Умное регулирование, кредитование и импортозамещение

1136

О ключевых факторах для роста бизнеса в Казахстане рассказал председатель правления НПП "Атамекен" Аблай Мырзахметов.

Умное регулирование, кредитование и импортозамещение Фото: Гаухар Алим

Качественный экономический рост в Казахстане неотделим от увеличения доли несырьевых доходов, то есть производственного сектора обработки, а, соответственно, и вклада казахстанских предпринимателей. Бизнес, в свою очередь, ждет доступа к кредитованию и госзакупкам, а также отказа от советского наследия репрессивной системы контроля. О том, чем живет реальный сектор экономики сегодня, и вопросах, которые стоят перед Национальной палатой предпринимателей, в программе "Интервью" телеканалу Atameken business рассказал председатель правления ННП "Атамекен" Аблай Мырзахметов.

На расширенном заседании правительства 24 января президент РК Касым-Жомарт Токаев заявил о новом экономическом курсе, в котором сохраняется ориентир на развитие частного сектора.

"Новый экономический курс, о котором сказал президент РК на расширенном заседании правительства, должен быть основан на качественном экономическом росте. Это преемственность политики Елбасы, которая была полностью ориентирована на поддержку малого и среднего бизнеса. Это большое подспорье и поддержка. Фактически МСБ занимает 90% нашего бизнеса. Отмечу, что 4,5% роста ВВП – сегодня неплохой показатель, но важно, на чем он основывается. То есть пока это рост цен на энергоносители, сырьевые и бюджетные вливания", – пояснил Аблай Мырзахметов.

Важный вопрос, с которым сталкиваются казахстанские предприниматели, сегодня – стагнация банковского кредитования. Займы в банках получить сложно.

"Банки перестали выполнять свою классическую функцию кредитования реального сектора экономики. За счет этого идет перестройка банковского сектора на потребкредитование физлиц, объем которого по итогам прошлого года составил 6,7 трлн тенге. То есть эта сумма сравнивается с уровнем кредитования юридических лиц, которое сегодня равняется 7,5 трлн тенге. Отмечается 8%-е снижение кредитования юрлиц и 24%-й рост потребкредитования", – констатировал предправления НПП.

Недостаток банковского кредитования перекрывается бюджетными вливаниями, что не является выходом. По мнению Аблая Мырзахметова, поддержка реального сектора экономики состоит в наращивании объемов производства, спрос на которое должен обеспечить доступ к государственным закупкам и закупкам национальных холдингов.

"Должна быть новая промышленная политика, основанная на защите внутреннего рынка, защите интересов отечественного производителя и доступе к рынкам сбыта. Если посмотреть рынок сбыта, то государство – крупнейший предъявитель внутреннего спроса. Очень важно, чтобы этот спрос был доступен для бизнеса. С этой целью мы сейчас активно внедряем информационный портал – единое окно закупок, которое по поручению главы государства Нацпалатой создано. То есть, чтобы бизнес мог получить информацию, мог оценивать планы закупок, мог апеллировать фактами, анализировать. Главное – обеспечить доступ отечественных производителей в эти закупки", – отметил гость программы.

Большой уровень импорта, подчеркнул он, имеет риски высокой инфляции. Плюс ко всему потенциал импортозамещения в республике оценивается в 4 трлн тенге. Наглядным примером служит недавний спор по вопросу запрета экспорта крупного рогатого скота (КРС). Поставлять на зарубежные рынки живой товар и одновременно импортировать переработанное мясо выглядит как минимум нерационально и влечет недозагрузку отечественных мясных заводов.

"Мы вывозим сырье, а из других стран завозим готовый продукт, например, колбасную продукцию. Это очень странно выглядит. Это не новость была для министерства сельского хозяйства, но мы обострили эту тему. Мы понимали, что министерству непросто в этом вопросе, потому что Мясной союз – один из крупных объединений – выступал против. Но мы говорим, что нужен государственный подход, и суть его в том, чтобы перерабатывать мясо у себя. Добавочную стоимость надо оставлять у себя. У нас 15 мясоперерабатывающих предприятий, которые загружены в среднем на 40-45%. В этой ситуации отправлять живой скот по меньшей мере неразумно", – считает спикер.

Фундаментом импортозамещения выступает программа льготного кредитования бизнеса "экономика простых вещей", которая ориентирована на наращивание выпуска продовольственных товаров. Более половины такой продукции Казахстан завозит из зарубежных рынков.

"Результаты программы хорошие. В марте на площадке НПП совместно с правительством был создан проектный офис, в котором совместно с бизнесом решаются вопросы. Из 600 млрд тенге, выделенных на реализацию программы, банками уже одобрено кредитование на 220 млрд тенге. Этот результат достигнут за 6-7 месяцев действия программы", – привел цифры Аблай Мырзахметов.

"Экономика простых вещей" нацелена на разогрев пищевой и легкой промышленности, строительной отрасли и рынка производства мебели. Проект рассчитан на два года, но темпы реализации говорят о досрочном освоении средств.

Прокомментировал председатель правления Национальной палаты и массовый ввоз в страну автомобилей из Армении. Проблема, отмечает он, отражает самочувствие населения, которое не видит альтернативы в казахстанском автопроме.

"Не от хорошей жизни наши сограждане купили машины дешевые в Армении. Они покупают, потому что доходы не позволяют приобрести на нашем рынке. Это надо признать. Это ключевой вопрос. Второй вопрос – если доходы населения не позволяют покупать другую линейку машин, которую мы у себя производим, то считаю это серьезным вызовом нашему автопрому. Населению нужен народный доступный автомобиль с примерной стоимостью 4-5 тысяч долларов", – сказал Аблай Мырзахметов.

Для улучшения делового климата, добавил председатель правления палаты "Атамекен", необходим переход на умное регулирование, которое сократит взаимодействие предпринимателей с госорганами.

"Большая работа по поручению Елбасы сделана, и президент РК отметил необходимость умного регулирования. Лицензии, разрешения и так далее – это старое советское наследие. Оно репрессивно, карательно, сложно. Нам лучше отказаться от этого. Нужно посмотреть на практику ОЭСР, в том числе опыт Грузии, Эстонии, прибалтийских стран. Новое регулирование – это цифровое регулирование в первую очередь. Это бесконтактное регулирование. Лучше ужесточить ответственность законодательную, чем без конца пытаться через проверяющих, через систему контроля контролировать бизнес. Потому что каждый контакт с госорганами создает проблему", – пояснил Аблай Мырзахметов.

В заключительной части интервью предправления НПП привел статистку обращений предпринимателей. За все время работы в палату поступило более 30 тысяч обращений, более 40% из которых решены положительно. Это позволило сэкономить бизнесу более 100 млрд тенге. По итогам 2019 года показатель составил 19 млрд тенге.

Карина Алимова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться