Узбекистан обошел Казахстан в сотрудничестве с Ираном

Узбекистан обошел Казахстан в сотрудничестве с Ираном

12:52 06 Март 2021 9483

Узбекистан обошел Казахстан в сотрудничестве с Ираном

Автор:

Олег И. Гусев

Причем делает это он с помощью Индии.

Ташкент и Нью-Дели решительно продвигаются к укреплению своего партнерства в Центральной Азии через иранский порт Чабахар. Индийские  инвестиции в этот морской транспортный узел по сравнению с прошлым годом увеличились вдвое, сообщает inbusiness.kz со ссылкой на агентство IANS.

Не имеющая выхода к океанским портам, но богатая нефтью и газом Центральная Азия в значительной степени зависит от китайского рынка, однако Казахстан пока об этом не думает.

«Чабахар является важным портом и недорогим маршрутом для доступа в страны региона, особенно в Афганистан и Центральную Азию. В настоящее время здесь имеются портовая инфраструктура и стратегическое оборудование для разгрузки и погрузки до 15 млн тонн товаров в год», – заявил гендиректор морской организации портов иранских провинций Систан и Белуджистан Бехруз Агаи.

Агаи подчеркнул, что эти морские ворота благодаря своей стратегической позиции могут сыграть ключевую роль в транспортировке товаров из стран Средней Азии. По его мнению, порт Чабахар является самым дешевым, безопасным и надежным путем соединения двух самых густонаселенных рынков мира: 21 страна в Индийском океане с населением около 2 млрд человек и страны Центральной Азии, Кавказ и Восточная Европа с населением около 800 млн человек.

Именно этим преимуществом и решил воспользоваться не имеющий выхода к морю Узбекистан, где проживает почти половина населения Центральной Азии, развивая свои отношения с Индией, уже вложившей 500 млн долларов в порт Чахабар.

В декабре 2020 года после избрания Байдена на президентских выборах в США Узбекистан, Индия и Иран провели свою первую трехстороннюю встречу по совместному использованию порта.

Узбекистан уже построил железнодорожную ветку в 75 км между Мазари-Шарифом и городом Хайратон на узбекско-афганской границе.

В свою очередь, Тегеран также проложил первую железнодорожную ветку между Афганистаном и Ираном. Индия и Узбекистан в соответствии с ашхабадским соглашением 2011 года должны построить транзитно-транспортный коридор между Центральной Азией и Персидским заливом.

И еще один важный момент: учитывая важность партнерства с Ташкентом по Чабахару, Нью-Дели подтвердил кредитную линию в размере 448 миллионов долларов для развития энергетики, инфраструктуры связи и информационных технологий в Узбекистане.

Казахстан тоже мог бы развивать многообещающее сотрудничество с Ираном, но мировой жандарм – США повели себя как гопник на районе, по праву сильного запретив всему миру торговать с Ираном. Причем основание было действительно гопническим: Исламская Республика не соглашается идти на поводу у Соединенных Штатов.

Так что РК, говоря о торговле с Ираном, пока остается только вспоминать «минувшие дни и битвы, где вместе рубились они», да ожидать разрешения от заокеанского сюзерена.

В 2015 году объем торговли между нашими двумя странами превысил 700 млн долларов. Но, правда, в основном за счет экспорта казахстанской стали.

В декабре 2016 года Иран и Казахстан договорились о строительстве солнечных электростанций на юге РК на деньги персидских инвесторов. Тогда же стороны подготовили общее соглашение, охватывающее восемь проектов на сумму $1,3 млрд долларов.

В начале 2017 года был проект по модернизации казахстанских автопарков с помощью седанов Samand («скакун» в переводе с фарси) от иранской автомобилестроительной компании Iran Khodro Group.

В июне 2017 года «Иран хотел увеличить аутсорсинг сельхозугодий в Казахстане до 10 000 гектаров».

В июле того же года «Казахстан вошел в список лучших торговых партнеров Ирана».

Из, возможно, живых проектов пока осталась «иранско-казахстанская судоходная компания». Правда, на поверку оказалось, что с казахстанской стороны «пароходство немножко не государственное», но это мелочи.

Очень интересно, как поведет себя наше правительство в свете решения вступления Ирана в ЕАЭС. Очень скоро станет ясно: «да, скифы мы, да, евразийцы мы», получающие выгоду от расширения союзного рынка на 90 млн человек, или же мы просто исполнители заокеанской воли, готовые по ее указанию терпеть убытки.

Олег И. Гусев

Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

29582

Материалы по теме:

kurs-tenge-zavis-v-ozhidanii-sdelki-opek

teplovye-seti-vko-perejdut-v-chastnye-ruki

nu-byli-zhe-ranshe-kazahi-kuda-oni-delis

superkubok-rk-tobol-vyrval-putevku-v-final-u-kajrata

lichnyj-brend-v-clubhouse-sozdanie-i-monetizaciya

загрузка

×