banner

Стоит ли нам опасаться экономической гегемонии Узбекистана?

57091

В последнее время появилось очень много "страшилок" по поводу того, что Узбекистан станет экономическим гегемоном в Центральной Азии, который в конце концов съест казахстанскую экономику.

Стоит ли нам опасаться экономической гегемонии Узбекистана?

Основным аргументом тех, кто пытается выставить Узбекистан в качестве главного конкурента Казахстана и даже угрозы для экономического суверенитета, служит предположение о том, что либерализация узбекской экономики через некоторое время приведет к ее взрывному росту. Однако так ли это? Имеют ли подобные опасения какие-либо серьезные основания под собой?

Первый шаг, направленный на либерализацию экономики и внешней торговли Узбекистана, был предпринят руководством этой страны осенью 2017 г. Президент Узбекистана Ш. Мирзиёев объявил тогда о либерализации внешнеэкономической деятельности страны, которая предполагала снижение ставок таможенных пошлин и акцизного налога и отмену ограничений по валютным операциям. Результаты либерализации не заставили себя долго ждать: уже в 2018 г. Узбекистан столкнулся с серьезным ухудшением платежного баланса. Экспорт вырос по сравнению с 2017 г. всего на 1,33 млрд долл., в том время как объем импорта взлетел с 12,38 до 18,25 млрд долл.

До 2018 г. отрицательные значения торгового баланса компенсировались доходами граждан Узбекистана, работающих за его пределами, которые отражались в составе баланса вторичных доходов. Однако с 2018 г. доходы узбекских гастарбайтеров перестали перекрывать дефицит торгового баланса, и государственные органы Узбекистана стали наращивать внешний долг. Если в конце 2017 г. государственный внешний долг страны составлял 7,5 млрд долл., то по итогам III квартала прошлого года его объем составил 18,5 млрд долл. Стоит также отметить, что, по данным Центрального банка Узбекистана, по итогам января-сентября прошлого года наблюдалось снижение импорта, которое, судя по всему, было обусловлено снижением платежеспособного спроса граждан соседней страны[1]. В этой ситуации говорить о грядущем взрывном росте экономики Узбекистана, мягко говоря, преждевременно.

Доля Узбекистана в казахстанской внешней торговле в последние годы находилась в районе 3-4%, в то время как для Узбекистана Казахстан является третьим по значимости торговым партнером после Китая и России. При этом либерализация внешнеэкономической сферы Узбекистана пошла на пользу Казахстану: импорт в Узбекистан из Казахстана вырос в 2,21 раза, в то время как узбекский экспорт в Казахстан увеличился лишь в 1,32 раза.

Аналогичные тенденции наблюдались и во внешней торговле Узбекистана с Китаем и Россией. При этом значительная часть узбекского импорта из этих стран приходится на товары, которые входят в группу "Машины и оборудование". Таким образом, сохранение узбекской промышленностью своей конкурентоспособности при дальнейшей либерализации внешнеэкономической сферы выглядит весьма и весьма проблематичным.

В условиях дальнейшей либерализации внешнеэкономической сферы Узбекистан мог бы сгладить экономические дисбалансы и обеспечить некоторую стабильность экономики через привлечение значительного объема иностранных инвестиций. Однако инвестиционная привлекательность страны в настоящее время находится под большим вопросом. Так, в рейтинге Doing Business 2020 Казахстан находится на 25-м, а Узбекистан – на 69-м месте. Единственный критерий, по которому Узбекистан обошел Казахстан, – это регистрация предприятий. Выигрышная позиция Узбекистана в данном случае обусловлена меньшим количеством процедур при регистрации бизнеса (3 против 4). По остальным же критериям Узбекистан серьезно отстает от Казахстана.

Наконец, стоит отметить, что по итогам 2020 г. ВВП Узбекистана с его почти 35-миллионным населением составил 57,6 млрд долл. ВВП Казахстана почти в три раза выше – 169,9 млрд долл., т. е. имеет место почти трехкратный разрыв. Даже чтобы просто выйти на уровень Казахстана, Узбекистану придется пройти очень длинный и трудный путь, и далеко не факт, что соседняя страна его осилит в ближайшее время.

Александр Юрин 


[1] Судя по данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике (УзСтат) за 2020 г., Центральный банк Узбекистана несколько недооценивает объемы импорта. Скорее всего, по итогам года показатели платежного баланса страны будут серьезно скорректированы.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться