Для непосвященных в мир моды эти мероприятия мало о чем говорят, но сами дизайнеры и ценители "необычной" одежды ждут каждого такого события с трепетом. Отметим, в Казахстане такие площадки начали появляться несколько лет назад, но вот в западных странах они появились еще в начале 2000-х.
"Так что же такое Pop-up формат?" - спросите вы. Это временный магазин, открывающийся на короткий срок – от одного дня до нескольких месяцев, с целью повышения продаж и привлечения новых покупателей. Даты открытия и закрытия оглашаются заранее и обычно приурочиваются к значимому событию — например, выпуску экспериментальной коллекции или юбилею бренда, к различным праздникам. С английского "pop-up" так и переводится "внезапно появляться", а "store" или "shop" - это "магазин".
Магазины pop-up могут быть разными – строительный контейнер в центре города, предлагающий посетителям попробовать коктейли и посмотреть новинки, как это сделал Hermes в Гонконге. Или автобус с модными дизайнерскими "штучками", вроде London Fashion, деревянный короб на пляже как у H&M и многое другое. Тут все зависит от фантазии и креатива.
Использованием формата "временных" магазинов грешат и крупные бренды сегмента люкс – Chanel, Stella Mccartney, Prada, Louis Vuitton, YSL. Они активно используют такие площадки для представления своей продукции новой аудитории. Даже крупнейший интернет-аукцион Ebay в 2009 году открыл в Нью-Йорке pop-up магазин, предоставив своим покупателям возможность вживую "пощупать" свой товар.
Любовь к подобному формату продаж объясняется тем, что pop-up площадки не требуют больших затрат на аренду, так как открываются на небольшой срок. По сравнению с постоянными магазинами, это и вовсе копейки. Не нужно ни ремонта, ни дорогого оборудования, в оформлении можно использовать простейшие доступные материалы: деревянные ящики, коробки, пластиковую или старую мебель. Можно легко обходиться своими силами, взяв в аренду фургон или поставив бокс на людной местности.
Во-вторых, временные магазины – это отличная возможность для тех, кто привык покупать вещи в офлайн режиме, увидеть свою покупку, потрогать на ощупь, ощутить запах. А у продавца появляется шанс расширить свою аудиторию, заманив к себе и "живых" покупателей. Это реальный контакт с покупателями, способ своими глазами увидеть, как люди воспринимают вашу продукцию, на что конкретно они обращают внимание, чем именно интересуются, какие у них есть предложения. Также, это шанс протестировать новинки, выяснив за короткий срок, будет ли пользоваться популярностью новая продукция, и своевременно внести изменения.
Одним словом, pop-up площадки – это живая и бесплатная реклама как для действующих дизайнеров и брендов, так и для молодых начинающих. И если люди не знали о существовании вашей продукции, здесь они не только узнают сами, но и расскажут своим друзьям и знакомым. "Сарафанное радио" никто не отменял.
Кроме того, это отличный шанс для творческих личностей осуществить все свои фантазии по оформлению и дизайну. Необычные материалы, формы, цвета, детали, сочетание несочетаемого, стилизации. В общем, чем ярче и креативней ваша площадка, тем больше народу он привлечет. Люди непременно захотят сфотографироваться на фоне оригинальных локаций и оформлений, тем самым, рассказав и показав другим о вас.
Однако, буйством фантазий и оригинальных идей, как это делается на западе, казахстанские pop-up сторы пока не отличаются. В основном дизайнеры представляют свои товары на выставках, организованных специальными компаниями, и как правило, местом pop-up магазинов в основном служат торгово-развлекательные центры.
За последний год в Астане прошло больше 5 pop-up-shop, на которые съезжались не только казахстанские дизайнеры, но и известные "законодатели" моды из ближнего зарубежья. К примеру, в феврале, июле и декабре прошел "Pop up shop Astana", организованный "Mersedes Benz Fashion Week", в мае и августе состоялся "Front Store Astana", идейным вдохновителем и организатором которого стала казахстанский дизайнер, и владелица бренда "Malique" Малика Юсупова, а в августе был проведен "Astana Fashion Festival", организатором которого стала компания "MOST".
Аида Есеналина