Свой путь. Религиозный

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
4255

В Казахстане будут разрабатывать свою "школу понимания ислама".

Свой путь. Религиозный Фото: primeminister.kz

Стремительный рост религиозности населения всерьез обеспокоил власти. Поскольку растет количество последователей радикально настроенных религиозных течений. Рецепт искали депутаты мажилиса и министр по делам религий и гражданского общества.

Нурлан Ермекбаев не сходил с парламентской трибуны больше двух часов: слишком актуальной оказалась проблематика. Впрочем, факт существования проблемы министр и не отрицал, наоборот, сам констатировал, что в последние годы "стремительный рост религиозности граждан опережал формирование соответствующей культуры и умение критически воспринимать религиозные догмы". Как следствие, некоторые религиозные люди на первое место стали ставить буквальное соблюдение предписаний религии выше законов и светской морали. И это "источник серьезных рисков и конфликтов, как внутрисемейных, так и общегосударственных".

"Во-вторых, на нашу религиозную аудиторию усилилось внешнее негативное влияние. Этому способствует открытость информационного пространства и процессы глобализации. Интернет, соцсети и другие средства коммуникации позволяют оказывать массированное идеологическое воздействие на население. Сегодня атеистами или агностиками считают себя около 10% граждан, порядка 75% граждан считают себя верующими, но не совершают регулярно религиозные обряды. Около 15% постоянно практикуют все религиозные обряды. Уровень религиозности растет и дает больше возможностей для влияния радикальной идеологии. Опасность представляет религиозный фанатизм любого течения и конфессии, вопрос только в религиозной безграмотности", – отметил г-н Ермекбаев.

Разумеется, против веры возражений у министра нет. Однако вера должна быть правильной. Поэтому, заявил он, "Казахстану необходимо вырабатывать собственную модель взаимоотношения государства и религии, нашу собственную школу понимания ислама, не оглядываясь и не опасаясь зарубежной критики". Представление о том, какой именно будет эта школа, у министра уже имеется.

"Отличительными чертами казахстанской школы исламоведения, на наш взгляд, должна стать опора на духовные, морально-этические ценности с учетом национальных культурно-исторических особенностей нашей полиэтничной страны. Умеренность и гибкость в восприятии устаревших догм, их адаптация к современным реалиям, восприятие веры как личного интимного вопроса, доброта и толерантность к тем, кто придерживается других взглядов, уважение и соблюдение законов светского государства", – рассказал он. При этом г-н Ермекбаев отметил, что уже сейчас формируется специальная группа ученых-религиоведов, "которые смогли бы разработать научную основу казахстанской школы исламоведения".

Религиозной составляющей жизни общества решено уделять значительно большее внимание. Так, Духовное управление мусульман Казахстана уже меняет свой формат работы, переходя с массовой на точечную работу с целевой аудиторией.

"Широкая разъяснительная работа проводится в основном среди верующих и в культовых зданиях. Совместно с руководством Духовного управления мусульман Казахстана сформирован пул квалифицированных имамов. Они ориентированы на ведение адресной работы с представителями деструктивных течений. Также по нашей рекомендации Духовному управлению мусульман Казахстана разработаны и введены единые правила проведения обрядов в мечетях. В последнее время участились жалобы на то, что одни и те же обряды в регионах имамами отправляются по-разному. Поэтому мы рекомендовали ДУМК унифицировать часть обрядов, и сейчас этот процесс идет", – рассказал министр.

Впрочем, понимание, что одним пулом имамов при всей их высокой квалификации не обойтись, у министерства есть. Нурлан Ермекбаев констатировал, что единственной причиной существования и востребованности деструктивных сект является социально-экономическая обстановка в том или ином регионе. Но вот решением проблемы, похоже, видится ликбез.

"Мы проводили анализ, и результаты показывают: люди идут на правонарушения, когда они безработные. 12% граждан уже несколько раз судимые, многие из них социально не защищены и имеют неблагоприятные бытовые условия, из неблагополучных или неполных семей. Социально-экономические последствия в этом вопросе имеют свое место. Идет процесс глобализации, любой человек может зайти в Интернет и почерпнуть информацию деструктивных течений. Каждый человек, как личность, должен быть подготовлен с идеологической и политической стороны, иметь свое мнение о деятельности той или иной религиозной организации. Некоторые из которых говорят о том, что те, кто не читает намаз, не являются мусульманами. Идет вражда не только между представителями разных вероисповеданий, но и в одной семье. Кто-то в семье соблюдает требования ислама, кто-то не соблюдает, и идет вражда внутри семьи. Поэтому мы говорим, что одной из причин радикализации является религиозная безграмотность", – объяснил министр.

Понимание социального аспекта в повышенной религиозности есть и у депутатского корпуса. Вице-спикер мажилиса Владимир Божко провел параллель между этой проблемой и недавним конфликтом рабочих на стройке "Абу-Даби Плаза". По его словам, "в социальных сетях прошла подстрекательская информация на основе абсолютно надуманных и недостоверных данных, и на нее откликнулась часть молодежи, в большинстве своем прибывшей из сел, испытывающей сложности в поисках достойно оплачиваемой работы и жилья".

"Такая же ситуация была на рынке "Артем" несколько лет назад, когда одна дама, спровоцировав конфликт, привела к массовой драке. Этот случай еще раз показал, что надо устранять причины, условия возникновения. Необходимо снижать неконтролируемый приток сельской молодежи в города. Устранять те причины, что двигают молодежь уходить в города, молодежь на селе должна иметь достойные условия жизни и работу, жилье, пользоваться современной социально-культурной инфраструктурой. Да не только молодежь, но и все жители сел, аулов", – заявил он.

Впрочем, при этом необходимо еще и улучшать условия жизни в селах: строить жилье, создавать рабочие места. "Если мы не будем улучшать условия жизни на селе, мы можем столкнуться с положением, когда на земле некому будет работать. И мы будем закупать продовольствие за границей. А в крупных городах будет расти маргинальная часть населения, готовая выйти с протестом на улицу по любому поводу из-за неудовлетворенности своими жизненными условиями, подталкиваемая, подчеркиваю, подталкиваемая обидой на то, что они не могут жить так же, как многие городские жители. А это несправедливость. А несправедливость – это одно из главных, вернее, неудовлетворенность в справедливом решении в некоторых вопросах – это главный побудитель и мотив многих нежелательных проявлений", – заявил г-н Божко.

Дискуссия "на религиозную тему" продолжалась в мажилисе три часа. И это только начало. До конца года на рассмотрение парламента должен быть внесен проект закона по регулированию общественных отношений в религиозной сфере, и депутаты уже заявили, что намерены привлечь к его обсуждению максимально широкий круг общественности. Поэтому дебаты по религиозному вопросу вскоре продолжатся.

Ирина Севостьянова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться