойно к этому относились и не видели глубокой проблемы в застройке. Есть такое – чувствительность русскоязычных и казахскоязычных СМИ к тем или иным проблемам разная. Это и по темам материалов можно заметить. Девственность, язык, топонимика, токалки, религиозные дела – об этом пишет казахская пресса. Но, думаю, это пройдет, мы помним, что «СПИД-Инфо» имела огромный тираж в начале Перестройки. Эту ситуацию казахскоязычнми СМИ тоже переживают, но там, наверно, процессы гораздо глубже», – рассуждает спикер.

Айдос Сарым как «читатель с 30-летним стажем» отметил, что помнит те времена, когда все казахскоязычные СМИ выходили с дайджестом русскоязычной прессы. Теперь он замечает, что почти во всех русскоязычных СМИ есть обзор казахской прессы, но этот формат исчез из казахских изданий.

«Я вижу, что серьезность тем в казахскоязычных СМИ высокая. Есть еще неуверенность в некоторых социальных вещах, эмоциональный всплеск идет, ну просто другой уровень обсуждения, есть запрос на большое количество восклицательных знаков, риторика тоже есть. Но и рационализм появляется. Появляется поколение казахскоязычных, двуязычных экспертов», – делится наблюдениями политолог.

На его взгляд, то, какой будет казахскоязычная пресса, во многом зависит от того, как будет проходить процесс урбанизации в Казахстане, станут ли города «kazakh friendly». «Думаю, если урбанизационный период пройдет нормально, накал страстей и взаимное недоверие уйдут. Но если будем в каких-то вопросах архаизироваться, то это не произойдет», – прогнозирует политолог.

Мира Халина пояснила, чем отличается деловая аудитория русскоговорящая от деловой аудитории казахскоговорящей. «Вывод, который мы сделали,

работая с аудиторией в течение года: казахская аудитория ищет информацию о том, как списать кредиты, а русская – как увеличить свои инвестиции. Мы как холдинг ATAMEKEN BUSINESS, например, ставим задачи обучать и направлять нашу аудиторию. Ищем экспертов, которые могут давать такую информацию, советы», – говорит спикер.

По ее словам, если СМИ возьмут на себя ответственность и начнут повышать уровень финансовых знаний своей аудитории, привлекать экспертов, которые будут обучать и делиться опытом, то они смогут стать источником влияния.

«Внезапно обнаружил себя в казахской аудитории, меня тоже больше волнует, как списать кредиты», – пошутил Михаил Дорофеев.

«Казахскоязычная пресса не зарабатывает деньги на рынке, у нее не стоит задача монетизировать трафик», – продолжил тему Марат Асипов. Русскоязычная пресса, по его словам, в таком режиме с 1990-х годов и в этом смысле пробежала гораздо больший участок. «Как только казахскоязычная пресса будет стремиться к самоокупаемости и подъему тиража и трафика, не только за счет обсуждения каких-то тем, думаю, взрывной рост пойдет», – говорит журналист.

Ержан Сулейменов проблему видит в том, что работать с увеличивающейся казахскоязычной аудиторией некому. «Скорее всего, это та же самая причина, почему рекламные агентства не продают «большой 20-ке» рекламодателей казахскую аудиторию. Но если казахскоязычные медиа не убедят каким-то образом крупных рекламодателей «перевзвесить» стоимость своей аудитории, то это так и будет. И это большой перекос на рынке», – заключает спикер.

Елена Тумашова

Обзор зарубежных новостей от Bloomberg подготовил inbusiness.kz

Последние новости о планах по выпуску смартфонов Apple в Индии, о вакцинации россиян в октябре и рост случаев в Европе.

02 Август 2020 11:58 1097

Обзор зарубежных новостей от Bloomberg подготовил inbusiness.kz

Made in India: IPhone будут выпускать в Индии

22 компании, включая Samsung Electronics и Apple, пообещали инвестировать в запуск заводов по производству смартфонов в Индии. Общая сумма вложений – 1,5 миллиарда долларов. Согласно столь многообещающему плану, в течение ближайших пяти лет в стране появится свыше миллиона рабочих мест. Таким образом, республика может стать крупным игроком на рынке в сфере электроники. Безусловно, для Нью-Дели это положительный фактор. Как отметил премьер-министр Нарендра Моди, данная инициатива, в частности, поможет увеличить объем местной промышленности и снизить зависимость от импорта товаров.

Предполагается, что открытие ряда предприятий в Индии подтолкнет и другие мировые корпорации к переносу своих производств из Китая.

«Но этот шаг не направлен против какой-либо страны», – сказал министр информационных технологий Рави Шанкар Прасад.

К слову, ранее мы сообщали, правительство Японии заплатит своим компаниям, работающим в Поднебесной, с условием, что те перенесут предприятия на родину.

Массовая вакцинация в России начнется осенью

В октябре власти России намерены приступить к вакцинации населения от Covid-19. Об этом заявил министр здравоохранения Михаил Мурашко. Накануне завершились клинические испытания первой вакцины, разработанной исследовательским центром им. Н. Ф. Гамалеи и Российским фондом прямых инвестиций. Теперь ожидается, препарат зарегистрируют в этом месяце. В дальнейшем он может поступить в гражданский оборот.

Между тем в Евросоюзе сообщили, что близки к совершению сделки с Sanofi по поставке около 300 миллион доз вакцин. Французская компания разрабатывает их совместно с британской GlaxoSmithKline. Кроме того, в страны альянса могут поступить еще несколько миллионов доз лекарства из США. 

Ситуация по Covid-19 в мире

Число случаев заражения коронавирусом составило более 17,5 миллиона. Он выявлен почти в 190 странах мира. 

Число летальных исходов от инфекции в США составило 1000 пять дней подряд. Показатель ниже, чем на прошлой неделе.

Что касается Европы, то в ряде стран зафиксировали рост количества инфицированных. Например, в Испании, Польше, Бельгии и Германии. В последней недавно обнаружили 864 новых случая заражения, что значительно больше, чем в июле. А в Берлине накануне прошли массовые протесты. Демонстранты выразили недовольство ограничениями в связи с инфекцией. 

Перейдя к Азии, стоит отметить, в Японии рекордное число новых случаев – около 1400 за сутки. Больше всего – в столице.

Айсауле Байгазина


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Курбан айт в условиях пандемии

О чем писали журналисты изданий на казахском языке. Обзор прессы за неделю на inbusiness.kz.

01 Август 2020 08:12 729

Курбан айт в условиях пандемии

Фото: newtimes.kz

Alashainasy.kz. Информацию о нынешних условиях проведения Курбан-байрама опубликовали на странице этой газеты. Разъяснения по этому празднику дал глава Духовного управления мусульман Казахстана Наурызбай кажы Таганулы. 

В этом году мусульманский праздник жертвоприношения Курбан айт выпадает на 31 июля. Из-за пандемии коронавируса мусульмане страны не станут читать праздничный намаз в честь праздника. По словам главного имама страны, обряд жертвоприношения верующие тоже проведут онлайн.

«Если человек по определенным обстоятельствам, например, из-за работы, из-за здоровья не может совершить обряд жертвоприношения, то он может это сделать через представителя. Например, можно попросить кого-то дать ему денег и благодаря этому человеку совершить этот обряд. Этой работой в этом году занимаются представители Духовного управления. По шариату это представительный курбан, а по-современному его называют онлайн-курбан», – сказал главный имам Казахстана Наурызбай кажы.

Abai.kz. «А если взять пример с Острова свободы?..», задается вопросом интернет-издание. По данным автора этой статьи, хорошие показатели во время пандемии показала медицина Кубы. По сравнению с современным Казахстаном у этой страны очень даже хорошие показатели. Потому что, несмотря на санкции и экономические трудности, на Кубе хорошо развита система здравоохранения. 

Наблюдая за событиями в мире во время пандемии, автор материала Марат Ермуканов пришел к такому выводу. По данным министерства здравоохранения Кубы, 25 июля было зарегистрировано 17 новых случаев ковид-19. Общее количество заразившихся вирусом людей достигает 2495 человек, 2349 из этих людей выздоровели, а 87 человек умерли.

«Конечно, мы не можем целиком копировать пример Кубы в казахстанское общество. Но мы могли бы использовать выгодные стороны социалистической системы. Например, перевести в государственное управление производство и торговлю лекарствами, подготовку и обучение медицинских кадров, передать медицинские учебные заведения и частные фармацевтические предприятия в государственную собственность. Тогда можно было бы исправить сложившуюся ситуацию», – написал автор.

Qazaquni.kz: «В Байконуре должен стоять памятник не Ленину, а Токтару Аубакирову», пишет это издание. Такое предложение высказал Байбота Кошым-Ногай. Свое высказывание он приурочил ко дню рождения первого казахского космонавта Токтара Аубакирова. 

Своеобразно о дне рождения первого казахского космонавта напомнил Байбота Кошым-Ногай. 27 июля Токтару Аубакирову исполнилось 74 года. В этот день автор материала описал свои впечатления относительно путеводителя Кызылординской области.

«Путеводитель Кызылординской области написали на трех языках: казахском, русском и на английском. Все-таки это моя малая родина, поэтому и отношение к этой области у меня особенное. Не спеша пролистав этот путеводитель, понял, что мы еще не до конца независимая страна, и огорчился. Большой памятник вождю коммунизма до сих пор стоит на месте. На это место могли бы установить памятник первому казахскому космонавту, народному батыру Токтару Аубакирову!» – написал Байбота Кошым-Ногай.

Qamshy.kz. «Почему базары открыты, а рестораны закрыты? Крик души, оставшихся без дохода людей» – опубликовали на странице этого интернет-издания. Среди лишенных заработка людей оказались предприниматели, официанты, ведущие семейных торжеств. 

По данным издания, с началом карантина в стране растет количество безработных граждан. Поэтому репортеры опросили тех, кто остался без заработка, чем они занялись во время карантина. Среди них оказался авторитетный тамада из Караганды.

«Многие стали критиковать тои. Все говорят, что в ресторанах не соблюдаются меры безопасности, а на самом деле все не так. Много людей на базарах, в один автобус сажают тысячи людей. Соблюдаются ли там санитарные нормы? И многие люди связали свои проблемы с тоем, власть имущие из-за этого ужесточили ограничительные меры. Это неправильно», – говорит тамада Мейирбек Байгаширов.

В интервью журналистам тамада признался, что во время карантина зарабатывает рекламой в социальных сетях. Поэтому не сказать, что он без заработка. Ежемесячных доходов лишился предприниматель по имени Нурдаулет Балгабекулы. У него была столовая, которую закрыли во время карантина, и предприниматель лишился миллионной прибыли. Без денег осталась и студентка, которая подрабатывала официанткой. По словам Шапагат Сейдалы, вначале она подрабатывала официанткой, потом стала помощницей повара. По ее мнению, несправедливо закрывать рестораны, где отдыхают 30-40 человек, и открывать базары, где люди ходят толпами.

Aikyn.kz. Новые условия государственной программы «С дипломом в село» опубликовали на странице этой газеты. Согласно новым требованиям, этой программой могут воспользоваться только те молодые специалисты, у которых нет кредита. 

По официальным данным, с начала реализации государственной программы «С дипломом в село» более 68 тысяч молодых людей вернулись в аулы, получили от государства обещанную помощь и работают во благо народа. Потому что по этой программе вчерашним выпускникам государство предлагает работу в сельской местности с соответствующей социальной поддержкой в виде выплаты подъемного пособия, а также возможности оформления бюджетного кредита на жилье. По новым условиям возможностями этой программы не могут пользоваться молодые люди, которые при оформлении заявки на участие имеют кредит.

Депутат сената Нурторе Жусип не поддерживает новые условия государственной программы.

«Сейчас мало у кого нет кредита. Поэтому неправильно лишать людей бюджетного кредита из-за его банковских долгов. Это отобьет желание у дипломированных специалистов, желающих работать в ауле. И, если они имеют кредит, нужно проверить и рассчитать их зарплату, и, если они в состоянии выплатить, почему бы и не дать?» – заявил сенатор.

Реализация государственной программы началась в 2009 году. В течение 10 лет подъемное пособие на сумму 7,4 млрд тенге получили свыше 60 тыс. специалистов. Более 27,5 тыс. специалистов получили бюджетные кредиты для приобретения жилья на сумму 70,6 млрд тенге. По состоянию на 1 июля 2019 года 2527 специалистам выданы бюджетные кредиты на общую сумму 9,1 млрд тенге на приобретение жилья.

Гульмира Камзиева


Подпишитесь на наш канал Telegram!