В протоколе 13-го заседания казахстанско-азербайджанской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, которое прошло в Астане, содержится предложение казахстанской стороны к азербайджанской государственной нефтяной компании SOCAR принять участие в, так называемом, проекте века "Евразия". Это международный проект региональных геолого-геофизических исследований в Прикаспийской впадине.
Планируется проведение обширных геологических и геофизических исследований и бурение скважин на глубину 14-15 км. Сейчас казахстанскую нефть добывают максимум на глубине 7 км. Перспективы проекта, в свете падения цен на углеводороды и отсутствия опыта у РК сверхглубокого бурения, оцениваются как туманные. Видимо, по этой причине SOCAR и в целом азербайджанская сторона, заняли выжидательную позицию. Дело в том, что это не первое обращение в адрес Баку с предложением поучаствовать в проекте, оно звучало еще в 2015 году, но никаких официальных заявлений в ответ так и не последовало.
Работа по реализации проекта предположительно будет состоять из трех этапов. Первый - включает сбор и переработку материалов прошлых лет. Второй - проведение масштабного исследования. Последний включает бурение новой опорно-параметрической скважины "Каспий-1" на глубине в 14-15 км.
Приглашение SOCAR в проект совпало с решением совета директоров национальной компании "КазМунайГаз" создать товарищество с ограниченной ответственностью "КМГ-Евразия".
Ориентировочная стоимость реализации проекта оценивается в 500 млн долларов. Предполагается, что при его успешной реализации Казахстан может практически вдвое увеличить свои запасы нефти. В настоящий момент в Казахстане извлечение углеводородных ресурсов растет, в то время как запасы снижаются.
Риск остаться без нефти
Между тем, по оценкам British Petroleum, доказанных запасов нефти в республике хватит на предстоящие 45- 50 лет, то есть если ресурсная траектория развития не изменится, республика рискует на рубеже полувека остаться без главного источника доходов. В этом отношении торпедирование со стороны Казахстана вопроса поиска новой нефти на сверхглубоких расстояниях вполне понятно. Поучаствовать в амбициозном проекте республика помимо SOCAR предложила и другим крупным игрокам, среди них Chevron, Shell, ExxonMobil, BG, Total, "Роснефть", "ЛУКойл", CNPC, Statoil, ONGC, JNOC и "Маерск". Однако они проект фактически игнорируют, видимо, здесь сказывается эффект Кашагана, который все никак не запустят, и сможет ли международный консорциум отбить вложенные в него деньги не ясно.
У Азербайджана пока столь негативного опыта участия в нефтегазовых проектах Казахстана нет, и, возможно, предложение о включении в "Евразию" его может и заинтересовать.
В пресс-службе государственной нефтекомпании Азербайджана SOCAR пояснили, что вопрос ее участия в крупных международных проектах всегда достаточно долгий и детально изучаемый. О предложении казахстанской стороны компании известно, но пока никаких конкретных договоренностей и решений по этому поводу нет, ответили abctv.kz в ходе телефонного разговора.
Вместе с тем, СМИ Азербайджана сообщили, что стороны договорились изучить возможности для реализации совместных энергетических проектов, расширить сотрудничество в области доставки нефти и нефтепродуктов, направленное на диверсификацию маршрутов из Каспия на мировые и европейские рынки, изучить возможности транспортировки через "Батумский нефтяной терминал" сжиженного газа азербайджанского происхождения.
Ты мне, я – тебе
В комментарии abctv.kz азербайджанские эксперты рассказали, насколько может быть интересно SOCAR принять участие в проекте "Евразия".
По словам аналитика из Баку, руководителя клуба политологов "Южный Кавказ" Ильгара Велизаде сотрудничество с Казахстаном в энергетической сфере представляет для Азербайджана интерес. Во-первых, оно может напрямую сказаться на торгово-экономическом взаимодействии с Астаной, во всяком случае, существенно повлиять на рост взаимного товарооборота. С другой стороны даст толчок развитию смежных направлений. Эксперт отметил, что предлагая SOCAR принять участие в проекте "Евразия", казахстанская сторона, по всей видимости, рассчитывает оптимизировать расходы на геологоразведку используя опыт и возможности азербайджанских нефтяников и геологов, что близко и относительно недорого одновременно. С другой стороны предлагая расширить сотрудничество в области доставки нефти и нефтепродуктов, направленное на диверсификацию маршрутов из Каспийского региона на мировые и европейские рынки, азербайджанская сторона рассчитывает на увеличение загрузки собственной нефти и газотранспортной инфраструктуры, диверсификацию источников топлива, что позволит в перспективе увеличить их мощности и прибыль от транзита.
"Что касается предложения Баку использовать "Батумский нефтяной терминал", то оно также не случайно. Известно, что еще в феврале 2008 года дочерняя компания АО НК "КазМунайГаз" – АО "КазТрансОйл" приобрело 100% пакет акций компании "Batumi Industrial Holdings Limited". Это предложение, по сути, открывает дополнительные возможности для повышения рентабельности грузинских активов Казахстана. Оно означает более эффективное использование терминала с целью взаимодействия с рынками стран Черного моря и Восточной Европы", - подчеркнул Ильгар Велизаде.
Дело не одного десятилетия
Главный редактор "The new Baku post", нефтегазовый аналитик Тофиг Аббасов заметил, что Баку и Астана, в силу меняющейся конъюнктуры большого рынка, плавно переставляют приоритеты на ненефтяной сектор. Это дело не одного месяца и года. Однако при любых изменениях зависимость от доходов энергетического сектора будет сохраняться. А запасы углеводородов Каспийского бассейна по прогнозным данным все еще внушительны, потому Баку, Астана, Тегеран вынашивают планы повышения индекса извлекаемости энергоносителей за счет разработки глубинных залежей, заметил он.
Тот же Иран стимулирует поиск новых перспективных блоков в море, и для этого привлекает западных партнеров. Уже известно, что нефтегазовые компании Великобритании, Норвегии, Нидерландов приступили к изучению возможностей взаимодействия с Тегераном в новых проектах Каспия. Речь идет о разведке и разработке в четырех нефтегазовых проектах, и, по всей видимости, в отрасль будут привлечены инвестиции посредством внедрения новой модели нефтяных контрактов - IPC.
Баку и Астана, вероятно, тоже решили не отставать, предположил аналитик. Он подчеркнул, что Азербайджан располагает заметным опытом инвестирования и технологического участия в таких успешных проектах, как ТАНАП, ТАП и других с пропиской в Грузии, Румынии, Турции и других странах. Казахстан тоже накопил актив участия в зарубежных проектах.
"Динамика практических усилий будет зависеть от того, насколько проворными окажутся операторы. Не исключено, что к действию в качестве субподрядчиков будут привлечены и зарубежные партнеры. Пример проекта "Кашаган", как кажется, будет служить неким пособием на предмет того, от чего и какой формы действий нужно застраховаться. Не стоит забывать, что за предыдущие годы нефтегазовые структуры двух стран подтянулись в плане технологической состоятельности. Что касается диверсификации маршрутов, использования терминалов сопредельных стран в экспорте нефти, газа и его сжиженной консистенции, то и тут имеются достаточно обнадеживающие перспективы, так как опыт в этой плоскости также накоплен. Не так давно SOCAR транспортировал сжиженный газ через Батумский терминал, но потом удельный вес транзита сократился, а далее и вовсе был приостановлен. Дорога в некотором роде проторенная. К тому же, владельцем Батумского нефтяного терминала является "КазТрансОйл", и данное обстоятельство может сыграть на руку совместным планам", - сказал он.
По словам эксперта в зоне Каспийского моря формируется новая геоэкономическая реальность. Недавно состоявшийся в Баку саммит в формате Баку-Москва-Тегеран, укладываются в периметр намерений Астаны по стимулированию динамики многостороннего сотрудничества в регионе.
Азербайджанский нефтегазовый аналитик Ровшан Ибрагимов заметил, что в авангарде сотрудничества Азербайджана и Казахстана находятся энергетический и транспортный сектор, поэтому неудивительно, что сотрудничество в проекте "Евразия" может иметь эту основу.
"В принципе, предложения Казахстана на перспективу, это даже не на ближайшие десять лет. Скажем, в Азербайджане на данный момент нет производства сжиженного газа. То же можно сказать и о перспективе бурения скважин, глубиной 15 км. Это скорее представляет собой экспериментальную разведку для определения состава более верхних пластов. К тому же на данный момент в регионе нет необходимых технологий для проведения такого рода бурения. Сейчас в Азербайджане идет строительство платформ для проведения добычи на 10 000 м, что само по себе станет новым и знаменательным рубежом", - заметил он.
Так или иначе, эксперты признают, что легкого старта у "Евразии" не будет. Здесь стоит вспомнить, что в 2013 году, когда только начались разговоры об этом проекте, спрос на углеводороды был стабильно высоким, а среднегодовая цена на нефть составляла 108,8 доллара за баррель. Поэтому, тогда Астане перспектива освоения больших запасов на глубинах около 15 км казалась заманчивой, несмотря на потенциально высокие затраты на реализацию проекта и себестоимость последующей добычи. Однако времена изменились, в 2015 году среднегодовая цена нефти была 51,23 доллара за баррель, в 2016 году ожидается около 45 долларов.
Аскар Муминов