RU KZ
Теория и практика в бизнесе

Теория и практика в бизнесе

08:00 27 Октябрь 2020 2788

Теория и практика в бизнесе

Автор:

Мадина Ерик

Гани Абадан: Бизнесмен и бизнес-тренер – почти несовместимо. Но я попробую.

Как сильно теория и практика в бизнесе разнятся – об этом наш герой знает на личном опыте. Гани Абадан – известный в препринимательских кругах бизнес-тренер. Много лет он собирает большие аудитории и преподает бизнес-науку, убеждая, что природная «бизнес-жилка» – не главный залог в успехе предпринимателя. В последние годы свои навыки теоретика Гани демонстрирует в деле – он сам стал основателем и владельцем сразу нескольких проектов, не оставляя при этом тренерство. В интервью корреспонденту Inbusiness.kz Гани Абадан рассказал о своем кейсе коуча, бизнесмена и даже производственника.

Гани, я уже предполагаю, каким будет заголовок у нашего разговора с Вами – что-то в стиле «из бизнес-тренеров – в предприниматели». Вы сегодня совмещаете оба эти направления? Понятно, что они смежные, но все же… не тяжело везде успевать?

Я думаю, что если бы не карантин и пандемия, то вряд ли бы успевал. На самом деле я еще в 2019 году принял решение, что потихоньку буду возвращаться в бизнес. С этой целью подыскивал для себя новый интересный проект. Я считаю, что тренерство и предпринимательство хоть и можно совмещать, но так или иначе это приведет к расфокусировке. Следствие этого – потеря эффективности и качества. Я еще не встречал такого, чтобы человек был хорош и в тренерстве, и в предпринимательстве. Эти два процесса требуют очень много сил и энергии. Если хочешь быть настоящим профессионалом, придется выбирать что-то одно. Я начинал как предприниматель, потом в 2015 году перешел в тренерство. Думаю, что эти два направления развивать можно, но лучше поочередно. Например, фокусировка на образовательной деятельности дала мне возможность написать книгу-тренинг «Бизнес по любви», а также разработать онлайн-тест для определения ниши. Думаю, я бы не смог этого сделать, если бы параллельно находился в бизнесе.

Давайте поймем, насколько Вы сегодня востребованы как бизнес-тренер. Кого Вы консультируете сегодня, чему обучаете чаще всего, насколько это, в принципе, сегодня популярно и распространено, когда перед началом бизнеса потенциальные предприниматели изучают это дело как науку, что ли?

Да, в последние годы тренинги стали очень популярны. Я разделил свою тренерскую деятельность на несколько целевых аудиторий, и под каждую у меня отдельное предложение. Свою карьеру тренера я начинал в фонде «Даму» как бизнес-тренер для начинающих предпринимателей. Проводил тренинги по личностному развитию, основам маркетинга и юридическим вопросам. Далее я переключился на корпоративных клиентов. Для них стал проводить тренинги по коммуникациям, по развитию менеджерских навыков, командообразующие тренинги и тренинги по продажам. В последние годы активно сотрудничаю с НПП «Атамекен» в рамках проекта «Деловые связи». Проводил тренинги для действующих предпринимателей по бизнес-моделированию и эффективным презентациям. По результатам проекта участникам предстояла поездка в Германию, и поэтому их нужно было основательно подготовить. За последние пять лет через мои тренинги прошло более 9 тыс. человек. А если говорить за весь Казахстан, то через бизнес-школу НПП «Атамекен» ежегодно проходит более 30 тысяч человек. Я считаю, предпринимательству обучаться нужно. Конечно, мы встречаем практиков, которые запустили свои бизнесы без особых теоретических знаний, но и они сейчас активно участвуют в тренингах. Потому что времена, когда можно было заниматься бизнесом по наитию, прошли. Сейчас успех приходит только к тем предпринимателям, кто постоянно обучается и находится в непрерывном развитии. Здесь уместно напомнить одну из моих любимых цитат Кэрола Двека, автора книги «Гибкое сознание»: «В большом исследовании конца 1990-х годов выяснилось, что руководители процветающих компаний отличаются от других личными качествами. Они не доказывают окружающим свое превосходство, не присваивают лавры за чужие заслуги, не унижают других. Вместо этого они постоянно совершенствуются».

Очень мудро. Открытие своего бизнеса для Вас – шаг к совершенству? Каким был Ваш первый бизнес? И как пришло решение им заниматься – вдохновляетесь от успехов Ваших слушателей? Всегда ли Вы применяете свои знания, делая бизнес? Или все-таки теория – это одно, а на практике приходится отступать от бизнес-правил?

Моим первым бизнесом была консалтинговая компания, занимающаяся организацией мероприятий, с юридическим и финансовым аутсорсингом. Я пришел в эту сферу, опираясь на предыдущий опыт работы в подобных компаниях – в Москве и в Алматы. К моменту открытия своей первой компании я был управляющим директором в консалтинговой компании. Поэтому у меня уже были опыт и связи в этой сфере. Можно сказать, я пошел по пути наименьшего сопротивления. Если говорить про опыт применения знаний из тренингов в бизнесе и наоборот, то можно сказать: я определенно получаю пользу от обеих ипостасей. В тренингах мне очень пригождается опыт предпринимателя, в бизнесе – опыт бизнес-тренера. Например, в тренингах я всегда могу ответить на вопросы, даже если они не касаются основной темы тренинга. Слушатели проявляют большее уважение, когда узнают, что я действующий предприниматель. Что касается бизнеса, то бывают ситуации, когда я могу, как бизнес-тренер, увидеть всю картину со стороны и поэтому быть беспристрастным. Таким образом, я могу быстро и эффективно исправить ситуацию. Как бизнес-тренеру, мне приходится много читать и постоянно развиваться. Эти знания просто незаменимы в трудных задачах бизнеса. Так что польза и там, и там. Конечно же, теория и практика не одно и то же, как, например, реальная жизнь сильно отличается от того, что написано в книгах. Но благодаря теории я знаю, как должно быть. И это помогает мне ориентироваться, как кораблю дальнего плавания помогают маяки и радары. Конечно, есть те, кто много знает, но ничего не применяет. Поэтому важно помнить, что слово «предприниматель» происходит от слова «предпринимать». Нужно постоянно действовать. Без действий и принятия решений бизнес не построишь.

Сегодня, насколько я знаю, у Вас сразу несколько бизнес-проектов. Как дела обстоят в бизнесе по доставке товаров мебели Ikea? Это онлайн-продажи? И интересно, в мебельном бизнесе какие есть секреты, что Вы себе, как бизнес-тренер, советуете, продавая мебель?

Да, наверное, я так пытался диверсифицировать свои риски. Дела, конечно, обстоят не так, как хотелось бы, но могло быть и хуже, если бы мы в свое время не поменяли бизнес-модель. Раньше она состояла в том, что мы имели офлайн-точки (магазины) в нескольких городах Казахстана. В 2015 году я принял решение полностью отказаться от офлайн-формата и уйти в онлайн. В 2020 году мои партнеры увидели, насколько я был прав. Мы не имеем своего транспорта и своих складских помещений. Большинство сотрудников работает онлайн. Поэтому издержки минимальны. В этом году мы просели, как и все, так как покупательская способность снизилась, закрылись границы, но благодаря нашей бизнес-модели мы смогли удержаться на рынке. Думаю, я бы не смог прийти к этому решению, если бы не был бизнес-тренером. Конечно, онлайн-формат отличается от офлайна. Когда человек выбирает мебель или товар для дома, он хочет прикоснуться к нему. Поэтому в первое время после перехода на онлайн-формат оборот компании сильно упал. В этот момент мы сместили фокус с физических лиц на обслуживание компаний. Юридическим лицам выгодно с нами работать, так как мы полностью берем на себя очищение по НДС. Также мы даем гарантию возврата и обмена, в случае если доставка была с браком. Что касается советов, то я всегда говорю, что нужно концентрироваться на ценностном предложении и на ключевой деятельности компании. В нашем случае это быть профессиональным консультантом в благоустройстве дома и быть надежным партнером в доставке товаров до двери.

Еще читала Ваш пост в социальных сетях об агентстве недвижимости, которое Вы запустили. Расскажите об этом проекте. Какая ситуация, по Вашим данным, у нас сегодня на рынке недвижимости в целом? Можно ли здесь заработать риелторам хорошие деньги, учитывая нелегкое финансовое положение в стране в целом?

Мы не совсем риелторская компания в чистом виде. Мы больше позиционируем себя как консультанты в сфере переоформления недвижимости. Проще говоря, мы занимаемся оформлением документов перепланировки, актами ввода в эксплуатацию и тому подобным. Изначально, конечно, мы помогали найти недвижимость, но позже обратили внимание, что очень часто продавец и покупатель пытаются всяческими путями договориться друг с другом без нас. Такое происходит в основном в экономсегменте. Риелтором стать сейчас можно, в принципе, низкий порог входа: вам не нужно иметь большой офис и штат, деятельность не лицензируется. Но, как я уже сказал ранее, очень высокая вероятность того, что вас «кинут». Поэтому нужно стать незаменимым специалистом: знать хорошо город, оказывать дополнительные услуги, консультировать заказчика по всем вопросам и быть грамотным с точки зрения законодательства. Заработать хорошие деньги риелтор может в основном в растущих городах, где идет постоянный наплыв новых горожан – в Нур-Султане, Алматы, Актау и Атырау.

И давайте поговорим о Вашем новом проекте – производстве полуфабрикатов. Вот здесь интересен выбор ниши – здесь ведь огромнейшая конкуренция. Чем Вы руководствовались, когда задумывали этот бизнес? И потом, не мне Вам говорить, что бизнес в пищевой отрасли – один из самых рисковых…

Да, вы правы, ниша рискованная и конкурентная, но в это же время она самая динамично развивающаяся и молодая. В последние годы появляется все больше и больше новых технологий, позволяющих приготовить вкусный и полезный продукт. Отчасти по этим причинам и отчасти из-за того, что мне всегда нравилось все, что связано с едой, и я хотел заниматься производством. Дома я часто готовлю сам и экспериментирую с разнообразными блюдами. Мне хочется создать национальный продукт, который бы мы смогли экспортировать за границу и познакомить мир с нашей кухней. Современный человек находится в постоянном поиске чего-то нового, при этом он старается экономить свое время. Вы сами, наверное, заметили, как из-за пандемии вырос спрос на разнообразный фастфуд. Но также можно заметить, что люди стараются готовить и потреблять еду в домашних условиях. Поэтому нужно блюдо, которое можно быстро приготовить или даже просто разогреть. В общем, я планирую создать уникальный продукт с крутой ценностью для моей целевой аудитории. А моя ЦА – это молодежь, которой нужна хорошая закуска на вечеринку, это молодая женщина, желающая быстро приготовить что-нибудь вкусненькое для своей семьи и гостей, это деловые люди, у которых нет времени на долгую готовку, это дети, которые хотят быстро перекусить и утолить голод. Я искал проект, который будет актуальным в последующие годы, легко масштабируемым, понятным и интересным для частных инвесторов. Вы заметили, проект меня очень сильно вдохновляет, а это для меня всегда является главным ориентиром в выборе бизнеса.

Вообще интересен разброс отраслей, сфер, в которых Вы сегодня заняты. Это одно из бизнес-правил – не бояться диверсифицироваться или просто «так сложились звезды» в Вашем бизнес-кейсе?

Думаю, и то, и другое. Наверное, это часть моего характера – увлекаться разными вещами. Я стараюсь заниматься тем, что мне интересно. Но, конечно же, я не забываю про потребности рынка. Если вы, например, классно вышиваете крестиком, но никому это не нужно, то вряд ли вы сможете построить на этом бизнес. Здесь важно сочетать ваш личный интерес, спрос рынка и удачную бизнес-модель.

Гани, хочу спросить Вас, как бизнес-тренера, сейчас какие рекомендации Вы можете дать казахстанским предпринимателям, которые сегодня переживают хорошую такую встряску, кризис? Что делать? Как спасать бизнес? Как в принципе относиться к проблемам в предпринимательстве, на которые ты никак не можешь повлиять?

Нужно помнить, что история циклична, и кризисы в том числе. Есть те, кто растет во время кризиса. Обычно это те, кто был готов и шел в ногу со временем. Ничто не ново под луной, как говорится. Нужно читать историю и извлекать оттуда уроки. Насколько мне известно, Казахстан все еще остается молодым рынком, где можно за короткие сроки очень хорошо вырасти. Например, в той же самой Европе вы сможете достигнуть подобного роста только через 30 лет. У нас выгодные налоги, низкий порог входа, почти пустой рынок и ничтожное количество конкурентов. Нужно только не бояться и делать свою работу. Желательно делать ее очень качественно, и тогда рынок ответит вам взаимностью. Если говорить о конкретных задачах во время кризиса, то сейчас важно вспомнить «правило Парето» – 80% на 20%. Сфокусироваться на 20% задач, которые приносят 80% дохода. Все остальное отсечь. Можно закрыть или приостановить на определенный срок. Затянуть потуже пояса – убрать все неэффективное. Непрерывно наращивать базу клиентов. Если даже не получается продать что-то сразу, то нужно сделать так, чтобы хотя бы росло количество людей, которые знают вас и ваш продукт. Нужно искать новые рынки. Недавно читал биографию Говарда Хьюза, американского миллионера. Он, кстати, стал прообразом Тони Старка – Железного Человека. Так вот, во время «Великой депрессии» его компания, которая до этого производила буровое оборудование, стала производить разливное пиво. Благо в тот момент отменили сухой закон, и благодаря этому маневру его компания смогла остаться на плаву. Вот яркий пример того, как нужно вовремя «переобуваться». Думаю, в предпринимательстве, как и в жизни в целом, не стоит переживать за ситуации, на которые мы никак не можем повлиять. Рекомендую познакомиться со стоицизмом и вообще почаще читать литературу. Часто ответы на сложные вопросы приходят ко мне именно во время чтения.

Был ли наплыв слушателей во время пандемии на бизнес-тренингах? Наверняка, предприниматели панически пытались найти ответы на свои вопросы, чтобы спасти бизнес?

Отменилось или было отложено на неопределенный срок более 20 тренингов. Еще в прошлом году мы записали серию видеокурсов. Поэтому, когда все мои коллеги начали активно записывать онлайн-уроки и проводить вебинары, у меня уже был готовый материал. Если честно, проводить тренинги онлайн я особо не люблю. Я считаю, что эффективность и ценность таких тренингов стремится к нулю, да и я больше люблю живое общение. Поэтому я не стал активно уходить в этот процесс. Тем более я стал больше времени уделять своему новому бизнес-проекту. Что касается креатива и поддержания интереса к моей персоне, то я завел свой блог, активнее веду социальные сети, зашел в ТiкТоk. Как вы, наверное, заметили, я применяю правила бизнеса ко всем своим направлениям.

Гани, Вы в плотной связи с Палатой предпринимателей «Атамекен». Вопрос как к бизнесмену – как эта структура сегодня реально помогает МСБ? И как вообще Вы можете оценить поддержку государства, в том числе в период ЧП?     

«Атамекен» проводит онлайн-тренинги для начинающих и действующих предпринимателей. Помогает в получении грантов и кредитов по государственным программам. Например, есть программа «Бастау Бизнес», по итогам которой начинающие предприниматели получили грант в размере 555 600 тенге на развитие своего бизнеса. Есть программа кредитования до 15 млн тенге под 6%. Также «Атамекен» в период карантина активно защищал интересы бизнеса. Многим компаниям помогли рефинансировать действующие кредиты. Всем компаниям, снимающим помещения в зданиях, принадлежащих государству, убрали аренду. Еженедельно проводится разъяснительная работа по актуальным вопросам ведения бизнеса в условиях карантина и на период ЧП. «Атамекен» провел благотворительную акцию «Вирус добра», в рамках которой была оказана точечная помощь социально уязвимым группам населения. Не во всех мировых странах есть такая организация, как «Атамекен». Поэтому я считаю, что наличие такой структуры создает конкурентное преимущество для нашей страны однозначно.

Мадина Ерик


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!