/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 419,55 Brent 36,55
Уничтожение велополос в Алматы: кто выиграет, а кто проиграет

Уничтожение велополос в Алматы: кто выиграет, а кто проиграет

Судьба двух велополос на центральных улицах Алматы покажет, каким образом власти города принимают решения и кто на них может повлиять.

18:43 22 Август 2019 16235

Уничтожение велополос в Алматы: кто выиграет, а кто проиграет

Автор:

Катерина Клеменкова

Фото: sputniknews.kz

В Алматы решается судьба велополос на двух центральных улицах – Кунаева и Байтурсынова. Аким Бакытжан Сагинтаев принял решение освободить одну сторону дорог под парковку и теперь велоактивисты пытаются понять, как власти собираются это сделать: перенести полосу или просто демонтировать. На организованной по этому поводу пресс-конференции любители двухколесного транспорта высказали опасение, что не исключено, что власти взялись за уничтожение велоинфрастуктуры, заложенной несколько лет назад.

«Просто так взять и убрать одну велополосу и отдать это место под парковку не получится, – сообщается в распространенном релизе велоактивистов. – По СНиПам ширина велодорожки в одну сторону должна составлять 1,8 метра, а в обе стороны минимум три. Значит, нужно не убирать, а переносить, а это разные вещи. Если делать двухстороннюю велополосу, она должна быть расширена и обязательно обособлена – неважно, бордюром или зеленым насаждением. Все это означает, что дорога будет сужена и на Кунаева и Байтурсынова на одну автополосу станет меньше.

(…) Что же касается Кунаева и Байтурсынова, эти улицы наклонные сверху вниз и имеют двухстороннее движение. По законам физики скорость движения велосипеда или самоката вниз будет в разы выше, и он будет видеть встречный поток автомашин, и нам не избежать лобового столкновения рано или поздно».

Пользователи велоинфраструктуры просят обдуманно подойти к вопросам изменения велополос, создать проект и вынести его на обсуждение. Пока же, по словам активистов, никакого проекта городские власти не представили.

«Сейчас городские власти предлагают убрать велодорожку с одной стороны по Кунаева и Байтурсынова, но нужен обоснованный инженерный проект по изменению параметров полос, конфигурации и схем организации дорожного движения в том числе на перекрёстках. Мы за комплексный и обдуманный подход при принятии решений», – сказала директор Общественного фонда Velofriends Елена Ерзакович.

Организаторы пресс-конференции уверены, что если велодорожки убрать, велотрафик переместится на тротуары, распугивая и сбивая пешеходов.

«Если в первый год я по улице Шевченко ехал в гордом одиночестве, то уже сейчас утром ты едешь буквально в пелатоне из электросамокатов, алматы байка и прочего микромобильного транспорта. Мы же не будем игнорировать, что уже даже в ТРЦ появились парковки для самокатов и они всегда заполнены. Алматы не уникальный город, это типичная история, сначала создается инфраструктура, а уже потом ты получаешь резкий рост пользователей. И тут очень важен системный подход. Стратегические векторы развития не могут меняться при каждом новом акиме. Что произойдет если город перестанет развивать безопасную микромобильную транспортную сеть? Начнут гибнуть люди, как бы цинично это не звучало», – говорит Ануар Джусупов, активист сообществ пользователей AlmatyBike. 

«Рост пользователей велоинфраструктуры уже не остановить, и он будет продолжать расти в геометрической прогрессии. С этим уже ничего нельзя поделать, – добавляет велоэнтузиаст Александр Габченко. – Более того, та инфраструктура, которая есть сейчас, уже не обеспечивает необходимого пространства для перемещения людей, которые пользуются этой инфраструктурой. То есть инфраструктура отстает от роста количества пользователей. Сейчас нужно думать не о том, как демонтировать полосы на отдельно взятой улице, а о том, как развивать велоинфраструктуру в городе и как соединить спальные районы с центром».

Напомним, кампания против велополос на двух центральных улицах – Кунаева и Байтурсынова развернулась в рамках борьбы за создание парковочных мест возле магазинов. На пресс-конференции в акимате Алматы председатель Общественного совета Рахман Алшанов, рассказал, что из-за велодорожек страдает бизнес. По улице Кунаева после появления велодорожек 11 магазинов закрылись. По Байтурсынова соседства с велодожками не выдержали донерная и аптека, значительно снизились доходы у двух ресторанов и суши-бара. В ТД «Восход» закрылось половина бутиков, а из бизнес-цента по Байтурсынова съехала половина арендаторов.

Катерина Клеменкова

Бизнесу на газификации столицы светят субсидии

Проект ПРООН в Казахстане предполагает 40%-ное возмещение затрат бизнесу, который будет участвовать в газификации г. Нур-Султана.

30 Июль 2020 08:02 1331

Бизнесу на газификации столицы светят субсидии

Фото: astana.gov.kz

Частные компании с опытом в газификации могут получить финансовую поддержку от ПРООН в виде 40%-ной субсидии инвестиционных затрат на проведение работ по газификации жилых домов. Об этом стало известно в среду, 29 июля, в ходе онлайн-обсуждения, организованного Программой развития ООН в Казахстане.

По данным координатора проектов по энергоэффективности Александра Белого, в рамках проекта ПРООН, Глобального экологического фонда и казахстанского правительства планируется реализация пилотной инициативы по газификации 100 жилых домов в двух пилотных участках в жилых массивах Коктал-1 и Железнодорожном. По его словам, акиматом проведена работа по прокладке межквартальных сетей, в настоящее время все готово для подключения домохозяйств к газу.

«Мы ищем компании, которые предложат свой проект, определят 100 домохозяйств и подадут нам заявку на возмещение 40%-ной субсидии. К примеру, если стоимость работ составит 100 млн тенге, компенсируем 40% от суммы согласно нашим правилам. По завершении «пилота» мы планируем предложить акимату апробированную модель финансовой и технической поддержки газификации районов частной жилой застройки по ускоренному переводу домохозяйств на природный газ», – отметил спикер.

Он также подчеркнул, что компании, положительно себя зарекомендовавшие, имеют возможность получить большой фронт работы. Как известно, газификация столицы запланирована в несколько этапов.

Эксперт ПРООН Биржан Евниев рассказал о двух направлениях, в рамках которых бизнесу оказывается поддержка. Первая мера, которая практикуется с 2017 года, – это субсидирование банковской ставки в размере 10%, срок субсидирования – три года с возможностью пролонгации до шести лет, также есть условия рефинансирования. Бизнес должен быть представленным на рынке не менее двух лет по реализации направлений по энергосбережению.

Вторая мера касается презентованного пилотного проекта по газификации столицы.

«Если говорить о газификации, здесь мы хотим применить наш второй инструмент, который заключается в 40%-ном снижении основного долга по кредиту, который будет получен на реализацию такого проекта. Согласно нашим условиям ставка банка не должна превышать 19%, сумма кредита на один проект не должна превышать 350 млн тенге для БВУ, если кредит МФО, то лимит не должен превышать 8 тыс. МРП в соответствии с законодательством. Собственное участие бизнеса мы не требуем, он может быть на 100% реализован за счет заемного финансирования, сроки субсидирования – списания 40% части основного долга – производятся разовым платежом по мере ввода объекта в эксплуатацию», – рассказал эксперт.

В качестве успешного примера он привел реализованный проект в Кызылординской области, в селе Шиели, где предприниматель заключил договор с акиматом по газификации школ, переводу дизельных и угольных котельных школ на газовое отопление. Для реализации проекта бизнесмен получил банковское финансирование в размере 130 млн тенге, реализовал проект и на сегодняшний день получает субсидии в размере 40% от затраченных средств.

Напомним, в планах акимата уже в следующем отопительном сезоне отапливать газом ТЭЦ-1, 2, жилые массивы Коктал-1, 2, Агрогородок, Промышленный, Железнодорожный, Юго-Восток. Вторым этапом газ проведут в жилые массивы Мичурино, Интернациональный, Куйгенжар (1-2 ПК), Тельман (3 ПК), Пригородный, Garden Village и Family Village (4 ПК). Третьей очередью будут газифицированы жилые массивы Ильинка (1-2 ПК), Шубар (3 ПК), Ондирис (4 ПК). Срок реализации – 2020-2023 г. По словам разработчиков проекта, газораспределительные сети будут проведены по уличной сети вплоть до забора, от забора непосредственно в дома подключать газ будут сами жители частного сектора. Акиматом для жителей на бесплатной основе предусмотрены счетчики.

Майра Медеубаева


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Кто построит мост через Бухтарминское водохранилище в ВКО

Заявки на конкурс по строительству долгожданного для жителей Курчумского района мостового перехода подали две казахстанские компании.

23 Июль 2020 14:33 18255

Кто построит мост через Бухтарминское водохранилище в ВКО

Фото: kolesa.kz

Стоимость проекта строительства через Бухтарму, завершить которое предполагается за три года, более 26,2 млрд тенге. Запланированная сумма на первый год – 442 млн тенге, на второй год – свыше 7,6 млрд тенге, на третий год – более 18,1 млрд тенге. Заключение государственной экспертизы на объект получено еще в 2017 году.

Это будет самый длинный мост в ВКО, протяженностью 1300 метров, шириной 13 метров и подъездными путями. Реализация проекта, как обещают власти, обеспечит круглогодичное бесперебойное движение транспортных средств между Жарминским, Катон-Карагайским, Курчумским, Кокпектинским, Зайсанским и Зыряновским районами области, возможность безопасной и бесперебойной переправы через Бухтарминское водохранилище в любое время года взамен паромной переправы.

Прием заявок по лоту начался 2 июля и завершился 17 июля нынешнего года. Заказчик – государственное учреждение «Управление пассажирского траспорта и автомобильных дорог ВКО».

На сайте goszakup.gov.kz пока сведений о победителях нет. Известно только, что заявки, которые находятся на стадии рассмотрения, подали столичное ТОО «Казахдорстрой» и алматинское ТОО Bazis Construction. К слову, в ходе обсуждения положений документации руководство ТОО «Казахдорстрой» интересовалось, возможно ли в случае выигрыша провести корректировку сметной части и актуализировать прайсовую стоимость импортного оборудования согласно нынешнему курсу иностранной валюты. Заказчик отметил, что вопрос «по корректировке проектно-сметной документации будет рассмотрен в соответствии с порядком и на условиях, определенных действующим законодательством Республики Казахстан».

Немного о компаниях

Компания «Казахдорстрой» входит в холдинг BI Group. Вид деятельности – строительство автомобильных дорог и автомагистралей. ТОО создано в июле 2005 года. Дата последней регистрации – декабрь 2016 года. Руководитель компании – Рустамбек Касымов. Учредители – Нурбек Нурманов, Ален Ужиржанов и Аяз Баймулдинов.

В этом году компания выиграла тендеры на ремонт дорог Шымкента, Караганды, Нур-Султана, Актобе, Жамбылской, Костанайской областей. Всего на сумму порядка 60 млрд тенге.

ТОО Bazis Construction находится в Алматы. Вид деятельности – строительство жилых зданий. Первичную регистрацию компания прошла в 1998 году. Дата последней регистрации – 10 апреля 2018 года. Руководитель – Женис Нугыманов. Учредитель – ТОО «Базис Девелопмент», Павел Белович.

Возвращаясь к сказанному

Также на официальном ресурсе goszakup.gov.kz опубликован лот на услуги технического надзора по строительству мостовой переправы. На эти цели областной акимат направит порядка 219 млн тенге. Начало приема заявок – 3 июля. Срок окончания – 18 июля. Из протокола вскрытия конкурсной документации следует, что заявки подали семь поставщиков: ТОО «СейсмоСтройЗащита» (Алматы), ТОО «Компания Құрылыс көмек» (Алматы), ТОО «Музтау» (Алматинская область), ТОО SAM Project (Нур-Султан), ТОО «Восток Инжиниринг» (ВКО), ТОО «Нұрәлем-Құрылыс» (ВКО), ТОО «Құрылысмаркетинг» (ВКО). Информации о победителях пока нет.

В январе нынешнего года также был проведен конкурс на разработку технико-экономического обоснования по проекту «Строительство подъездной автомобильной дороги к мостовому переходу через реку Бухтарминское водохранилище в ВКО» стоимостью 32,8 млн тенге. Победителем стало ТОО «Алматыдорпроект».

Напомним…

До этого, в 2017 году, власти ВКО рассчитывали на финансирование моста со стороны Европейского банка развития и реконструкции (ЕБРР). Проект подразумевался как концессионный, но там после долгих раздумий отказались. Из-за «удорожания проекта и низкой эффективности».

Тогда стоимость проекта была 23,6 млрд тенге. Пока искали другие источники финансирования, проект успел подорожать до 35 млрд тенге.

После озвучивалась стоимость в 30,2 млрд тенге. В этот раз предложения о сотрудничестве направлены в Азиатский банк развития (АБР).

Между тем срок действия ПСД истекал в 2020 году.

В сентябре 2019 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил правительству и акимату ВКО рассмотреть вопрос выделения средств на строительство моста на Бухтарминском водохранилище. Глава государства отметил важность проекта для района с населением более 20 тысяч человек.

В начале 2020 года руководитель управления пассажирского транспорта и автодорог ВКО Нуржан Жумадилов в ходе пресс-конференции рассказал, что строительство важного объекта обойдется бюджету в 30,2 млрд тенге. По его словам, 90% этих средств выделят из республиканской, 10% – из областной казны. Также власти сообщали о том, что, не дожидаясь конкурсных процедур, областной акимат выделил из местного бюджета на начало строительных работ мостовой переправы через Бухтарминское водохранилище первоначальные 500 млн тенге. 

Жанар Асылханова, ВКО


Подпишитесь на наш канал Telegram!