Торговле примеряют концепцию

7016

Ярмарки выходного дня в Алматы могут поменять формат и места расположения.

Торговле примеряют концепцию Фото: liter.kz

Об этом заявил замакима города Алматы Алмас Мадиев в ходе круглого стола "Современные тренды развития торговли и логистики: от рынков и торговых центров к Е-commerce". По его словам, сегодня формат ярмарок выходного дня не является цивилизованным, и порядок их организации следует изменить.

Напомним, что ярмарки создавались для того, чтобы дать возможность местным производителям реализовать продукцию, а населению – покупать продукты по более низким ценам. Г-н Мадиев отметил, что существование ярмарок себя оправдало: повысилась занятость населения, цены на продовольствие на ярмарках ниже, чем в магазинах. В принципе, алматинские власти и сейчас не против такого способа торговли, однако сегодняшний формат ярмарки выбивается из общей концепции развития города Алматы.

Г-н Мадиев напомнил, что, начиная с 2016 года алматинские рынки переводят в более современный формат.

Для этих целей строятся крытые павильоны и новые торговые центры. По его словам, заключительным этапом модернизации станет вывод рынков за территорию города и на приграничные территории присоединенных районов.

"Центр города сильно перегружен, притом что у нас всего 2 млн жителей. Ключевой фактор – транспортная составляющая. Мы заинтересованы, чтобы торговля велась в цивилизованном формате", – пояснил он.

В Департаменте статистики Алматы отметили, что уже три года покупатели планомерно переходят из рынков в торговые дома. Однако представители торговых сетей считают, что базары до сих пор остаются в более выгодном положении по сравнению с торговыми центрами.

"Мы находимся в неравном положении с открытыми рынками, потому что мы платим абсолютно все налоги. К сожалению, до сих пор нет контроля за денежными потоками на рынках. Как бы это ни было болезненно – это тенденция времени, и нужно заставлять людей платить налоги. Устанавливать кассовые терминалы, POS-терминалы, возможно, какие-то льготы предоставлять, чтобы люди переходили "в белую", – заявил генеральный директор торговой сети Magnum Cash&Carry Александр Гарбер.

Генеральный директор "Зелёного базара" Эрлан Калиев не согласился с тем, что рынки являются неорганизованными. По его словам, рынок платит налог с аренды, а вот доходы с продаж предпринимателей зачастую остаются в тени.

"Мы платим сто процентов налогов. Единственное, тут есть недоработка налоговых органов, которые работают с самими предпринимателями. Мы активно сотрудничаем с УГД по Медеускому району, для них даже выделены помещения. Мы по налогам передовиками считаемся", – заявил он.

Продолжая тему нецивилизованных рынков и ярмарок, глава компании "Абди" Абдибек Бимендиев отметил, что там не только трудно контролировать денежные потоки, но и само качество товара.

"Наш самый большой конкурент – барахолка, а также открывающиеся в конце лета всевозможные школьные ярмарки. Они платят три процента, мы – от 12 процентов и больше. Ярмарка должна проводиться для продуктов питания, а не для детских товаров. Это в первую очередь безопасность", – сказал он.

Участники конференции заметили, что модернизация торговых площадей уже приносит свои плоды.

Руководитель городского отдела торговли Ерлан Омаров сообщил, что после реконструкции улиц Панфилова и Жибек жолы прибыль небольших бутиков в этом районе буквально за полгода выросла на 40%.

Однако перевод рынков в более цивилизованный формат предполагает более высокую арендную плату. В связи с этим в торговой сфере будут высвобождаться рабочие места, а торговые предприятия будут переходить из офлайна в онлайн.

Генеральный директор сервиса онлайн-покупки билетов "ТИКЕТОН" и PR-менеджер Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса Виктория Торгунакова рассказала о том, что мешает развитию электронной торговли.

"В первую очередь это проблема с оплатой по банковским карточкам. Покупатели нередко получают от банков отказ на оплату заказа в Интернете. Столкнувшись с тем, что оплатить покупку невозможно, второй раз они уже ничего не будут покупать в Интернете. Есть еще одна проблема, связанная с экспансией казахстанского рынка компанией AliExpress. По данным АО "Казпочта", по сравнению с прошлым годом количество посылок увеличилось с 12 тысяч в день до 40 тысяч в день. При этом только 15 тысяч посылок в день производится внутри Казахстана.

Отечественные e-commerce сейчас уступают зарубежным магазинам, им требуется поддержка со стороны государства", – сообщила она.

По данным Управления статистики, интернет-торговля в Казахстане в 2017 году по сравнению с 2016 годом выросла вдвое. При этом самыми активными пользователями интернет-торговли являются алматинцы (60% покупателей находятся в Алматы). Вместе с тем г-жа Торгунакова отметила, что электронная торговля сегодня составляет всего 2% от общего торгового оборота в стране. И говорить о конкуренции с торговыми центрами и офлайн-магазинами еще рано.

В ходе своего выступления г-н Мадиев подчеркнул, что сегодня треть экономики города формирует торговля и более 20 тысяч предприятий задействованы в этой сфере. В городе 128 крупных торговых центров, 29 торговых сетей, из них 16 – непродовольственных. В последние годы имеет хорошую тенденцию укрупнение бизнеса, за три года открыто 16 торговых объектов с инвестициями в более 100 млрд тенге.

В целом объем розничной торговли за 2017 год составил 2,4 трлн тенге и ежегодно увеличивается на 4-5%. ВРП города Алматы на 31% формируется за счет торговли. При этом, по словам г-на Мадиева, в городе необходимо развивать новые форматы торговли, в том числе и e-commerce.

Римма Гахова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться