Спектакль "Счастливые поют", признанный одним из самых ярких культурных событий Казахстана 2016 года, расширяет географию показов и обретает новое звучание. Участником апрельских постановок, прошедших в Алматы, Петропавловске и Шымкенте, стал Билл Сакстон – живой классик американского джаза, звезда гарлемского джаза 1950-1960-х годов.
Стартовавшая с этого времени музыкальная карьера Сакстона длится по сегодняшние дни. После обучения в The New England Conservatory of Music в Бостоне по классу "джазовая музыка" он выступал и записывался с такими джазовыми гигантами, как Рой Хэйнс, Джеки МакЛин, Кларк Терри, Нэнси Уилсон, оркестр Дюка Эллингтона, оркестр Каунта Бейси, Фрэнк Фостер и многими другими.
Сакстон объездил с выступлениями всю Европу, Западную Африку, Карибские страны, гастролировал в Японии и других странах. Белый дом отметил его в рамках Black Music Month, а Музыкальная библиотека в нью-йоркском Линкольн-центре разместила информацию о нем как о легенде джаза. Он возродил историческое джазовое место, открыв клуб Bill’s Place в Гарлеме.
Включение в команду казахстанского проекта такой личности еще более подогрело интерес к спектаклю, успех которого в Шымкенте и без того был ожидаемым: "Счастливые поют" идут с неизменными аншлагами начиная с премьерного показа в мае прошлого года.
Напомним, спектакль посвящен двум великим артистам XX века Фрэнку Синатре и Эдит Пиаф. В "Счастливых" эти две легенды, никогда не встречавшиеся в реальной жизни и исполнявшие песни на разных языках, предстают в параллельном существовании на единой площадке, где каждый рассказывает о себе и пройденном пути.
Идея объединить их на одной сцене зародилась у сценариста – известного музыковеда и певицы Ирэн Аравиной после замеченной ею схожести тем и фразировок песен и шире – судеб Пиаф и Синатры. Оба родились в один месяц одного и того же года – в декабре 1915-го – и испытали трудности и признание, взлеты и падения, счастье и неудачи.
"Этот спектакль на самом деле рождался несколько раз, - поделилась Ирэн историей его создания. - И каждый раз была новая версия. Сначала это была просто любовь Эдит Пиаф и Ив Монтана, потом добавились отношения с Шарлем Азнавуром. Потом выросла и начала вплетаться история Фрэнка Синатры. Проект постепенно кристаллизовывался около пяти лет и до сих пор продолжает меняться и кристаллизовываться".
Ирэн Аравина признала, что использование в спектакле приема рассказа о своей судьбе от имени самого умершего человека – в искусстве не новость. Но, как она убеждена, это хорошее клише, которое пробуждает в людях надежду и нацеливает на высокие ориентиры: "Потому что люди становятся как бы более детьми. Им есть во что верить. Они видят, что такие же, как они, люди достигли высот мастерства.
Быть популярным – не значит быть великим. Популярность можно купить. Но величие приобретается потом, кровью, слезами, огромной работой, восторгом – и именно поэтому они стали великими. Мне хочется, чтобы каждый человек, посмотрев этот спектакль, захотел стать великим…"
Сама Ирэн в спектакле поет за великую Пиаф, а партии ее не менее великого современника – Алексей Тимофеев. Непосредственно их роли играют популярные актеры Айсулу Азимбаева и Чингиз Капин. Живое музыкальное сопровождение обеспечивает группа Jazz House. Новую и яркую краску в эту неизменную команду добавил настоящий американский джазмен, исполнивший на саксофоне композиции Синатры.
Включение американского элемента состоялось благодаря посольству США в РК, при поддержке которого прошли апрельские гастроли "Счастливых".
Советник по вопросам образования культуры и прессы генерального консульства США в Алматы Чарльз Мартин отметил, что американское посольство любит объединять американских и казахстанских деятелей искусства, а в данном случае им очень захотелось добавить, включить в этот замечательный спектакль свой интересный "ингредиент".
Билл Сакстон признался, что ему очень понравилось участвовать в спектакле: "Это было очень органично. С одной стороны, я был частью шоу. В то же время организаторы позволили мне быть самим собой. Это позволило мне проявить свою индивидуальность".
Подобное "включение", по словам Ирэн Аравиной, было сделано впервые. Но это вовсе не исключительный случай: как говорит автор и вдохновительница проекта, он открыт для экспериментов: "Потому что наша команда – это импровизаторы. Как мы – музыканты, так и режиссер, и актеры из экспериментального театра "АРТиШОК", которые взращивают свои постановки на импровизации, у которых живое взаимодействие с материалом. Поэтому мы настолько гибкие, что готовы ко многому".
Меж тем "Счастливые поют" продолжает шествие по стране. В мае спектакль планируется показать в Караганде. Кроме того, как рассказала г-жа Аравина, их также ждут в России, есть планы выехать за рубеж. В перспективе она мечтает поставить в Казахстане бродвейский мюзикл.
"Но нашу ментальность нужно к этому подготовить, потому что это абсолютно незнакомый для нас жанр, - отметила певица. - Мы не привыкли ни реагировать, ни воспринимать его. Поэтому постепенно мы наращиваем публику, которая любит и слушать прекрасную музыку, и смотреть прекрасную игру актеров, и наслаждаться прекрасной постановкой, то есть работой режиссера, художника, светотехника и так далее. Все это в совокупности, такой синтез искусств, и рождает музыкальные спектакли и постановки".
Клара Ларина