Сокровище нации: битва стран за артефакты

14919

Статуи Парфенона, бюст Тутанхамона, останки Кейки-батыра: как разные страны возвращают свои исторически значимые объекты.

Сокровище нации: битва стран за артефакты

Музеи по всему миру закрыты на карантин, но их активность за выставочными стенами не прекращена. Пока хранители истории отдыхают от туристических групп, их внимание устремилось к важному в музейном мире конфликту – возвращению объектов культуры. Так, в честь 11-го дня рождения Нового музея Акрополя две недели назад министерство культуры Греции в очередной раз безуспешно потребовало Музей Британии вернуть скульптуры Парфенона на родину. Объекты спора были завезены в Великобританию между 1800 и 1812 годами под руководством лорда Элгина. Сегодня подобную кампанию назвали бы разграблением. На протяжении последних 30 лет Греция систематически обращается к правительству Соединенного Королевства и руководству музея с просьбой вернуть Мраморы Элгина. В своем заявлении греческой газете Ta Nea министр культуры Греции и известный археолог Лина Мендони назвала нахождение скульптур в Лондоне "продуктом грабежа". Она добавила: "Печально, что один из крупнейших и наиболее важных музеев мира до сих пор управляется устаревшими колониальными взглядами".

В прошлом году премьер-министр Греции обратился к Борису Джонсону с просьбой вернуть скульптуры Парфенона в Афины к 200-летнему юбилею независимости Греции, который состоится в 2021 году. Он добавил, что готов привезти в Лондон ранее не выставлявшиеся за рубежом экспонаты в обмен на возвращение Мраморов Элгина. Даже граждане Соединенного Королевства поддерживают позицию Афин, в 2018 году в ходе национального опроса 56% британцев согласились, что артефакты должны быть отданы Новому музею Акрополя. Ватикан еще в 2008 году возвратил мрамор из Парфенона обратно в Грецию. Однако Джонсон остается ярым сторонником сохранения статуй в Лондоне. Вопрос стоит настолько остро, что Европейский союз даже пытался включить его в сделку по Брекситу, но правительство Великобритании остается непреклонным. Критики возврата аргументируют свою позицию тем, что британский музей, в отличие от афинского, бесплатен и имеет более высокую посещаемость. К тому же тысячи экспонатов выставляются в музеях не на своей родине, перемещения культурных объектов – это часть истории и продукт глобализации.

На фоне нарастающего давления со стороны международного сообщества все больше европейских стран возвращают артефакты преимущественно в страны своих бывших колоний. Самым громким примером является Франция. C 2017 года Эммануэль Макрон ведет кампанию по возврату предметов искусства в Бенин. Париж также собрал одну из самых больших древнеегипетских коллекций в мире, но в 2014 году Франция вернула Египту 250 контрабандно завезенных артефактов. Каир давно является лидером по возврату своих исторических ценностей. После обретения независимости в 1953 году правительство ввело ряд законов, запрещающих вывоз, приватизацию и продажу предметов культурной значимости. Ситуация значительно ухудшилась после 2011 года. В период арабских революций страну настиг хаос. Музеи и археологические места были оставлены без охраны, чем воспользовались рейдеры. В 2013 году Америка импортировала египетских артефактов на сумму более 10 миллионов долларов, что есть на 105% больше, чем в 2012 году. До сих пор страна в партнерстве с международными аукционными домами и UNESCO возвращает разграбленные экспонаты. В 2019 году Египет оказался вовлеченным в один из самых спорных аукционов за всю историю. Правительство попросило Интерпол помочь отследить скульптуру фараона Тутанхамона после того, как она была продана на аукционе Christie's в Лондоне за пять миллионов фунтов стерлингов, несмотря на предупреждения Египта, что она была украдена в 1970-х годах. Christie's категорически отрицает какие-либо правонарушения, настаивая на том, что все необходимые проверки были проведены. Каир, как и Афины, также безуспешно оспаривает нахождение одного из своих самых значимых артефактов в Музее Британии. Розеттский камень, который раскрыл тайну египетских иероглифов, является давним объектом споров между Египтом и Лондоном. Британские солдаты захватили камень в 1801 году после победы над армией Наполеона в Египте и передали его в Музей Британии, где он долгое время был самым посещаемым объектом. Кстати, и Казахстан преуспел в возврате своего культурного наследства. Так, в 2016 году по запросу Карима Масимова Россия вернула останки Кейки-батыра. Казахстан также запрашивал возврат останков Кенесары-хана, но, к сожалению, они остаются пропавшими без вести.

Асель Тиес


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться