На пленарном заседании депутаты мажилиса одобрили в первом чтении проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон "О газе и газоснабжении". Инициированный самими депутатами, он предполагает новый механизм реализации товарного сжиженного газа внутри страны.
По словам мажилисмена Бактыкожи Измухамбетова (один из авторов законопроекта), причиной для разработки поправок стала ситуация на внутреннем рынке сжиженного газа. Этот газ в основном потребляется населением и предприятиями тех регионов страны, которые пока не газифицированы товарным газом, а также на транспорте.
Согласно Закону "О газе и газоснабжении", сегодня устанавливается предельная оптовая цена на сжиженный газ. Сегодня она составляет 38437 тенге за тонну без учета НДС. И это "существенно ниже не только экспортных, но и оптовых цен в приграничных странах, что стимулирует его незаконный экспорт из Казахстана".
"В то же время розничные цены на сжиженный газ у нас значительно ниже оптовых и лишь немного уступают розничным ценам в соседних странах. Таким образом, сегодня наши заводы работают в убыток, поставляя газ на внутренний рынок. Только за 2017 год доход казахстанских производителей сжиженного газа составил более 38 миллиардов тенге. В то же время основной доход приходится на цепочку посредников от завода до потребителя. В таких условиях заводам абсолютно невыгодно поставлять сжиженный газ на внутренний рынок, а тем более увеличивать объемы его производства. Данные обстоятельства осложняются тем, что за последние четыре года имеет место почти двукратный рост спроса на сжиженный газ. Сегодня уже порядка 72 процентов газа, производимого Казахстаном, поставляется на внутренний рынок. При сохранении такой тенденции дефицит сжиженного газа можно ожидать уже в 2019 году", – объяснил Измухамбетов.
Поэтому ключевая цель законопроекта – предотвратить дефицит сжиженного нефтяного газа путем создания заинтересованности производителей в увеличении объемов выпуска сжиженного нефтяного газа. Депутаты видят решение во внедрении механизма продаж газа на внутренний рынок через электронные торговые площадки (ЭТП).
Разработанные поправки предполагают поэтапное внедрение данного механизма с 2019 до 2021 года. Как пояснил г-н Измухамбетов, на весь газ, продаваемый через ЭТП, не будет распространяться утверждаемая Минэнерго предельная оптовая цена.
"На первом этапе предлагается реализовывать через ЭТП 10-20 процентов сжиженного газа, поставляемого на внутренний рынок в рамках плана поставки с последующим поэтапным, до 2021 года повышением указанной доли. Кроме того, необходимо, чтобы покупателями газа на ЭТП на первом этапе были только газосетевые организации, а впоследствии также промышленные предприятия, региональные владельцы газозаправочных станций и газозаправочных пунктов, имеющих соответствующую структуру", – объяснил депутат.
Эти изменения в итоге должны привести к тому, что промышленные потребители, а также крупные владельцы АГЗС и ГНПС смогут покупать сжиженный газ напрямую с завода, минуя посредника в виде газосетевых организаций. Как следствие, такие изменения позволят обеспечить доходность заводов-производителей без давления на розничные цены. В результате, рассчитывают авторы законопроекта, к 2021 году государственное регулирование оптовых цен сохранится только на сжиженный газ, реализуемый населению через групповые резервуарные установки, а также для предприятий нефтехимии, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью.
"После завершения переходного периода законопроектом предусматривается отмена института аккредитации газосетевых организаций. Такое предложение связано с тем, что аккредитация изначально вводилась для определения лиц, которым заводы обязаны поставлять газ по регулируемой государственной цене. В связи с предлагаемыми поправками необходимость в данном институте отпадает. Реализация законопроекта не повлечет необходимости выделения дополнительных финансовых средств из бюджета", – подытожил г-н Измухамбетов.
Предложенную схему в целом поддерживает и правительство, подтверждая расчеты и прогнозы депутатов. Пока законопроект одобрен в первом чтении, то есть концептуально. Детализация его норм будет рассматриваться дальше, при подготовке ко второму чтению.
Ирина Севостьянова