У казахстанцев может появиться возможность самим выбрать «Лучший товар Казахстана» | Inbusiness
/img/tv.svg
RU KZ
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 251,52 Пшеница 465,40
$ 384.39 € 431.71 ₽ 6.11
Погода:
+19Нур-Султан
+20Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 251,52 Пшеница 465,40
У казахстанцев может появиться возможность самим выбрать «Лучший товар Казахстана»

У казахстанцев может появиться возможность самим выбрать «Лучший товар Казахстана»

7910 21 Февраль 2017 09:37

Выбор победителей конкурса-выставки «Лучший товар Казахстана -2017» путем онлайн-голосования обеспечит большую открытость и прозрачность конкурса, уверены организаторы. 

У казахстанцев может появиться возможность самим выбрать «Лучший товар Казахстана»

Фото: palata.kz

Автор: Алина Альбекова

Национальная палата предпринимателей «Атамекен», которая вот уже третий год является главным организатором конкурса на соискание премии главы государства «Алтын сапа», в рамках которой проходит еще один не менее важный конкурс-выставка «Лучший товар Казахстана», намерена вовлечь в процесс выбора победителей самих потребителей. По словам заместителя председателя правления НПП «Атамекен» Нуржана Альтаева, до этого победителей обоих конкурсов выбирали путем оценки экспертных комиссий. Но все может измениться в ближайшее время. Письмо с предложением определять «лучших из лучших» путем онлайн-голосования уже отправлено в администрацию президента и ждет своего вердикта - ответ должен прийти в течение месяца.

Заместитель директора департамента по вопросам занятости НПП «Атамекен» Салтанат Абдикаримова не отрицает, что онлайн-голосование не всегда объективно. Но уверяет: принцип «один IP-адрес – один голос» будет соблюдаться. Но есть и другой проблемный момент: будут ли потребители голосовать за продукцию производственного назначения, которая предназначена в основном для предприятий?

«Есть какие-то определенные опасения, но мы над этим думаем и работаем. Вполне возможно, что мы выставим на обозрение только товары народного потребления и продовольственные товары, то есть то, что может знать население, за что оно может голосовать. Вполне возможно, что товары производственного назначения будет все-таки оценивать экспертное общество. Наверное, так будет правильнее», – поделилась она своим мнением с abctv.kz.

«Узнаваемость» крупных предприятий и «неузнаваемость» компаний местного значения также могут быть причиной недопониманий. Взять, к примеру, фабрику «Рахат», которая узнаваема во всем Казахстане, и победителя прошлых конкурсов «Алтын сапа» – компанию по изготовлению и продаже молочных изделий «Айс-плюс», которую знают только в актюбинском регионе.

«Я думаю, для тех компаний, которые мы выставим на голосование, в любом случае это будет хорошо, ведь они будут на слуху, о них будут говорить, о них будут читать, чтобы сделать вывод. Я уверена, любое голосование, упоминание в СМИ и соцсетях – это реклама, которая будет только на пользу предприятиям», – уверила Салтанат Абдикаримова.

Отметим, с момента передачи права проведения этих конкурсов в НПП в 2015 году они претерпели значительные изменения. К примеру, экспертные комиссии, которые раньше состояли из чиновников и государственных служащих, теперь состоят еще из общественников, журналистов и экспертов бизнес-ассоциаций. Кроме того, было принято решение, что в конкурсе могут принимать участие только частные предприятия, полностью исключив участие предприятий государственного и квазигосударственного сектора. Основная цель конкурсов – поддержать отечественного производителя и способствовать повышению качества казахстанских товаров и услуг.

Напомним, конкурс на соискание премии президента «Алтын сапа» проводится по трем номинациям: «Лучшее предприятие производственного назначения», «Лучшее предприятие, выпускающее товары для населения» и «Лучшее предприятие, оказывающее услуги». В каждой из этих номинаций вручается по три премии: малому, среднему и крупному бизнесу. Но НПП «Атамекен» были учреждены дополнительные специальные премии, как «Лидер качества», «Лучший инновационный проект», «Лучший индустриальный проект», а также «Лучшее предприятие, выпускающее продовольственные товары или товары в сельскохозяйственной сфере». А вот конкурс-выставка «Лучший товар Казахстана» включает в себя пока только три номинации: «Лучшие товары производственного назначения», «Лучшие товары для населения» и «Лучшие продовольственные товары».

Всего за период существования конкурса «Алтын сапа», по словам Нуржана Альтаева, в нем приняло участие более 1,6 тыс. предприятий, а в конкурсе-выставке «Лучший товар Казахстана», который проводится с 2001 года, свою продукцию представили более 5,6 тыс. компаний.

Сбор заявок на звание лучших в 2017 году, по словам организаторов, уже начался и продлится до 1 июля. Желающие участвовать в конкурсе могут подать заявку, оформленную в соответствии с правилами, прописанными на сайте altynsapa.kz, в региональные палаты предпринимателей, которые есть во всех областных центрах.

«Стать лучшим в своей области, где есть достойная конкуренция, наверное, это, самое весомое подтверждение успеха, лучшая реклама. Хочу обратиться ко всем предпринимателям. Если вы стремитесь получить высокое звание лидера в своей области, в первую очередь, конечно, участвуйте в конкурсах «Алтын сапа» и «Лучший товар Казахстана». Потому что победители этих казахстанских конкурсов получают право участвовать в конкурсе премий за достижения в сфере качества продукции и услуг в СНГ, которые проводятся раз в два года», – рассказал о плюсах участия в рамках брифинга в СЦК Нуржан Альтаев.

По его словам, четверо победителей прошлого года уже изъявили желание участвовать в конкурсе премий СНГ. Это такие предприятия, как АО «Баян Сулу», ТОО «Petroleum», ТОО «Karlskrona LC AB» и ТОО «Ордабасы кус».

Салтанат Абдикаримова в свою очередь отметила: конкурс платный. По ее словам, в среднем цена составляет 2000 евро. Все, как оказалось, зависит от того, к какой категории относится предприятие: с количеством работников до 100 человек, свыше 250 человек, до 1 тыс. человек или свыше 3 тыс. работников. Помимо обязательного взноса, компания-участник обязана оплатить дорогу и проживание экспертам, а также показать им свои предприятия и ознакомить с документами в рамках конкурса.

«Товар туда сам по себе не едет и не выставляется. Участники подают документы, соответствующие отчеты и заявку на конкурс СНГ. У конкурса есть официальный секретариат, который распределяет компании-участников по комиссиям, где с каждой страны представлены по два кандидата. Например, предприятия Казахстана могут приехать проверять эксперты из Молдавии и Белоруссии. Члены комиссий приезжают и смотрят на месте, насколько отчет компании по самооценке деятельности соответствует действительности», – дополнила она.

По мнению Салтанат Абдикаримовой, именно этого сейчас не хватает казахстанскому конкурсу «Алтын сапа».

«Мы изучали опыт международного фонда, у них есть обязательный этап – это выезд на предприятие, то есть проверка на месте. Сейчас в конкурсе «Алтын сапа» этого, к сожалению, не делается, но нужно бы. Мы убедились в том, что очень часто предприятия при  проведении самооценки не всегда адекватно оценивают себя, можно сказать, переоценивают, иногда лукавят. Поэтому выезд на место нужен обязательно. Но предприятие надо оценивать не простым обывательским взглядом, а именно с точки зрения эксперта, это должен делать человек, у которого есть опыт выезда, наработанные часы по определенным стандартизированным бизнес-процессам. Это действительно надо поставить на высокий уровень, чтобы наши победители соответствовали достаточно высоким международным требованиям. Мы уже внесли такие предложения в АП и надеемся, что президент поддержит это предложение», – поделилась с abctv.kz представитель НПП.

Несмотря на то, что после вступления Казахстана в ВТО и ЕЭС перед казахстанскими предприятиями открылись большие возможности по выводу товаров на зарубежные рынки, по словам Нуржана Альтаева, остаются проблемные моменты.

«Сегодня перед казахстанскими предприятиями остро стоит вопрос качества, повышения конкурентоспособности наших предприятий на этих рынках, поскольку понятно, что придется конкурировать с имеющими большую историю, очень большими зарубежными предприятиями. Недаром глава государства в своем послании говорил о необходимости третьей модернизации предприятий Казахстана. За эти годы, реализуя государственную программу форсированной индустриализации, мы создали немало предприятий, но теперь настал тот момент, когда нужно серьезно поработать над конкурентоспособностью», – высказался он.

В заключении Салтанат Абдикаримова поделилась своими мыслями по созданию клуба победителей «Алтын сапа», где они могли бы совершенствовать и шлифовать свои бизнес процессы, делясь друг с другом бизнес-опытом.

Алина Альбекова 

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: