В Казахстане прорабатывается модель и готовится пилотный проект с банками второго уровня на базе МФЦА: криптобиржам, которые здесь зарегистрированы, будет предоставлена возможность открытия счетов в казахстанских БВУ. "Это даст возможность торговать на криптобиржах внутри Казахстана, и, соответственно, позволит извлекать из этого добавленную стоимость", – рассказал во время онлайн-конференции Astana Finance Days 2021 заместитель председателя комитета по информационной безопасности МЦРИАП Амангельды Жукенов.
Можно зарабатывать больше
В июне прошлого года президент Касым-Жомарт Токаев подписал закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования цифровых технологий". "Этот стало значимым событием, мы, таким образом, легализовали в стране майнинг, и Казахстан становится лидером в этой области. Теперь нам необходимо перейти на следующую ступень – управлять криптовалютой, которая вырабатывается на нашей территории, чтобы получать добавленную стоимость", – продолжает представитель министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности.
Он поясняет, что сейчас добытая криптовалюта, по сути, уходит за границу, продается на других криптобиржах, соответственно, добавленную стоимость от этого получают другие страны. Пилотный проект как раз и запускается для того, чтобы найти решение этой проблемы. Этим занимается рабочая группа во главе с первым вице-премьером Алиханом Смаиловым, в нее входят депутаты, представители МФЦА, бизнес-ассоциаций, АРРФР, Нацбанка, агентства по финансовому мониторингу. "Стараемся этот вопрос максимально отработать с бизнесом и государство, конечно, тоже не ущемить", – заметил Амангельды Жукенов.
Рознице могут установить лимиты
Директор департамента методологии и пруденциального регулирования финансовых организаций АРРФР Даурен Салимбаев пояснил, что действующее регулирование финансового рынка ограничивает вовлеченность финансовых организаций в деятельность, связанную с криптоактивами. По законодательству оборот и выпуск необеспеченных цифровых активов запрещен (территория МФЦА – исключение). Также цифровые активы в Казахстане сейчас не являются финансовыми инструментами и не могут выступать средством платежа, но могут служить формой удостоверения имущественных прав.
Агентство по финансовому мониторингу подготовило проект закона, который предусматривает отнесение лиц, осуществляющих выпуск цифровых активов и организацию торгов ими, к субъектам финансового мониторинга. Планируется, что регулирование будет осуществляться с точки зрения ПОД/ФТ.
"По поручению премьер-министра создана рабочая группа, разработана дорожная по развитию криптоиндустрии и предусматривается запуск пилотного проекта по работе криптобиржи и взаимодействию с банками второго уровня", – рассказал представитель финансового регулятора.
Кроме того, по его словам, обсуждается вопрос внедрения для розничных инвесторов лимитов на покупку криптовалюты. Размер лимитов пока не зафиксирован и обсуждается с МФЦА.
Что смущает майнеров в Казахстане
"Казахстан является одной из очень привлекательных юрисдикций для майнеров. Игроки рынка это четко увидели, когда страна совершила прорыв буквально за последние годы, и ее доля на мировом рынке выросла с менее 1% до более 10% от всей сети", – поделился мнением Вадим Крутов, курирующий деятельность российского подразделения Bitfury (блокчейн-компания, крупнейший за пределами Китая промышленный майнер).
Эксперт считает, что зарубежных игроков в Казахстан привлекают высокие позиции, которые страна имеет в рейтинге Doing Business. Дополнительным стимулом для майнеров послужил специальный режим регулирования, предложенный МФЦА.
Но в то же время есть то, что инвесторов смущает. Это высокая доля в энергобалансе Казахстана электроэнергии, генерируемой из ископаемых источников, более того – из угля. "Будучи участниками международных консорциумов, мы знаем, насколько большое беспокойство это вызывает у майнеров. Сейчас к этому относятся более ответственно, чем пять-шесть лет назад. Получается, что западные инвесторы, видя всю привлекательность Казахстана в части ведения бизнеса, налогообложения, регулирования, дешевизны капитальных и операционных затрат, сталкиваются с этой проблемой – "угольной" электроэнергией. Согласно политике устойчивого развития это недопустимо. И это в значительной степени является барьером для развития криптоиндустрии в стране", – говорит Вадим Крутов.
"Крипта" и ВИЭ – как сделать коллаборацию?
Вообще вопрос о том, насколько энергия, потребляемая для добычи криптовалюты, "зеленая", стал одним из ключевых для индустрии. "Майнинг существует довольно давно. Но что произошло в этом и прошлом годах? Майнинг и криптовалюты стали институциональным продуктом. То есть инвесторы стали воспринимать их как самостоятельный класс инвестиций, который ведет себя совершенно независимо от тех классов, которые до этого воспринимались как наиболее интересные – золота, акций, облигаций и др. То есть в криптовалюты, в майнинг пришли институционалы. И это, естественно, вызвало еще больше вопросов о том, насколько майнинг является "зеленым", – поясняет Вадим Крутов.
Эксперт поделился мнением и о другой "претензии", которую обычно предъявляют майнингу – "из-за этого процесса слишком много электроэнергии тратится впустую". "Но на что идет электроэнергия? На питание северов. В совокупности сервера, которые обрабатывают транзакции в сети биткойн, составляют надежнейшую защиту этой сети от взломов. Чем больше серверов, тем надежнее защита сети биткойн – за свою историю она ни разу не была взломана. То есть потребление электроэнергии напрямую конвертируется в ценность, которая представляется наиболее защищенной сетью", – считает представитель отрасли.
Безусловно, добавляет он, проблема потребления от этого не снимается, и вопрос, "зеленая" ли энергия, остается крайне актуальным. "По недавним исследованиям, уже более 60% майнеров потребляют электроэнергию от возобновляемых источников. Если это электроэнергия от станций, работающих на газе, то от тех, которые имеют "зеленые" сертификаты. И этот тренд только усиливается, индустрия майнинга "озеленяется" быстрее, чем любая другая индустрия", – говорит Вадим Крутов.
Эксперт указывает еще на один интересный эффект. Индустрия биткойна обладает некоторыми особенностями: сервера мобильны, они могут располагаться близко к источникам генерации. "Это помогает развивать возобновляемые источники энергии. И это очень четко видно в США, где бурно развивается солнечная, ветровая электроэнергия: майнинговые мощности в значительной степени помогают сглаживать пики напряжения", – говорит спикер.
Он считает, что чем успешнее Казахстан будет развивать возобновляемые источники энергии, тем больше страна будет представлять интерес для добычи криптовалюты. "Может возникнуть очень интересная коллаборация майнеров и игроков возобновляемой энергии: через сотрудничество они будут друг другу помогать", – уверен эксперт.
Криптобиржам нужен выход в банки
Глеб Костарев, занимающийся развитием криптобиржи Binance в Восточной Европе, отметил, что для большинства криптовалютных компаний 2021 год оказался достаточно успешным. "Вот сейчас был очередной раунд, курсы криптовалют сильно выросли. Илон Маск и другие известные предприниматели привлекли дополнительное внимание к криптовалютам. Мы увидели, как быстро развивается сегмент NFT: в криптовалюты, в блокчейн-пространство пришли селебрити, звезды, которые вносят свой вклад в их продвижение. В индустрии появилось огромное количество новых инвесторов", – говорит он.
На фоне усилившегося внимания к криптоиндустрии регуляторы во всем мире "не сидят сложа руки" и пытаются применить разные подходы для регулирования криптовалют. Кроме того, центробанки активно работают над развитием CBDC.
"Сейчас мы видим, что регуляторы развитых и развивающихся стран начинают что-то делать в части регулирования. Где-то вводятся лицензии, где-то – реестры, где-то – особые требования к криптокомпаниям. В целом регуляторы будут предпринимать все больше и больше действий для регулирования этой сферы", – считает Глеб Костарев.
Аналогичные процессы, по его словам, происходят и на постсоветском пространстве. В России, например, недавно приняли закон о цифровых финансовых активах. В Украине в июле ожидается принятие закона, который полностью легализует криптовалюту. "И, конечно, мы надеемся, что Казахстан будет активно двигаться в этом направлении и, например, разрешит местным криптобиржам, криптоплатформам напрямую взаимодействовать с банками. Поскольку для нас, для майнеров и криптобирж, это одно из ключевых направлений, в котором мы хотели бы видеть развитие", – говорит эксперт.
Дополнять или конкурировать?
Отвечая на вопросы о развитии CBDC и о том, не станут ли цифровые валюты центробанков преградой в развитии криптовалют, Глеб Костарев отмечает, что многое будет зависеть конкретно от того, как именно запустят те или иные CBDC и как после имплементации цифровых валют центробанков будет выглядеть мир.
"Но в целом мы относимся к CBDC позитивно. Думаю, развитие этого направления привлечет дополнительное внимание к криптовалютам, цифровые финансы будут активно развиваться. Конечно, то, как регуляторы будут относиться к криптовалютам после введения цифровых валют, – это вопрос. Пока нет единого мнения. В Китае, например, более жесткая позиция, в других странах – более мягкая. Но в целом мы считаем, что CBDC и криптовалюты будут дополнять друг друга, а не конкурировать друг с другом", – заключает спикер.
Напомним, в начале мая Нацбанк вынес на публичное обсуждение проект цифрового тенге и готовится запустить пилот по тестированию этой формы денег. Ранее inbusiness.kz писал о том, что регулятор предлагает с точки зрения экономики, как технически может выглядеть цифровой тенге и что о его введении думают эксперты.
Елена Тумашова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!