/img/tv1.svg
RU KZ
В Караганде оцифруют школьное питание: смартфон родителей покажет, что и когда поели их дети

В Караганде оцифруют школьное питание: смартфон родителей покажет, что и когда поели их дети

Кроме того, ученики первых и вторых классов по всему региону будут получать бесплатные школьные завтраки.

11:02 22 Май 2020 4440

В Караганде оцифруют школьное питание: смартфон родителей покажет, что и когда поели их дети

Автор:

Олег И. Гусев

До 2022 года вся начальная школа будет обеспечена питанием за счет бюджета. Об этом inbusiness.kz рассказал аким Карагандинской области Женис Касымбек.

Но сначала рассмотрим разные подходы к нашим детям: от министерства национальной экономики РК и от министерства здравоохранения.

В пресс-релизах комитета по статистике МНЭ нет данных о величине прожиточного минимума (ВПМ) в стране за I квартал 2020 года, а департамент статистики Карагандинской области публикует региональный показатель ВПМ в урезанном виде, без разбивки на продовольственные и непродовольственные товары.

По данным МНЭ РК

Но если посмотреть на прошлогодние данные, например за II квартал, то можно увидеть удивительные цифры.

По данным МНЭ РК

Министерство экономики считает, что учеников с первого по шестой класс можно прекрасно прокормить на 433 тенге в день (12 995 тенге в месяц), а подростков и юношей с девушками с седьмого по одиннадцатый класс – на 693 тенге в день, или на 20 798 тенге в месяц. А если эти цифры еще и разделить на три, подразумевая трехразовое питание, то «будущее нашей страны» на такие деньги должно питаться разве что китайской лапшой, и пить только водопроводную воду.

Как метко заметил экономист Айдархан Кусаинов, «Прожиточный минимум – это политическое жеманство».

В МНЭ, возможно, не в курсе, что в Республике Казахстан существуют методические рекомендации «Единые стандарты рациона питания школьников» с четырехнедельным меню для трех возрастных групп учащихся. В них учтены продолжительность пребывания обучающихся в школе, их возрастные категории, необходимость включения в рацион питания пищевой продукции, обогащенной витаминно-минеральным комплексом, и энергетическая наполняемость. Школьники 7-10 лет должны получать 840 ккал, 11-14 лет – 951 ккал, а юноши и девушки 15-18 лет – 1020 ккал.

Наивно предполагать, что работники минэкономики держат своих детей согласно величине прожиточного минимума – на хлебе и воде. А в Карагандинской области еще до всех карантинных неприятностей было принято решение в течение двух лет перевести на бесплатное горячее питание учеников с первого по четвертый класс, причем независимо от материального положения семьи.

Первые и вторые классы будут им обеспечены уже с 1 сентября этого года, с 2021 года – третьи классы и с 2022 года – четвертые.

Поскольку существуют правильные – не от МНЭ – нормы питания по калорийности для детей любого возраста, соответственно, легко рассчитать, сколько дополнительно продуктов для бесплатного питания нужно будет в разрезе школы/города/региона и сколько понадобится на это денег из бюджета. Произойдет пусть не такой значительный, но все же рост потребления продуктов.

Inbusiness.kz обратился к акиму Карагандинской области Женису Касымбеку с просьбой прокомментировать как эту тему, так и вопрос цифровизации всего процесса питания школьников.

Женис Махмудович, очень важный в этой связи вопрос: поставка продовольствия для школ будет отдана на откуп перекупщикам или мы конкретно сделаем упор на местных производителей?

С нашим аграриями мы уже отрабатываем, что будем дополнительно потреблять молоко, масло, мясо, овощи и т. д.

В таком случае, раз большинство продуктов будут карагандинскими, то тогда можно всю цепочку выстроить – производство, отгрузка, приемка, переработка на кухне – и максимально ее оцифровать.

Мы видим, что в ряде регионов появились хорошие проекты, когда целые фабрики или комбинаты питания обслуживают одновременно 20 школ и с учетом цифровых технологий дают новые сервисы. Например, в четверг-пятницу они сбрасывают родителям три-четыре варианта меню с учетом медицинских показателей ребенка, то есть стандарт и диетстолы. Плюс у ребенка карточка [с которой он отмечается в столовой], и родители видят в телефоне, что их ребенок поел. Это есть в ВКО, Павлодаре, в нескольких школах в столице. Я пригласил этих ребят, отправил к акиму города, и сейчас хотим экспериментально в четырех школах Караганды с 1 сентября попробовать этот проект.

А на каких условиях они будут работать?

Они сами инвестируют в оборудование, а мы даем им право пять лет работать. Плюс они видят, что у нас целая программа: с этого года первые и вторые классы питаются бесплатно, затем третьи и четвертые. То есть они видят, что есть гарантированное потребление, им это интересно, они отрабатывают свои инвестиции, а мы получаем качественное питание школьников. Договорились, что также экспериментально по пяти больницам пойдем и пяти объектам соцзащиты, в том числе трем домам престарелых.

Через год после начала эксперимента по бесплатному питанию школьников начального звена можно будет проследить разбег в ценах школьных завтраков по городам и районам области. И чем выше будет цена, тем больше будет оснований спросить с конкретного акима: способен ли он решать управленческие задачи или просто администрирует бюджетные потоки?

У нас специфика такая, что в Балхаше, например, своего очень мало, соответственно, цены будут немного выше. Но в Темиртау цена не может отличаться от Караганды: сельхозрайоны вокруг рядом, все производится здесь. Поэтому, когда мне говорят, что по 19 социально значимым продуктам в Темиртау цены выросли больше, чем в Караганде, я этого не понимаю и не хочу понимать, потому что это неправильно. Одни и те же люди и туда, и сюда поставляют. Я пойму, что в Сатпаеве цена другая, но не в Темиртау.

Посмотрим, как проект работает, но в течение двух с половиной лет мы всех детишек с первого по четвертый класс обеспечим бесплатным питанием. Если позволит бюджет, то ускорим решение этого вопроса.

Олег И. Гусев

Вернутся ли дети в школы?

Ранее президент поручал разработать конкретный план перехода к традиционному обучению.

09 Сентябрь 2020 17:38 11682

Вице-министр образования и науки Шолпан Каринова ответила на этот вопрос.

«На самом деле министерство, так же как и наши родители, педагоги, очень хочет возобновить в штатном режиме работу школ. Поэтому несколько вариантов нами предложены, исходя из эпидемиологической ситуации. В каждом регионе она разная. Поэтому нами предложено открывать школы по решению местных исполнительных органов, также по согласованию с государственными санврачами соответствующих территорий. Считаем, что это самый правильный подход, поскольку страна большая, эпидситуация везде разная», – сказал она на брифинге в СЦК.

Также она ответила на критику в соцсетях, речь шла о скандальном случае, когда во время урока посредством Zoom подключились посторонние лица, использовавшие порноролики.

По ее словам, при проведении таких уроков в режиме реального времени педагогу и ученикам необходимо быть бдительными, «закрывать за собой комнаты дверей в зуме, на площадках, когда проходят онлайн-уроки».

«Такое интернет-поведение мы дальше складываем у наших педагогов. Мы хотим сказать, что педагоги справляются. Будем стараться не допускать впредь таких случаев», – говорит вице-министр.

Отдельные вопросы прозвучали по деньгам, выделенным ранее на информатизацию системы образования. В частности, по программе e-learning.

«На ее финансирование выделялись средства с 2010 по 2013 год, с 2016 года полностью прекращено финансирование. Затрачено из бюджета порядка 36 млрд тенге, из которых 28 млрд – это расходы, связанные с оборудованием: интерактивные доски, компьютеры, серверное оборудование, которые используются в общеобразовательном процессе. После приобретения они поставлены на баланс организаций образования. Была проверка счетного комитета, по итогам которой даны рекомендации, фактов нецелевого использования средств не было», – говорит вице-министр образования и науки Бибигуль Асылова.

Ранее мажилисмен Дания Еспаева озвучила следующие цифры: начиная с 2016 года в систему образования были направлены трансферты из республиканского бюджета на сумму 27,2 млрд тенге. Из них: 12 млрд тенге – на приобретение 26 317 комплектов мультимедийного оборудования для 6152 школ; 16,5 млрд тенге – на обеспечение скоростным Интернетом 7160 школ; 4,4 млрд тенге – на подключение 7160 школ к цифровым образовательным ресурсам. При этом в 2017 году по инициативе министерства образования и науки страна привлекла заем Всемирного банка на сумму 67 млн долл. США на финансирование проекта «Модернизация среднего образования», напомнила Еспаева. А между тем в этом году пришлось наблюдать такие нелицеприятные картины, как лазание по деревьям учеников в поисках Интернета.

В МОН на это сообщили, что действительно были выделены такие средства и потрачены они на покупку компьютеров для сельских школ, Интернет. По словам Бибигуль Асыловой, на проведение дистанционного обучения в четвертой четверти прошлого учебного года не было затрачено ни тенге из бюджета. Кроме того, телеуроки также были выпущены бесплатно. Что касается займа ВБ, то ведомство отказалось от него.

Шолпан Каринова прокомментировала также вопрос дистанционного обучения казахстанских детей в российских школах и возможное узаконивание школьной удаленки. «Возможно, речь идет о курсах, которыми пользуются школьники во всем мире, не только казахстанские, – предположила она, отвечая на вопрос. – Это Coursera, «Яндекс.Школа», Open university и другие. Никто это не запрещает».

Что касается законодательного закрепления дистанционного формата обучения в школах, то такая инициатива проявлена депутатами, законопроект в работе, добавила она.

Айгуль Тулекбаева


Подпишитесь на наш канал Telegram!

«Закон о статусе педагога загоняет частные школы в тупик»

Такое мнение прозвучало на заседании комитета развития человеческого капитала НПП «Атамекен».

05 Сентябрь 2020 14:55 5135

Председатель комитета развития человеческого капитала и социальной политики бизнеса президиума НПП РК «Атамекен» Талгат Доскенов на заседании комитета в режиме онлайн отметил, что ежегодное послание президента – это значимое событие государственного уровня для общества, населения, предпринимателей и бизнеса.

«В своем послании президент Касым-Жомарт Токаев обозначает наиболее актуальные проблемы развития страны, указывает на пути решения проблем, обозначает главные ориентиры для дальнейшего поступательного развития общества» – этими словами Талгат Доскенов открыл заседание комитета.  

«На что я хотел бы обратить внимание в соответствии с профилем нашего комитета – это ведущая роль частного предпринимательства, честная конкуренция, открытие рынков для нового поколения предпринимателей. По всей видимости, в разных сферах – это и здравоохранение, где доминирует государство. Ведущая роль частного предпринимательства означает, что частное образование, по идее, должно доминировать, а не государственное. Очень важная вещь, на которую обратил внимание президент, – это развитие человеческого капитала, инвестиции в образование нового типа», – сказал Талгат Доскенов.

Председатель комитета отметил, что в послании содержится месседж для политических руководителей и административных госслужащих о воспрепятствовании незаконному вмешательству госструктур в деятельность предпринимателей, и оно расценивается как тягчайшее преступление.

Макен Омаров в своем выступлении обратил внимание, что частные колледжи находятся на втором плане, государство поддерживает государственные колледжи, хотя их соотношение одинаковое.

«Сейчас стараются вернуть госаттестацию учебных заведений, в том числе и колледжей. Я считаю, что это неправильно, до этого момента очень много копий было сломано, когда переходили на независимые акрредитационные системы, поэтому хочу подчеркнуть значимость шага, который тогда был сделан, сейчас не надо возвращаться назад», – подчеркнул Омаров.

Второй момент, на котором остановился спикер, – финансирование частных колледжей. По его словам, когда в колледжах учатся студенты 10-х и 11-х классов, проходят общеобразовательные предметы, колледж сам платит преподавателям, а если бы эти учащиеся находились в школах, за них бы платили.

«Третье замечание – в программу «Жас Маман» попали единицы частных колледжей, которые получили грант, в основном идет на государственные колледжи. Да, у них хорошая база, но среди частных колледжей много продвинутых, на базе которых можно было также проводить данную работу», – резюмировал Макен Омаров.

Роза Садыкова из Республиканской ассоциации частного образования рассказала, что с пандемией частные заведения проигрывают по сравнению с государственными. Предприниматели теряют финансовую стабильность, многие школы и сады на грани закрытия.

«Если госшколы защищены государством, нас, кроме того, принятый закон о статусе педагога загоняет в тупик. Со стороны государства поднимают заработную плату, выдают 56 отпускных, в законе прописано жилье – все это принято в сторону гособразования, частное образование осталось вне правового поля. Этот вопрос стал проблемой, если не уравнять, то частным школам будет сложно выйти из тупика. Частным школам не выдаются учебники и учебно-методические материалы, курсы повышения квалификации остались вне правового поля. Для нас все платно», – констатировала Роза Садыкова.

Майра Медеубаева

Подпишитесь на наш канал Telegram!