На текущий год в республиканском бюджете не запланирован экологический попуск воды из канала им. К. Сатпаева по программе "Природоохранный компенсационный попуск в низовья реки Шидерты" в Павлодарской области. Как рассказал inbusiness.kz советник директора канала Леонид Баталов, столичные чиновники сообщили, что причиной тому дефицит бюджета.
Воды больше не будет?
Речь идет о сумме примерно 2,5 млрд тенге, что эквивалентно содержанию канцелярии премьер-министра страны – 2,3 млрд тенге. Природоохранный попуск проводился с советских времен. Ежегодно он начинался 6 апреля. Благодаря этому затапливалось более 24 тыс. гектар сенокосных угодий.
"Все было рассчитано наукой, чтобы земля еще не оттаяла, не заболачивалась. Попуски, а это 105 млн кубометров воды, способствовали созданию кормовой базы на селе", – говорит советник.
С развалом Союза завершились и природоохранные попуски, и потребовалось немало усилий, чтобы их восстановить. При содействии минсельхоза весной 2004 года были осуществлены попуски в русло реки Шидерты в объеме 35 млн кубометров воды по льготному тарифу. А с 2005 года был решен вопрос по возобновлению ежегодных компенсационных природоохранных попусков в низовьях реки в объеме 50 млн кубометров воды за счет финансирования из республиканского бюджета.
"И вот на этот год денег в бюджете не предусмотрено. Это означает, что три района области останутся без воды – 28 населенных пунктов. Крестьяне останутся без кормовой базы. Есть и экологическая составляющая: поднимаются соли, возникают проблемы с водой. Нет подпитки для десятка озер, которые в итоге высохнут, и начнется эрозия почвы", – резюмировал Леонид Баталов.
К слову, жители Экибастузского и Актогайского районов области, главы крестьянских хозяйств, обратились к президенту страны с соответствующим письмом, в котором говорится о необратимом процессе, который может произойти, если произойдет откат назад, к 90-м годам. Речь идет о сокращении поголовья скота, снизится благосостояние жителей и как результат – отток сельчан.
Проходной двор на стратегическом объекте
Протяженность канала им. К. Сатпаева составляет 458 км, не считая ответвлений. Это крупнейшая в СНГ искусственная водная артерия с огромной сетью гидроузлов, трубопроводов, фильтрационных станций и прочим. Число пользователей – более 2 млн человек. И альтернативы ему нет.
При этом руководству канала уже долгие годы приходится доказывать, что объекту необходимо вернуть особый статус, которого он был лишен в ходе реорганизации водной структуры и подчинения его РГП "Казводхоз". И это не единственная проблема.
Последние лет пять руководство объекта обращается во все инстанции, убеждая в том, что канал необходимо исключить из республиканского перечня рыбохозяйственных субъектов. Канал с его водохранилищами – особо охраняемая зона питьевой воды и ее стратегических запасов, а не место массового лова рыбы.
"У нас имеется санитарная зона. Допуск посторонних лиц, по идее, запрещен. Но до сих пор министерство экологии не может решить вопрос по охране канала. В итоге кто хочет, тот к водоему и идет, и может там делать, что угодно. Хотя у канала есть статус стратегического объекта. Есть два документа, первый – правительственный, под номером 1259, в котором говорится, что канал признан санитарной зоной для обеспечения качественной подачи воды", – рассказывает Баталов.
Однако, по его словам, есть еще один документ – приказ министерства сельского хозяйства, согласно которому водохранилище может быть выставлено на конкурс.
"Я обращался в Генпрокуратуру, заместитель прокурора Лукин (Андрей Лукин исполнял эту должность до апреля 2019 г. – Прим.) ответил, что необходимо работать в рамках постановления. Канал хотят выставить на конкурс. Что это такое, мы уже знаем. Именно так поступили с Качирским рыбопитомником, который в итоге угробили, никакого зарыбления не проводили, засорили канал. Пора определиться: мы будем пить воду или плевать и гадить в канал. Мы сами разводим рыбу, у нас есть питомник, чтобы была биологическая очистка канала, а ее браконьеры вылавливают. У нас должны быть полномочия допуска к каналу, иначе порядка не навести. Сегодня из канала сделали проходной двор", – сокрушается Леонид Баталов.
Местные власти на своем уровне пытались восстановить справедливость. В 2017 году постановлением акима Павлодарской области рыбохозяйственные водоемы республиканского значения, расположенные на территории региона, были закреплены за местным управлением. Но столичные чиновники отыграли все назад.
К слову, чтобы обеспечить столицу бесперебойным водоснабжением, в русло Есиля из канала им. К. Сатпаева будет перенаправлена вода. Уже в марте должна быть готова проектно-сметная документация на строительство первой очереди. Ранее об этом депутатам мажилиса сообщил премьер-министр Аскар Мамин.
"В текущем году на разработку ПСД по проекту "Строительство сооружений для подпитки Астанинского водохранилища" выделены средства в сумме 170 млн тенге. Проект предусматривает переброску воды из канала им. К. Сатпаева в русло реки Есиль с расчисткой и дноуглублением русла, а также строительство водовода до площадки насосной станции "Астана Су Арнасы", – отметил премьер.
По мнению Леонида Баталова, принимавшего в свое время участие в строительстве канала, а затем возглавлявшего его долгие годы, это позволит каналу нарастить производительность. Сейчас его мощность составляет 40%.
"Эта идея витает еще с советских времен. Тогда предполагалось два пути: построить земляной канал либо трубопровод", – уточнил советник.
Но, возможно, прежде чем заняться реализацией нового дорогостоящего проекта по доставке воды из канала в столицу, необходимо расставить все по своим местам, закрепив за объектом его права, как стратегического.
Марина Попова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!