/img/tv1.svg
RU KZ
Стоп накрутка

Стоп накрутка

В столичных торговых сетях торговая накрутка на овощи составляет выше 250%, Союз овощеводов и картофелеводов Казахстана предлагает законодательно ее ограничить.

16:15 04 Август 2016 1871

Стоп накрутка

Автор:

Татьяна Шестакова

Это лишь одна из мер, призванная повысить конкурентоспособность казахстанских производителей.

Внешняя конкуренция
2015 год оказался для овощеводов и картофелеводов Казахстана тяжелым. Хороший урожай в России привел к тому, что российский картофель зашел и на казахстанский рынок в большем, чем в прежние годы, объеме. Кыргызстан, вошедший в состав ЕАЭС, также получил возможность беспошлинного ввоза своего картофеля на юг республики. Кыргызский картофель вообще занял, по данным Союза овощеводов и картофелеводов РК, порядка 60-70 процентов рынка южных регионов страны.

«Большая часть хозяйств, занимающихся промышленным выращиванием картофеля и овощей, находится на севере Казахстана. Это Павлодарская, Акмолинская, Карагандинская, Костанайская области, ВКО и СКО. Наш рынок — юг Казахстана: Алмата, Алматинская область, Жамбыл, ЮКО. Там не выращивается зимний картофель. Но они территориально близки к границе с Кыргызстаном. В итоге, после вхождения этой страны в ЕАЭС, их картофель  по низкой цене около 25 тенге за килограмм массово зашел на наш рынок. Они заняли юг, демпингуя, в общем-то. И весь наш картофель, что уходил туда, «топчется» на севере, в Астане. Мы думаем, в рамках ЕАЭС нам нужна какая-то антидемпинговая защита», - говорит руководитель Союза овощеводов и картофелеводов Казахстана Кайрат Бисетаев. 

Фермеры Костанайской области говорят: эти события стали причиной тому, что часть урожая пришлось продавать на 20 процентов дешевле себестоимости. К примеру, КХ «Садовод» Костанайской области потеряло на этом 27 млн тенге. Среди причин называют, в том числе, сложность выхода на емкий столичный рынок, отсутствие логистики.

Причем стоит отметить, что кыргызский картофель отлично зашел на рынок не только южного Казахстана, но и столицы через торговые сети. В супермаркетах было достаточно импортной продукции этой зимой. Какой будет ситуация в 2016-м, пока говорить сложно. Урожай у костанайских аграриев уже хорош. В июле некоторые клетки уже набрали до 500 центнеров с гектара. А впереди еще время для роста. В прошлом году такие показатели были лишь у лучших клеток, да и то в конце сентября. Поэтому прогнозировать, какой будет ситуация после уборки в России и Кыргызстане, сложно. Защиты перед конкурентами нет.

«Мы союз создали буквально полгода назад. Это была внутренняя потребность. Мы, крестьяне понимаем, что нам нужно организовываться для того, чтобы конкурировать на рынке. В одиночку ничего не сможем сделать. Но нужен здоровый протекционизм со стороны государства», - говорит г-н Бисетаев. 

В Союзе приводят в пример Белоруссию, где приняли не рыночный, но эффективный закон, обязывающий торговые сети закупать в первую очередь у местных производителей, причем с фиксированной наценкой. Говорят и о России, где также ввели предельные торговые надбавки на некоторые позиции продуктов питания.

Торговые сети
У отечественных же производителей с выходом на торговые сети возникают огромные сложности. Работать приходится через посредников, что повышает конечную стоимость продукции. Однако иначе не получается.

«Я в январе обращался дважды к акиму Астаны с просьбой скинуть списки торгующих организаций. Этого не было сделано, в отличие от Актобе, куда мы без посредников вошли в две сети супермаркетов. В Астану удалось войти только через посредников. И лишь весной через СПК «Тобол» нам предлагали два пустующих овощехранилища в столице, одно из которых с искусственным холодом на 700 тонн. Что нужно было кроме интеллекта, чтобы проинформировать потенциального поставщика с качественной упакованной мытой продукцией об этих складах? Были б они у нас, тогда уже можно работать с супермаркетами». - говорит глава КХ «Садовод» Виктор Симаненко.

Крестьяне Союза овощеводов и картофелеводов Казахстана говорят, что супермаркеты — достаточно сложный партнер для работы. Не всегда берут объемы, кратные 20 тоннам (объем одной фуры). В таких случаях расходы на транспортировку минимальны. Если брать направление Костанай - Астана, то затраты составляют порядка 8-9 тенге на килограмм продукции. Кроме этого сети требуют присутствия представителя при приемке товаров, он вообще должен постоянно работать с сетью и даже принимать обратно нераспроданный товар. Плюс к этому речь идет о больших накрутках сетей именно в столице. Как пример г-н Симаненко приводит костанайские сети с их 30%-ной накруткой и столичные, у которых она составляет от 250%.

«Сегодня на самом деле нет устоявшейся практики работы прямых поставок от наших крестьян в торговые сети. Можем сами крестьяне не организовались, не могут готовить продукцию в том виде, которая для сетей удобна. У каждого свое видение сотрудничества и проблемы. И нет никаких предпосылок, чтобы мы где-то сошлись, появились взаимные интересы», - говорит председатель Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана Кайрат Бисетаев.

Он признает, что проблемы с маркетингом у крестьян есть. Привыкли работать по-старинке — через рынки. Ведь по данным союза овощеводов и картофелеводов РК сегодня в Астане объем рынка - около 7 тыс. тонн овощей и картофеля в месяц. Однако лишь четыре процента от этого объема реализуется через супермаркеты. Остальная доля — рынки, открытые базары, мелкие торговые точки. Хотя здесь стоит делать скидку на то, что многие по традиции привыкли покупать овощи на рынке, а не в магазине. Тем не менее, ситуацию в целом это не исправляет.

«Этой зимой супермаркеты Астаны закупали кыргызскую картошку по 27 тенге за килограмм.  Наша продукция, в зависимости от упаковки, стоила порядка 55 тенге за килограмм. И с такой ценой она неинтересна. Потому что на кыргызскую картошку они накручивали свои 250% и продавали ее по 75-80 тенге за килограмм. Но мы делали расчеты: при трехкратном увеличении оборота продукции можно ограничиться даже 30% торговой накруткой. И за счет оборота супермаркет получит бОльший доход. Ведь наша продукция по качеству выше кыргызской». - высказывает свою точку зрения Симаненко.

Овощеводы и картофелеводы признают, что возлагали большие надежды на супермаркеты группы «А». Однако они не оправдались. Лишь в Алматы торговая сеть «Магнум» делает шаги в эту сторону, продавая объем овощей и картофеля, сопоставимый с теми объемами, что реализуются на рынках южной столицы. Одна из сетей Астаны в месяц продает лишь 40 тонн картофеля, хотя имеет семь точек и позиционируется, как сеть для людей со средним достатком. Даже суточное потребление этого продукта в столице достигает 120-140 тонн.

«Мне кажется маркетинг — ахиллесова пята наших предпринимателей, особенно в части реализации продукции на рынке. Если ограничим супермаркеты законодательно в части торговой накрутки, то появятся фиктивные закупочные документы. Еще один люфт для нарушения закона. Все равно обойдут это требование. Здесь надо выстроить системную работу через нацпалату», - отмечает депутат мажилиса Ирина Аронова.

В костанайском филиале Нацпалаты предпринимателей «Атамекен» пока ситуацию комментировать отказались.

Татьяна Шестакова, Костанай