Производство отечественной сельскохозяйственной техники за шесть месяцев этого года показало прирост в 30%. Тенденция напрямую связана с мерами по стимулированию производства в Республике Казахстан, уверен эксперт Ассоциации казахстанского автобизнеса Николай Пархоменко. В частности, производители, работающие в режиме свободного склада, в 2018 году были освобождены от уплаты НДС.
Основополагающим документом для казахстанских машиностроителей сельхозяйственной техники станет заключение соглашения о промышленной сборке, которое коллелгиально отработано и согласовано с Национальной палатой предпринимателей "Атамекен" (НПП) и Министерством по инвестициям и развитию (МИР). Соглашение будет регламентировать поэтапный план развития предприятий с достижением локализации продукции, а также предоставлением льгот тем, кто выполнил условия.
Подобные меры и обязательства были ранее отражены в постановлении кабмина за № 155, которое было исполнено производителями. К примеру, крупнейший производитель сельскохозяйственной техники – АО "АгромашХолдинг KZ" полностью исполнило взятые на себя обязательства, достигнув нужного уровня локализации. Сегодня компания имеет один из наибольших показателей доли местного содержания, который достигает 100% в производимых узлах и 60% в готовых комбайнах.
"Мы видим, как развивается автопром в стране, поэтому данные меры мы зеркально переносим на сельхозмашиностроение. Более того, сейчас пытаемся закрепить кластерный подход, при котором в крупных областях будет сконцентрировано развитие сельхозмашиностроения и производство компонентной базы. То есть стремимся к развитию точечного кластерного сельхозмашиностроения, к кооперации производств, углубленной локализации", – заявил в беседе с abctv.kz Николай Пархоменко.
Если посмотреть на отрасль, то исторически предприятия с/х машиностроения создавались и развивались именно в зерносеющих районах и экономически целесообразно – с наименьшими логистическими затратами. Другими словами, нужно выбрать несколько приоритетных "точек роста" для производства и точечно осуществлять поддержку предприятий, при необходимости догружать производство, диверсифицировать номенклатуру.
Возникает острая необходимость в чёткой стратегии и кластерном подходе в развитии с/х машиностроения. Что это собой подразумевает? Должно быть ограниченное количество сборочных площадок, которые берут на себя обязательства выйти на необходимый процент локализации за короткий промежуток времени и выполняют их. Только после этого компании-производители будут готовы наращивать экспортный потенциал и создавать компонентную базу. Это позволит нам повысить производительность отечественных предприятий, оградить рынок от серой импортной продукции и в целом на долгосрочной основе стимулировать производство внутри страны", – говорит Николай Пархоменко.
Существуют также внутренние программы развития и поддержки отрасли. Глава государства объявил о продлении программы "Производительность-2020" до 2025 года, в рамках которой предприятия смогут получать финасирование на развитие производственного потанциала и повышение казахстанского содержания. Более того, программа позволит нарастить экспортные возможности производителей. У нас есть ресурсы, и нам есть на кого равняться в развитии. В рамках Таможенного союза наши партнёры тщательно следят за уровнем локализации продукта внутри страны, уровнем экологического соответствия техники, всё это является огромным стимулом и примером для развития с/х машиностроения в Казахстане, а значит, обязывает подойти к развитию отрасли осмысленно и с высочайшим уровнем отвественности.
Продукция наших производителей держит планку и уверенно составляет конкуренцию зарубежным аналогам, уверены в профильной ассоциации. По данным эксперта, на сегодня наши машиностроители могут закрыть потребность аграриев в технике почти на 90%. И если учесть, что парк с/х техники в стране преимущественно изношен, то возможности отечественных производителей являются весьма актуальными для рынка с/х техники. Более того, для решения данной проблематики в РК существуют программы по стимулированию спроса на сельхозмашины, которые позволят утилизировать старый парк и предоставят возможность осуществлять замену старой техники на новую.
По данным Минсельхоза, износ сельхозтехники в Казахстане доходит до 70%. Большей амортизации подлежат тракторы, комбайны, кормоуборочная и почвообрабатывающая техника.
Меньшей – посевные комплексы, так как приобретались в последние 10-15 лет.
Задача стоит по обновлению парка сельхозмашин на уровне 2% в год. До 2020 года планируется увеличить эту долю до 6%, до 2021-го – до 8%. Для этого министерство стимулирует аграриев приобрести новую технику. В Казахстане с лета субсидируются покупки сельхозтехники.
"Если за 10 миллионов купить трактор, то 2,5 миллиона субсидирует государство", – говорит представитель Минсельхоза Бахыт Ильясов.
Политика ведомства такова, что они готовы решать проблемы аграриев, не делая ставки на кого-либо из производителей, без привязки к стране-изготовителю. Так, техника отечественного и зарубежного производства субсидируется на равных условиях. В рамках программы субсидирования инвестиционных затрат размер возмещения составляет 25% от стоимости. При этом норматив субсидии может быть самостоятельно увеличен акиматами до 35% за счёт средств местного бюджета.
Плюс к этому этим же летом была возобновлена программа субсидирования ставки вознаграждения по кредитам. "Основная лизинговая компания, "КазАгроФинанс" даёт кредит под 14,5 процента. 10 процентов мы возмещаем. И до нашего агрария доходит 4,5 процента. Больше такой программы нигде нет", – говорит он.
Новую программу оценили и в крестьянском хозяйстве "Пфунт" Костанайской области. Здесь купили два новых комбайна отечественного производства компании Essil, выпуск которого осуществляет АО "АгромашХолдингKZ". Казахстанская техника устраивает аграриев. По их словам, качество соответствует заявленным стандартам, плюс ко всему ожидается возврат средств за приобретение покупки.
"Техника нам достанется по 4,5 процента, я считаю, это доступно, это нормально на сегодняшний день для крестьянина. И плюс инвестсубсидирование – 25 процентов возвращает государство от стоимости приобретённой техники. Если 40 миллионов стоит комбайн, 10 миллионов возвращается покупателю. Это хорошая помощь, раньше такой программы не было", – говорит глава хозяйства Татьяна Пфунт.
После ввода новой техники издержки в крестьянском хозяйстве станут меньше. По данным экспертов, изношенность техники бьёт по карману аграриев. Тракторы и комбайны нужно ремонтировать и тратить на них дополнительные объёмы горюче-смазочного материала. Чего стоит только потраченное время!
В целом на программу по инвестсубсидированию государством выделено 25 млрд тенге, а на субсидирование кредитов – более 20 млрд тенге.
Постепенно наращивая эти меры поддержки, к 2021 году планируется обеспечить обьёмы инвестиций аграриев на приобретение сельхозтехники и оборудования со 100 млрд тенге до 240 млрд тенге, говорят в Минсельхозе.
Саян Абаев