Журналист abctv.kz поговорил с доктором экономических наук, профессором Магбатом Спановым.
Эксперт предлагает три шага по борьбе с теневой экономикой.
"В основном эта мера применяется в развитых странах, с точки зрения личной безопасности это нормально, что касается Казахстана – это явно назревало. Уже много лет пытаются ввести легальные расчеты, чтобы люди платили налоги. Почему именно в этом году? После 2020 года в Казахстане будет всеобщее декларирование, государство пытается уменьшить наличие теневого сектора экономики", – говорит эксперт. Но при этом он отметил, что данная мера носит частичный характер. Вкупе с другими двумя шагами она дала бы положительный эффект.
"Когда мы говорим о каком-либо действии, надо, чтобы оно было целенаправленным. Мне кажется, правительство должно принять закон о деофшоризации. Тогда этот результат будет намного лучше. Это шаг второй", – говорит он. Чем больше поступлений налогов – более понятная социальная политика.
"И третьим шагом могло бы стать возвращение к нормальному управлению национальными корпорациями в экономике. То есть не должно быть государства в государстве. Не может быть у государства три бюджета. Государственный бюджет, "Самрук-казына", "Байтерека", бюджета Национального фонда. Все это должно быть в одной копилке", – говорит Магбат Спанов.
Также он прокомментировал возможное установление лимита на денежные расчеты при покупке товаров, работ и услуг.
"Количество банковских карт увеличилось, люди имеют не одну карту, а три-четыре, плюс много кредитных карт. Сфера безналичных расчетов расширяется, и, в принципе, в больших городах с этим проблем нет. В Алматы, Астане и Шымкенте есть филиальная сеть банков, банкоматы. Другой вопрос – как это будет работать в малонаселенных пунктах? А это уже проблема: если государство потребует, значит, оно должно создать условия, чтобы эта мера работала по всей стране", – считает он.
Говоря о теневой экономике, Магбат Спанов привел официальные оценки.
"Ежегодно Министерство экономики публикует данные о теневом секторе, в 2001 году, по-моему, эта сумма была 19,8% от ВВП. По итогам 2017 года говорилось о 25% от ВВП. Очень большая сумма была по итогам 2014 года – 28% с чем-то", – добавил он.
Напомним, министр национальной экомики Тимур Сулейменов сообщил, что ведомство совместно с Минфином рассмотрит вопросы установления лимита по наличным расчетам при покупке товаров, работ и услуг и обязательной безналичной реализации недвижимости и транспорта. Глава Миннацэкономики Тимур Сулейменов в кулуарах правительства сообщил, что внесет предложения по безналу в апреле.
"Мы очень подробно изучали опыт развитых стран, стран ОЭСР, смотрели, какие проблемы есть. Во многом проблемы рождаются из того, что у нас не развит безналичный оборот. Когда есть безналичный оборот, все операции того или иного магазина, автосалона видны через банковские транзакции. Тогда и налоговая база тоже видна, гораздо легче обеспечивать налоговое администрирование. Когда это происходит наличными, мы не знаем, получен ли доход, какой оборот. Поэтому во многих странах есть ограничения по совершению крупных сделок в наличной форме", – сказал он.
При этом глава ведомства отметил, что есть факты, когда при покупке квартиры ради низких налогов документально занижается сумма сделки.
Что касается лимита на покупку товаров, он ответил, что его сейчас нет, и поэтому физическое лицо может прийти и снять, к примеру, миллиард тенге.
"Чаще всего это связано с какими-то схемами, обналичиванием, вопросами, связанными с лжепредпринимательством. Поэтому мы будем очень внимательно, очень деликатно к этому подходить. Проговорим это и с "Атамекеном", и со всеми экспертами. В случае если это предложение, этот опыт развитых стран могут быть применимы у нас в стране, мы это предложение сделаем. Я думаю, к апрелю мы какие-то предложения внесем уже", – добавил глава ведомства.
Айгуль Тулекбаева