В Алматы решается судьба велополос на двух центральных улицах – Кунаева и Байтурсынова. Аким Бакытжан Сагинтаев принял решение освободить одну сторону дорог под парковку и теперь велоактивисты пытаются понять, как власти собираются это сделать: перенести полосу или просто демонтировать. На организованной по этому поводу пресс-конференции любители двухколесного транспорта высказали опасение, что не исключено, что власти взялись за уничтожение велоинфрастуктуры, заложенной несколько лет назад.
«Просто так взять и убрать одну велополосу и отдать это место под парковку не получится, – сообщается в распространенном релизе велоактивистов. – По СНиПам ширина велодорожки в одну сторону должна составлять 1,8 метра, а в обе стороны минимум три. Значит, нужно не убирать, а переносить, а это разные вещи. Если делать двухстороннюю велополосу, она должна быть расширена и обязательно обособлена – неважно, бордюром или зеленым насаждением. Все это означает, что дорога будет сужена и на Кунаева и Байтурсынова на одну автополосу станет меньше.
(…) Что же касается Кунаева и Байтурсынова, эти улицы наклонные сверху вниз и имеют двухстороннее движение. По законам физики скорость движения велосипеда или самоката вниз будет в разы выше, и он будет видеть встречный поток автомашин, и нам не избежать лобового столкновения рано или поздно».
Пользователи велоинфраструктуры просят обдуманно подойти к вопросам изменения велополос, создать проект и вынести его на обсуждение. Пока же, по словам активистов, никакого проекта городские власти не представили.
«Сейчас городские власти предлагают убрать велодорожку с одной стороны по Кунаева и Байтурсынова, но нужен обоснованный инженерный проект по изменению параметров полос, конфигурации и схем организации дорожного движения в том числе на перекрёстках. Мы за комплексный и обдуманный подход при принятии решений», – сказала директор Общественного фонда Velofriends Елена Ерзакович.
Организаторы пресс-конференции уверены, что если велодорожки убрать, велотрафик переместится на тротуары, распугивая и сбивая пешеходов.
«Если в первый год я по улице Шевченко ехал в гордом одиночестве, то уже сейчас утром ты едешь буквально в пелатоне из электросамокатов, алматы байка и прочего микромобильного транспорта. Мы же не будем игнорировать, что уже даже в ТРЦ появились парковки для самокатов и они всегда заполнены. Алматы не уникальный город, это типичная история, сначала создается инфраструктура, а уже потом ты получаешь резкий рост пользователей. И тут очень важен системный подход. Стратегические векторы развития не могут меняться при каждом новом акиме. Что произойдет если город перестанет развивать безопасную микромобильную транспортную сеть? Начнут гибнуть люди, как бы цинично это не звучало», – говорит Ануар Джусупов, активист сообществ пользователей AlmatyBike.
«Рост пользователей велоинфраструктуры уже не остановить, и он будет продолжать расти в геометрической прогрессии. С этим уже ничего нельзя поделать, – добавляет велоэнтузиаст Александр Габченко. – Более того, та инфраструктура, которая есть сейчас, уже не обеспечивает необходимого пространства для перемещения людей, которые пользуются этой инфраструктурой. То есть инфраструктура отстает от роста количества пользователей. Сейчас нужно думать не о том, как демонтировать полосы на отдельно взятой улице, а о том, как развивать велоинфраструктуру в городе и как соединить спальные районы с центром».
Напомним, кампания против велополос на двух центральных улицах – Кунаева и Байтурсынова развернулась в рамках борьбы за создание парковочных мест возле магазинов. На пресс-конференции в акимате Алматы председатель Общественного совета Рахман Алшанов, рассказал, что из-за велодорожек страдает бизнес. По улице Кунаева после появления велодорожек 11 магазинов закрылись. По Байтурсынова соседства с велодожками не выдержали донерная и аптека, значительно снизились доходы у двух ресторанов и суши-бара. В ТД «Восход» закрылось половина бутиков, а из бизнес-цента по Байтурсынова съехала половина арендаторов.
Катерина Клеменкова