Фейковые рассылки по WhatsApp отнюдь не новое явление. Однако если раньше они носили бытовой и временами даже трагический характер (загрязненная вода, нашествие огромных змей, похищение детей), то сейчас четко обозначился новый тренд – с помощью ложных сообщений пытаются устранить бизнес-конкурентов.
Вспомнить хотя бы нашумевший случай с одним из крупных банков. Прошлой осенью многие пользователи WhatsApp получили рассылку, в которой парень призывал срочно снимать деньги со счетов именно этого банка, так как "бастыки уехали". Никому не надо объяснять, как подобное сообщение может, мягко говоря, испортить жизнь любому банку, вплоть до его обрушения. Ведь эффект домино, когда вслед за 10 вкладчиками, обеспокоенными своими сбережениями, приходит сотня, а затем и тысяча, хорошо известен банкирам и экономистам. После данной рассылки банку пришлось приложить немало усилий, чтобы не растерять своих вкладчиков.
Похожая история случилась в феврале 2014 года, когда распространялись SMS и сообщения в WhatsApp о возможном банкротстве сразу нескольких банков. На волне слухов люди побежали снимать свои деньги с депозитов и с текущих счетов. К банкам выстроились целые очереди. Тогда в дело вмешался даже Нацбанк, заверив население, что "ложная информация о финансовом положении ряда казахстанских банков является провокационной и направлена на дестабилизацию банковской системы Казахстана". В этом случае, правда, фейки были направлены не против какого-то конкретного объекта бизнеса, а сразу против нескольких, против целой сферы экономики и бизнеса.
Случай с якобы поддельными лекарствами из того же разряда. Сообщения, рассказывающие страшные подробности того, как и кто погиб (назывался и возраст, и место проживания "несчастных") после употребления левых медикаментов, напугали многих жителей Казахстана. Неизвестно, насколько сильный урон понесли аптеки в частности и фарминдустрия в целом, но несколько дней народу в них действительно было меньше.
А совсем недавно случился еще один прецедент. На сей раз фейк-рассылки били точечно по компании "Аралтуз". Якобы она была продана иностранцам и те делают все, чтобы сократить население Казахстана, добавляя в главный товар компании – соль – вредные добавки.
Руководство предприятия в лице вице-президента по реализации Евгения Короля тут же отреагировало на спам.
"В этой информации нет ни капли правды. Наше предприятие на сто процентов казахстанское. А теперь давайте порассуждаем насчет качества: перед тем как выпускать пищевую продукцию, необходимо получить декларацию соответствия всем требованиям Таможенного союза. Мы эту декларацию делаем и проходим все этапы проверок в своей лаборатории. Также за пищевой продукцией, и не только нашей, наблюдают контролирующие госорганы, та же СЭС. Ежедневно они ведут отбор проб продукции. Невозможно выпустить продукт, который вредит нашему организму. Хочу отметить, что две трети нашей продукции экспортируются в другие страны, и там тоже тщательнейшим образом ее проверяют.
Мы ведем активную программу против этих рассылок, разъясняем, что никаких добавок в соль не кладем. Также хочу отметить, что сейчас ведется следствие. Идут досудебные разбирательства, нашли жителя Байконура, который говорил о "своем сне". Но, пока ведется следствие, я не хотел бы разглашать каких-либо данных.
Я считаю, отметил Евгений Король, что необходимо ужесточить ответственность людей, которые вбрасывают подобную фейковую информацию. Это влечет достаточно серьезные последствия. На нашем предприятии, которое находится в поселке Жаксыкылыш в Кызылординской области, работает свыше 1000 сотрудников. И эти люди, большая их часть, могли лишиться работы в результате последствий, которые были бы связаны с падением продаж. Эти люди просто лишились бы средств к существованию".
Вслед за первым ложным сбросом пошла вторая волна – на сей раз кто-то пытался все объяснить злыми происками конкурентов из России. Мол, это им было выгодно, чтобы казахстанцы перестали покупать отечественную соль, сделав предпочтение в сторону российской.
Однако… идут досудебные разбирательства, которые и расставят точки над "и".
Сама компания WhatsApp тоже предпринимает меры. Ведь фейк-рассылки, в том числе и против бизнес-конкурентов, зарегистрированы не только в нашей стране.
Если еще недавно по этому мессенджеру можно было разослать сообщение сразу 20 абонентам, то с 21 января этого года – только пяти адресатам. Стоит учесть, что группы в WhatsApp ограничены 256 абонентами, а это значит, что максимальное количество людей, получивших одно сообщение в один клик, – 1280. Немало. Но все-таки уже не 5120, как было при разрешенной одномоментной рассылке по 20 адресам.
Также WhatsApp стал маркировать перенаправленные сообщения как "переадресованные", чтобы получатель мог распознать, что отправитель не является первоначальным автором сообщения.
С 7 декабря 2019 года WhatsApp начнет применять правовые меры против тех, кто "вовлечен или помогает другим в злоупотреблениях, нарушающих условия предоставления услуг". К ним относятся автоматизированная или массовая рассылка сообщений, а также использование программы не в личных целях.
В WhatsApp отметили, что будут искать доказательства правонарушений не только на собственной платформе. Примером может служить публичное заявление некой организации о возможности использовать мессенджер с нарушениями правил эксплуатации.
Тем не менее, не стоит забывать, что WhatsApp – это 1,5 миллиарда пользователей во всем мире, и их количество растет. И в отличие от Facebook и Instagram здесь практически невозможно определить первоисточник. Нереально просмотреть сообщение WhatsApp и выяснить, когда оно было написано и кем. Это позволяет контенту в данном мессенджере существовать без контекста или времени, когда часть фальшивых сообщений может всплывать через годы с повторяющимися разрушительными последствиями.
Все это вынуждает государства реагировать на развитие диджитал-сферы и предоставляемых ею услуг. Индия уже рассматривает нормативные акты, которые потребуют от соцсетей и приложений для обмена мгновенными сообщениями, таких как WhatsApp, самим управлять фальшивыми новостями на своих платформах, отслеживать происхождение вредоносных сообщений и нести юридическую ответственность за подстрекательство к ложным действиям, распространяемым через его службы. На этот шаг Индия пошла после того, как после одной из фейк-рассылок были убиты несколько десятков человек!
Специалисты уверены, что WhatsApp может остановить распространение фальшивых видео, изображений и текста на своей платформе и полностью достичь вышеуказанных целей, не нарушая сквозное шифрование, используя метаданные файлов, прикрепленных к сообщениям.
К слову, после фейковых сообщений 2014 года, касавшихся банковской сферы в Казахстане, к административной ответственности по статье 136-1 Кодекса РК об административных правонарушениях (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием) был привлечен один из жителей Алматы.
Согласно Закону РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности органов внутренних дел", распространение заведомо ложной информации включено в разряд уголовно наказуемых деяний. Наказание – штраф в размере до 500 месячных расчетных показателей либо ограничение свободы на срок до одного года. Если же распространение повлекло тяжкие последствия, то виновные могут быть наказаны лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.
Остановят ли все эти меры распространение фейк-новостей как элемент бизнес-войн? Или они перейдут на новый уровень?
Диана Даниярова