/img/tv1.svg
RU KZ
Hang Seng 27 316,53 DOW J 28 998,32
FTSE 100 7 403,92 РТС 1 524,71
KASE 2 373,34 Золото 1 645,90
«Прожиточный минимум – это политическое жеманство»

«Прожиточный минимум – это политическое жеманство»

Минэкономики считает, что казахстанцы могут прожить на $78 в месяц.

11 Июль 2019 08:15 11637

«Прожиточный минимум – это политическое жеманство»

Автор:

Олег И. Гусев

Новости

Вчера
23:00

Виртуального ведущего I-Sanjа хотят «познакомить» с онлайн-консультантом I-Dana

Вчера
22:54

Депутаты предлагают увеличить подушевое финансирование в сфере инклюзивного образования

Вчера
22:47

Около $ 1 млн направили ОАЭ на социальные проекты в Казахстане

Вчера
22:41

Стоимость нового аэропорта Кызылординской области снизят на 5 млрд тенге

Вчера
22:35

Строительство БАКАД обойдется казне в 150 миллиардов тенге

Вчера
22:30

Ерлан Тургумбаев: из похищенного оружия не стреляли

Вчера
22:22

Битва за металлолом: бизнес-сообщество ждет принятия законов для развития отрасли

Вчера
20:50

«Котел» и «черная касса» - вся правда о новой финансовой пирамиде

Вчера
20:42

Рустем Даулет назначен акимом Кордайского района Жамбылской области

Вчера
20:02

Посол КНР оценил профилактические меры в Казахстане по предотвращению распространения коронавируса

Все новости

Величина прожиточного минимума (ВПМ) во II квартале 2019 года составила 29872 тенге ($77,74 по курсу Нацбанка. $1 – 384,2 тенге на 10.07.2019 года). Такие данные приводит Комитет статистики Министерства национальной экономики.

Подача этого индикатора на сайте госоргана очень занимательна.

Согласитесь, такая методология, информация по которой дается к простому доступу, умышленно или нет, но размывает общую картину.

Да и сам расчет величины прожиточного минимума вызывает живой интерес.

Один с сошкой, а семеро с ложкой

Рассмотрим методологические пояснения на сайте Комитета статистики.

«Прожиточный минимум – необходимый минимальный денежный доход на одного человека, равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины. Минимальная потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания, товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека в натуральном и стоимостном выражении. Она состоит из продовольственной корзины и фиксированной доли расходов на непродовольственные товары и платные услуги. Доля расходов на минимально необходимые непродовольственные товары и услуги для расчета прожиточного минимума установлена в размере 45% стоимости минимальной потребительской корзины».

Теперь взглянем на цифры.

Согласно расчетам Министерства экономики Республики Казахстан, трудоспособный мужчина старше 18 лет может прожить на сумму менее ста долларов – 35611 тенге. При этом на одежду, обувь, проезд и коммунальные услуги ему вполне хватит 16025 тенге в месяц.

А вот «для обеспечения жизнедеятельности человека» МНЭ широким жестом выделил аж 19586 тенге в месяц. То есть, по мнению государственных экономистов, здоровый мужчина вполне может полноценно питаться на 653 тенге в день.

Интенсивно растущему организму ребенка до 13 лет достаточно еды на 12995 тенге (433 тенге в день), юношам – 20798 тенге (693 тенге в день).

Пенсионерам много есть так же вредно, как и девушкам 14-17 лет: 15426 (514) и 15936 (531) соответственно.

«Не сыпь мне соль на сахар»

Не будем лукавить и прямо скажем, что величина прожиточного минимума – это и есть черта бедности. И у всех она разная.

Но можно с уверенностью сказать, что ВПМ в Казахстане не отражает реального положения вещей.

Возможно, наши правительственные экономисты «на другой планете живут, родной».

Или состоят в одном ордене с саратовским министром Натальей Соколовой, которая считает, что 3500 рублей на макарошки и кефир хватит (21070 тенге, по курсу Нацбанка 1 рубль – 6,02 тенге на 10.07.2019 годa), чтобы иметь сбалансированное питание.

«Такие вопросы задаете, что неудобно отвечать даже»

Казахстанский экономист, аналитик и независимый эксперт Айдархан Кусаинов считает, что ВПМ – это «не прожиточный минимум, а выживальческий минимум, уровень выживания. И это так».

По его мнению, с точки зрения государственной политики должна быть ясность – кому оказывать господдержку, а кому нет:

«А для этого нужен какой-то показатель, от которого можно отталкиваться. Затем начинается дискуссия: хватит 50 тысяч или 10 тысяч. Но нужно какое-то обоснование. А дальше логика приводит к тому, что нужно посчитать количество необходимых человеку калорий. Я согласен, что с точки зрения философии его нужно менять, потому что он был введен еще очень давно. Сегодняшнее качество жизни другое, и по калориям люди не живут: уже нужен, например, доступ в Интернет, телефоны стали частью повседневной жизни и должны входить в прожиточный минимум. С этой точки зрения корзину нужно пересмотреть».

Но если это произойдет, то, увеличив стоимость корзины, государство, считает аналитик, столкнется с другими проблемами:

«Во-первых, это прямые бюджетные траты. Когда вы признаете, что прожиточный минимум условно 50 тысяч тенге, то у вас сразу же половина населения автоматически окажется в получателях адресной помощи.

Во-вторых, это политическая проблема, потому что придется признать, что население живет на уровне прожиточного минимума, на уровне выживания, что политически не очень приятно. Одно дело говорить, что у нас зарплаты маленькие, другое – официально сказать, что у нас люди работают за еду».

По мнению эксперта, «мы загнали себя в ловушку собственной гордости»:

«Мы были барсом, тигром, были «богаче» многих из-за голландской болезни, когда в отчетах писали, что средняя зарплата $500, $700 [при несбалансированном курсе USD 120 тенге].

Государству больно это [ошибки] признавать. Нужно признаться самому себе, что не было экономического чуда, что мы тупо росли на нефти. Нужно признать, что люди работают за еду, что прожиточный минимум должен быть гораздо больше, но при этом не повышать пособия. Провести границу: прожиточный минимум у нас 50 тысяч тенге, а пособия будут получать те, кто имеет доход в половину ВПМ. То есть чисто административно эту границу получателей пособий перечертить».

К слову, Айдархан Кусаинов довольно часто говорит об искажении реальности и искажении сознания в национальной экономике:

«Я считаю, что это вопрос психологического жеманства, и оно нас преследует во всех отраслях. Но постепенно грубая реальность заставляет нас признаваться.

От идеи прорывных проектов [политики большого скачка] мы наконец-то перешли к «экономике простых вещей». Мудрость победила. Мы не станем великой коммерческой державой, а начинаем учиться шить, делать обувь.

Давайте честно скажем: у нас так. Не надо отрицать, не надо пытаться изобразить. И, как только мы признаем эти искажения, у нас появится возможность расти».

Олег И. Гусев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Круговорот эмиссии в бюджете

Госорганы Костанайской области в 2019 году нанесли ущерб экологии на 88 млн тенге.   

18 Февраль 2020 10:30 999

Круговорот эмиссии в бюджете

Фото: Максим Морозов

По данным, озвученным руководителем департамента экологии по Костанайской области Виктором Мухамеджановым, в минувшем году в ходе государственного экологического контроля только по государственным предприятиям был выставлен ущерб окружающей среде на сумму 88 млн тенге. Главная претензия со стороны экологов – отсутствие разрешений на эмиссии в окружающую среду.

«То ли не знают, то ли не совсем правильно относятся к этому вопросу. Яркими примерами могут служить отсутствие разрешения у коммунальных предприятий – Аркалыкской ТЭК и «Аман су», полигона ТБО отдела ЖКХ Жангельдинского района, аппарата акима села Тогузак Карабалыкского района, отдела ЖКХ Сарыкольского района, отдела образования Костанайского района и т. д. Некрасиво получается, когда госорган выставляет многомиллионные штрафы таким же госорганам, и получается, что финсредства из одного бюджета в другой в виде штрафных санкций переходят», – отметил Виктор Мухамеджанов.

По словам экологов, любое учреждение любой формы собственности должно брать разрешении на эмиссии в окружающую среду, если имеет собственные котельные, автономные пункты отопления.

Согласно данным управления финансов Костанайской области, опубликованным на сайте ведомства, за 11 месяцев 2019 года в бюджет поступило 6,2 млрд тенге по статье доходов «Плата за эмиссии в окружающую среду». Документ также свидетельствует, что эта сумма значительно превышает первоначальный план по поступлениям и даже скорректированный бюджет. Первоначально по статье доходов «Плата за эмиссии в окружающую среду» планировали получить 3,7 млрд тенге, в уточненном варианте – 4,8 млрд тенге.

По данным управления природных ресурсов и регулирования природопользования, в 2019 году было выдано 1635 разрешений на эмиссии в окружающую среду. Главными плательщиками традиционно являются горнодобывающие предприятия, включая АО «ССГПО», АО «Варваринское» и ряд других компаний.

В текущем году сумма платежей по статье «Плата за эмиссии в окружающую среду» может еще возрасти. В декабре 2019 года решением маслихата Костанайской области ставки за эмиссии, утвержденные Налоговым кодексом РК, были увеличены в два раза. Предприниматели противились принятию такого решения, и депутаты даже откладывали само решение. Аргументом в пользу повышения стало то, что выросшие ставки будут стимулировать предприятия снижать выбросы, модернизируя производства. Некоторые предприниматели говорят о том, что такой подход, напротив, затормозит процесс. Средства, которые могли бы пойти на модернизацию, предприниматели должны будут платить за выбросы.

Поступающие в областной бюджет средства в виде платы за выбросы действительно должны направлять на природоохранные мероприятия. Однако, как оказалось, не все осведомлены о том, на какие цели власти тратят эти деньги. На сайте управления охраны природных ресурсов и регулирования природопользования информации по освоению средств в 2019 году пока нет. Однако, согласно данным за 2018 год, на природоохранные мероприятии было направлено в общей сложности 4,2 млрд тенге. Четверть всех средств пошла на содержание лесхозов области, 2,7 млрд тенге – на озеленение и благоустройство. Также в рамках плана мероприятий по охране окружающей среды значились ремонты дамб и плотин области, очистка русла реки Тобол, пропаганда по раздельному сбору мусора и т. д.

Пока в Экологическом кодексе нет нормы, которая бы предусматривала, какой процент средств, полученных как плата за эмиссии в окружающую среду, власти должны направлять на природоохранные мероприятия. Нет и списка мероприятий, на которые должны направлять плату за выбросы. Возможно, что в новом законопроекте, который уже вынесен на рассмотрение в парламент, такие нормы будут утверждены.

Татьяна Шестакова

На что потратят бюджет Павлодарской области в 2020-2022 годах

Традиционная социальная направленность увеличилась еще больше и теперь составляет порядка 53% от бюджета.

12 Декабрь 2019 08:41 6195

На что потратят бюджет Павлодарской области в 2020-2022 годах

Накануне депутаты Павлодарского областного маслихата большинством голосов приняли новый трехлетний бюджет. 18 народных избранников проголосовали «За», трое – «Против».

Нынешний бюджет, по словам руководителя управления экономики и бюджетного планирования Павлодарской области Максата Турлыбаева, сбалансирован по доходам и расходам.

«Бюджет реалистичен и обеспечивает выполнение всех принятых социальных обязательств. Также бюджет направлен на создание условий для стабильного экономического роста благодаря поддержке субъектов малого и среднего бизнеса, развития агропромышленного комплекса, водоснабжения сел, жилищного строительства, а также транспортной и инженерной инфраструктуры», – заявил чиновник.

В 2020 году бюджет Павлодарской области составит 222,6 млрд тенге, что на 8,5 млрд больше нынешнего. Из этого объема 79,3 млрд тенге приходится на трансферты из республиканского бюджета, в том числе текущие трансферты составят 45 млрд тенге. Они распределены по нескольким направлениям – 16,1 млрд тенге пойдет на увеличение зарплаты для бюджетников. Помимо этого, 2,3 млрд тенге дополнительно потратят на сферу образования, большая часть из которых пойдет на приобретение оборудования для колледжей в рамках проекта «Жас маман» – 1,6 млрд тенге. Также среди текущих трансфертов следует отметить средства на поддержку социальной сферы – 3,7 млрд тенге и почти 8 млрд тенге на развитие сельского хозяйства. Почти вся эта сумма так или иначе будет потрачена на выплату субсидий фермерам – 4,37 млрд тенге – это так называемые инвестсубсидии, еще 3,26 млрд тенге – субсидирование ставок вознаграждения при кредитовании и лизинге.

Теперь что касается трансфертов из республиканского бюджета на развитие. Всего будет инвестировано 34,3 млрд тенге в 99 проектов. В том числе более 20 млрд тенге пойдут на реализацию 61 проекта по развитию систем водоснабжения и водоотведения.

Кроме трансфертов из республиканского бюджета, областной бюджет формируется и из других источников. Так, объем собственных доходов в 2020 году прогнозируется в размере 33 млрд тенге. При этом в 2021 году по замыслу госслужащих он вырастет до 40,8 млрд тенге, а в 2022-м – до 42,6 млрд тенге. 99% из этой суммы занимают налоги.

Дополнительно в областной бюджет поступят изъятия из бюджетов городов Павлодара и Экибастуза в размере 47 млрд тенге. Еще из республиканского бюджета поступит дополнительная субвенция в размере 55,4 млрд тенге, что на 20% больше в сравнении с 2019 годом.

Теперь перейдем к расходам

Как уже было сказано ранее, более половины всего бюджета предусмотрено на расходы в социальной сфере.

«При планировании расходной части бюджета сохранена социальная направленность бюджета. Основные приоритеты – это развитие системы образования, обеспечение доступа к качественному здравоохранению, а также поддержание занятости населения через стимулирование продуктивной занятости и развития», – заявил М. Турлыбаев.

Таким образом, расходы социального блока на 2020 год в сравнении с уточненным бюджетом 2019 года увеличены на 27,3% и составили более 76 млрд тенге. И это без учета целевых трансфертов из «республики», о которых говорилось выше. Так что доля социальных расходов увеличилась с 47,3% до 53,4%.

Почти на треть вырастут расходы областного бюджета на систему образования и составят более 20 млрд тенге. При этом дополнительно учтено порядка 3 млрд тенге на отдельные вопросы в образовании. Как ранее и обещал акимат Павлодарской области, в 2020 году учащиеся первых-четвертых классов получат бесплатное горячее питание. Так, на питание более 51 тыс. школьников потратят почти 1,8 млрд тенге. Правда, ранее при расчете в 300 тенге на ребенка говорили о необходимости 2,2 млрд тенге. Также 111 полнокомплектных школ области будут оснащены ученической мебелью по стандартам Назарбаев Интеллектуальных школ.

На систему здравоохранения в 2020 году направят более 2,7 млрд тенге. Из этой суммы объем гарантированной бесплатной медицинской помощи составит 1,3 млрд тенге. При этом в 2021 году расход на здравоохранение вырастет до 3,2 млрд тенге, в 2022-м – 3,8 млрд тенге.

Почти 11 млрд тенге запланировано в 2020 году на реализацию государственной программы развития АПК на 2017-2021 годы. На 40% вырастут объемы субсидирования в сфере развития племенного животноводства и удешевления стоимости производства продукции. На эти цели выделено 7,2 млрд тенге. Также почти 1,5 млрд тенге пойдут на удешевление гербицидов и биопрепаратов для обработки сельхозкультур.

На поддержку и развитие предпринимательства в следующем году в Павлодарской области направлено 2,6 млрд тенге. Это чуть больше 1% от общего бюджета области, в то время как на развитие физической культуры в регионе тратят в три раза больше – более 7,5 млрд тенге. Притом что помощь бизнесу предполагает возвратные средства. То есть по мере развития субъектов МСБ деньги возвращаются в бюджет в виде налогов.

«Областной бюджет, как и в предыдущие годы, полностью сохраняет социальную направленность. В новом бюджете значительно расширен социальный пакет для поддержки социально уязвимых граждан, включая многодетные семьи и инвалидов», – заявил аким Павлодарской области Булат Бакауов.

Руслан Логинов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: