Состоятельные граждане не хотят платить за безработных

Алина Альбекова Алина Альбекова
8189

Из 10% незарегистрированных безработных, получивших в 2017 году стационарную помощь, более 50% лечились от психических расстройств.

Состоятельные граждане не хотят платить за безработных Фото: nur.kz

По данным управляющого директора Фонда социального медицинского страхования (ФСМС) Серика Танирбергенова, основными потребителями стационарных медуслуг в прошлом году стали: пенсионеры (15%), дети (13%), инвалиды (5%), а также официальные безработные (13%), незарегистрированные безработные (10%). Озвучивая цифры, представитель фонда медстрахования заметил, что это не официальная статистика, а лишь данные "со слов" самих пациентов, которые зачастую поступали в больницы без каких-либо документов.

Однако это не помешало представителям фонда определить, чем именно болеют те или иные группы населения, с целью использовать полученную информацию при разработке пакетов медицинских услуг. Результат оказался неожиданным. Зарегистрированными безработными оказались в основном женщины, обращавшиеся в стационар в связи с беременностью и родами, а также болезнями мочеполовой системы и органов дыхания. Более интересная картина, по словам управляющего директора ФСМС, сложилась по незарегистрированным безработным. Несмотря на то, что их доля составила всего 10%, они оказались основными потребителями психиатрической стационарной помощи – более 50-60% пациентов этой категории пролечились от психических расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ. Остальные 40% обращений пришлись на: ишемическую болезнь сердца, травмы головы, туберкулез и цереброваскулярные заболевания.

"На наш взгляд, это яркий портрет того, что происходит в нашем обществе в настоящее время", – прокомментировал Серик Танирбергенов.

По его словам, формируя новые пакеты государственного объема медицинской помощи и пакетов социального страхования, фонд встал перед важным вопросом: как определить потребность казахстанцев в медицинской помощи на том же амбулаторном уровне?

"Наша система учета и медицинской отчетности не формирует детальных данных по конкретным медицинским услугам. Они идут либо консолидированно, либо в общем виде. То есть на базе страны или отдельно, к примеру, по Карагандинской области, где информатизация здравоохранения реализуется уже давно и накоплен достаточно полный объем данных. Эта информация в настоящее время является единственным источником информации для нас. Все остальное просто не подходит для целей планирования и прогнозирования, что сильно осложняет нашу работу", – посетовал представитель фонда.

Единственное, на что сегодня приходится опираться при разработке пакетов медуслуг, это общеизвестные пять причин смертности: заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и пищеварительной системы, а также онкология и травмы.

Напомним, в своем послании глава государства дал поручение пересмотреть пакет медуслуг в рамках ГОБМП, по возможности оптимизировать его, приведя перечень услуг к реальным финансовым возможностям государства. Другими словами, доступные сегодня населению медуслуги должны быть пересмотрены с позиции реальной частоты их потребления. Нужно ли их гарантировать, много их или мало – все эти вопросы предстоит выяснить ФСМС. А вместе с тем разработать новый пакет в рамках новой системы медстрахования.

Серик Танирбергенов напомнил, что изначально совокупную ставку взносов в фонд страхования преполагалось довести к 2020 году до 7%. Однако постоянные переносы внедрения системы снизили кумулятивную ставку до 5%, что может повлечь за собой последствия.

"В ближайшие пару лет объем средств, собираемых государством через налоговое обложение и через систему страхования, не будет столь большим, а может, и вовсе останется на номинальном уровне последних лет. И в этих условиях, когда денег недостаточно, сам собой возникает вопрос о пересмотре пакета государственных гарантий и введении другого пакета социального медицинского страхования. В результате мы получим следующую картину: объем медицинской помощи может остаться на прежнем уровне или даже уменьшиться. Поэтому разноообразные вопросы о том, как измерять, какой инструмент более чувствительный, какие группы населения более или менее охвачены помощью, всегда трансформируются в вопросы социальной чувствительности – останутся ли люди с низким уровнем доходов в тех же объемах или их положение будет ухудшено?" – задался он вопросом.

По данным ФСМС, доля самостоятельных расходов частного сектора, в том числе домохозяйств, на медицинскую помощь из года в год увеличивается. В основном это услуги амбулаторного звена, стационарная помощь, реабилитация и стоматология, а также амбулаторное приобретение лекарственных средств на розничном рынке. Доля расходов Казахстана на здравоохранение сегодня составляет 3,4% от ВВП, тогда как в странах ОЭСР эта цифра в два раза больше.

ФСМС существует уже более года. По состоянию на 1 января 2018 года в фонде было аккумулировано порядка 47 млрд тенге. Из них 39 млрд – это отчисления работодателей, 8 млрд – взносы индивидуальных предпринимателей. Однако, несмотря на введение медстрахования, в фонде отметили, что основным плательщиком медуслуг по-прежнему будет оставаться государство. Причиной тому субсидирование социально уязвимых категорий населения.

"Согласно демографическим прогнозам, количество пожилых людей в возрасте старше 65 лет увеличится на 1,8 млн человек. Увеличится также количество детей и граждан трудоспособного возраста. То есть численность лиц, которых следует защищать, будет постепенно увеличиваться, что окажет определенное давление и на систему социального медицинского страхования, и на государство, и на трудоспособных граждан", – поделился прогнозами Серик Танирбергенов.

Последние могут повести Казахстан по пути Мексики, которая испытала на себе проблему с солидарностью, когда богатые отказывались платить за бедных. Представитель фонда заметил, что подобную картину наблюдают достаточно часто, когда более состоятельные граждане не хотят платить за менее состоятельных.

"Они прямо высказывают свое нежелание и крайнее неудовольствие платить за безработного, будь он официально зарегистрированным либо неформально занятым. При этом население не хочет вникать в суть проблемы, почему эти люди не заняты, в силу уклонения от уплаты налогов или потому что в местности, где они проживают, нет рабочих мест. Не хотят у нас люди оказывать социальную поддержку ближнему. Мы это испытали на себе, когда весь прошлый год проводили разъяснительную работу с населением, и нам приходилось приводить в пример их пожилых родственников или детей. Мы говорили им, что те деньги, которые они платят, идут на медобслуживание прежде всего их членов семьи и родственников", – заключил Серик Танирбергенов.

Алина Альбекова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться