Утильсбор в Казахстане: платить иль не платить – вот в чем вопрос

7327

Между сторонниками и противниками этого платежа ужесточились информационные войны.

Утильсбор в Казахстане: платить иль не платить – вот в чем вопрос

С 1 мая текущего года в Казахстане ожидается снижение ставок по утилизационному сбору на 50% на все виды автотранспорта и всю сельхозтехнику. В то время как представители движения "Нет утильсбору!" заявляют на митингах и в социальных сетях, что его нужно вообще отменить, оставив на легковые автомобили платеж в 100 тыс. тенге, представители правительства, отечественного автопрома называют их популистами, "лжеэкспертами", передает inbusiness.kz.

Своя правда

19 апреля первый заместитель премьер-министра РК Роман Скляр разразился критикой в адрес противников уплаты утильсбора, заявив, что "можно сколько угодно упражняться в словесности", проводить акции, но государству важно развивать промышленность, повышать ВВП, хотя основной целью является развитие высокопродуктивных, качественных, хорошо оплачиваемых рабочих мест. 

Первый вице-премьер назвал и бенефициаров отмены утильсбора. По его словам, это импортеры, которым выгоднее завозить технику из-за рубежа, чем открывать здесь локальное производство. Причем процесс ценообразования у многих из них непрозрачный, подчеркнул Роман Скляр.

Как рассказал inbusiness.kz представитель предприятия отечественного автопрома – директор ТОО "СемАЗ" Марат Макишев, утильсбор необходим и для того, чтобы в Казахстане смогли заниматься утилизацией техники.

"На митингах, в социальных сетях рассматривается вопрос утильсбора со своей точки зрения. Производственники – с одной, экологи – с другой, обыватели – с третьей. Но, если мы хотим что-то развивать, то мы должны бороться и за то, чтобы к нам не заходил хлам. К нам же зачастую подержанные машины отправляют. Кроме металла и резины, там есть куча пластика, электрооборудование, аккумуляторы, кислоты, много компонентов, которые нужно перерабатывать. Поэтому, когда утильсбор ввели, появилось много заводов, которые начали заниматься утилизацией. По крайней мере, есть определенный сдвиг в этом направлении", – отметил Марат Макишев.

По его словам, каждая страна вводит тот или иной вид налога, чтобы защитить свой внутренний рынок, государство стимулирует казахстанский автопром еще и для того, чтобы производить машины с более высокими экологическими стандартами, начиная от евро-4 и выше. При этом, подчеркивает Марат Макишев, потребитель покупает отечественную технику без учета суммы утильсбора, которую автопроизводителю возвращает государство.

"Есть и другая сторона медали. С помощью утильсбора производители борются с "серыми" дилерами, которые завозят машины, не соответствующие необходимому техническому регламенту. Их автомобили – класса Евро-2. Не знаю, как они это через границу провозят, – говорит представитель отечественного автопрома. – Когда наша страна вошла в ВТО, европейцы потребовали, чтобы мы снизили таможенные пошлины и они стали на уровне европейских. Но для того, чтобы мы оставались конкурентоспособными, создавали и развивали свои производства, правительство ввело утильсбор. Он есть и в Российской Федерации, и в Белоруссии, и ставки едины в ЕАЭС."

Интересно, что 19 апреля на ютуб-канале известного казахстанского журналиста вышло интервью с политологом Санжаром Бокаевым, одним из главных участников движения "Нет утильсбору", который заявил: он не согласен с тем, что этот платеж уменьшают наполовину, расчетов от правительства получить не удалось, никто не предоставил им расчеты. Ничего не изменилось после того, как утильсбор из ТОО "Оператор РОП" передали в "Жасыл Даму", а "интересы в казахстанском автомобильном бизнесе уходят выше, чем министр и вице-премьер Скляр, ничего не поменялось", уверен политолог.

Также Санжар Бокаев добавил, что "утильсбор – это открытый, наглый грабеж со стороны власти своего народа" и что, по его подсчетам, хищения этого платежа в ТОО "Оператор РОП" якобы составили около 60 млрд тенге.

Также политолог остался верен своим убеждениям и высказываниям двухлетней давности, когда он публично заявил, что отечественный автопром – это сплошная профанация, приписки. Сейчас он подчеркивает, что число ввозимых до 2014 года "свежих автомашин" составляло 400 тыс. единиц за год, но с введением утильсбора и первичной регистрации их количество упало до 120 единиц. При этом в Казахстане производство машин составляет 92 тыс. единиц.

Принцип "зеркала"

Санжар Бокаев выразил мнение, что сейчас Казахстан поддерживает утильсбором именно российский автопром, поскольку, по его словам, 95% средств от сборки автомобилей "Лада" в Казахстане уходят в РФ.

Ранее политолог не раз публично заявлял, что Роман Скляр лоббирует интересы российского автопрома и "Назарбаевской семьи". Также еще в начале февраля в соцсетях появилась петиция об отставке Романа Скляра с поста первого заместителя премьер-министра. На данный момент она набрала более 18,7 тыс. подписей.

Примечательно то, что оппоненты "зеркалят" Санжара Бокаева и его единомышленников, требующих отмены утильсбора. Они обвиняют их в лоббировании… российского автопрома, "которому в настоящее время тоже нужны рынки сбыта". Как пишут авторы анонимного Telegram-канала "Нурсултановский соловей", цель таких активистов якобы заключается в том, чтобы "полностью уничтожить казахстанский автопром и перевести потребление продукции автопрома на российские рельсы".

Санжар Бокаев ответил на этот выпад в интервью каналу "Гиперборей". Он считает, что Казахстан можно превратить в автомобильный хаб для Центральной Азии и России, завозя импортные автомашины. Насчет страны производства такой техники политолог не уточнил.

По словам Марата Макишева, в вопросе утильсбора и отечественного автопрома нужно учитывать интересы и иностранных инвесторов, а также представителей бизнеса, импортирующих автомобили в Казахстан.

50% – это максимум

"Конечно, у отечественных производителей есть желание, чтобы сумму утильсбора оставили в полном объеме. Но у нас в Казахстане работают компании, которые ввозят не "бэушные" автомобили, а, например, Toyota Camry. Нужно, чтобы их права тоже не нарушались. Поэтому снижение суммы утильсбора на 50% – это для отечественного автопрома тяжеловато, но мы уже локализовали свое производство за несколько лет, пока действовала стопроцентная ставка утильсбора. Каждая компания-производитель теперь будет искать свои внутренние резервы, чтобы на этой планке оставаться. В любом случае нам какая-то конкуренция нужна. А если утильсбор еще больше снизят, то тогда смысла нет в производстве", – говорит Марат Макашев.

По его информации, уже сегодня автопроизводители ведут дополнительные переговоры с иностранными партнерами на предмет инвестиций, но в ответ слышат, что нужно подождать.

"Все компании (автопрома. – Прим. авт.), которые на сегодня в Казахстане существуют, имеют иностранное участие. Получается, им до этого сказали: "Ребята, заходите, мы вам дадим возможность работать. Мы вас защитим!" А назавтра им говорят, что правила игры поменялись и мы уже так не хотим, нам народ сказал. И это коснется не только нас, но и всей промышленности", – убежден Марат Макашев.

Любопытно, что еще в декабре 2020 года министерство индустрии и инфраструктурного развития РК опубликовало на своем официальном сайте разъяснение под безапелляционным заголовком "Вся правда об утильсборе". В частности, в нем утверждается, что "нападки на отечественных производителей усиливаются на протяжении последних пяти лет". МИИР даже обозначил причину, правда, без указания конкретных действующих лиц.

"Развитие казахстанского машиностроения создает конкуренцию на глобальном рынке и грозит определенным кругам серьезным снижением доходов", – сказано в разъяснении.

Ольга Ушакова

Telegram
Тренды авторынка в нашем Telegram-канале Аtameken Business Auto
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться