До 2022 года вся начальная школа будет обеспечена питанием за счет бюджета. Об этом inbusiness.kz рассказал аким Карагандинской области Женис Касымбек.
Но сначала рассмотрим разные подходы к нашим детям: от министерства национальной экономики РК и от министерства здравоохранения.
В пресс-релизах комитета по статистике МНЭ нет данных о величине прожиточного минимума (ВПМ) в стране за I квартал 2020 года, а департамент статистики Карагандинской области публикует региональный показатель ВПМ в урезанном виде, без разбивки на продовольственные и непродовольственные товары.
По данным МНЭ РК
Но если посмотреть на прошлогодние данные, например за II квартал, то можно увидеть удивительные цифры.
По данным МНЭ РК
Министерство экономики считает, что учеников с первого по шестой класс можно прекрасно прокормить на 433 тенге в день (12 995 тенге в месяц), а подростков и юношей с девушками с седьмого по одиннадцатый класс – на 693 тенге в день, или на 20 798 тенге в месяц. А если эти цифры еще и разделить на три, подразумевая трехразовое питание, то "будущее нашей страны" на такие деньги должно питаться разве что китайской лапшой, и пить только водопроводную воду.
Как метко заметил экономист Айдархан Кусаинов, "Прожиточный минимум – это политическое жеманство".
В МНЭ, возможно, не в курсе, что в Республике Казахстан существуют методические рекомендации "Единые стандарты рациона питания школьников" с четырехнедельным меню для трех возрастных групп учащихся. В них учтены продолжительность пребывания обучающихся в школе, их возрастные категории, необходимость включения в рацион питания пищевой продукции, обогащенной витаминно-минеральным комплексом, и энергетическая наполняемость. Школьники 7-10 лет должны получать 840 ккал, 11-14 лет – 951 ккал, а юноши и девушки 15-18 лет – 1020 ккал.
Наивно предполагать, что работники минэкономики держат своих детей согласно величине прожиточного минимума – на хлебе и воде. А в Карагандинской области еще до всех карантинных неприятностей было принято решение в течение двух лет перевести на бесплатное горячее питание учеников с первого по четвертый класс, причем независимо от материального положения семьи.
Первые и вторые классы будут им обеспечены уже с 1 сентября этого года, с 2021 года – третьи классы и с 2022 года – четвертые.
Поскольку существуют правильные – не от МНЭ – нормы питания по калорийности для детей любого возраста, соответственно, легко рассчитать, сколько дополнительно продуктов для бесплатного питания нужно будет в разрезе школы/города/региона и сколько понадобится на это денег из бюджета. Произойдет пусть не такой значительный, но все же рост потребления продуктов.
Inbusiness.kz обратился к акиму Карагандинской области Женису Касымбеку с просьбой прокомментировать как эту тему, так и вопрос цифровизации всего процесса питания школьников.
Женис Махмудович, очень важный в этой связи вопрос: поставка продовольствия для школ будет отдана на откуп перекупщикам или мы конкретно сделаем упор на местных производителей?
С нашим аграриями мы уже отрабатываем, что будем дополнительно потреблять молоко, масло, мясо, овощи и т. д.
В таком случае, раз большинство продуктов будут карагандинскими, то тогда можно всю цепочку выстроить – производство, отгрузка, приемка, переработка на кухне – и максимально ее оцифровать.
Мы видим, что в ряде регионов появились хорошие проекты, когда целые фабрики или комбинаты питания обслуживают одновременно 20 школ и с учетом цифровых технологий дают новые сервисы. Например, в четверг-пятницу они сбрасывают родителям три-четыре варианта меню с учетом медицинских показателей ребенка, то есть стандарт и диетстолы. Плюс у ребенка карточка [с которой он отмечается в столовой], и родители видят в телефоне, что их ребенок поел. Это есть в ВКО, Павлодаре, в нескольких школах в столице. Я пригласил этих ребят, отправил к акиму города, и сейчас хотим экспериментально в четырех школах Караганды с 1 сентября попробовать этот проект.
А на каких условиях они будут работать?
Они сами инвестируют в оборудование, а мы даем им право пять лет работать. Плюс они видят, что у нас целая программа: с этого года первые и вторые классы питаются бесплатно, затем третьи и четвертые. То есть они видят, что есть гарантированное потребление, им это интересно, они отрабатывают свои инвестиции, а мы получаем качественное питание школьников. Договорились, что также экспериментально по пяти больницам пойдем и пяти объектам соцзащиты, в том числе трем домам престарелых.
Через год после начала эксперимента по бесплатному питанию школьников начального звена можно будет проследить разбег в ценах школьных завтраков по городам и районам области. И чем выше будет цена, тем больше будет оснований спросить с конкретного акима: способен ли он решать управленческие задачи или просто администрирует бюджетные потоки?
У нас специфика такая, что в Балхаше, например, своего очень мало, соответственно, цены будут немного выше. Но в Темиртау цена не может отличаться от Караганды: сельхозрайоны вокруг рядом, все производится здесь. Поэтому, когда мне говорят, что по 19 социально значимым продуктам в Темиртау цены выросли больше, чем в Караганде, я этого не понимаю и не хочу понимать, потому что это неправильно. Одни и те же люди и туда, и сюда поставляют. Я пойму, что в Сатпаеве цена другая, но не в Темиртау.
Посмотрим, как проект работает, но в течение двух с половиной лет мы всех детишек с первого по четвертый класс обеспечим бесплатным питанием. Если позволит бюджет, то ускорим решение этого вопроса.
Олег И. Гусев