Строительство школ в стране не успевает за количеством пребывающих учеников. Основная нехватка ученических мест наблюдается в Нур-Султане, Алматы и Шымкенте. На сегодняшний день реализация проектов в сфере образования по механизму ГЧП не может решить проблему с нехваткой мест. Об этом говорили на "круглом столе" на площадке Национальной палаты предпринимателей "Атамекен".
Так, основными проблемами развития проектов по механизму государственно-частного партнерства (ГЧП) зампред Нацпалаты "Атамекен" Юлия Якупбаева назвала низкий уровень информированности рынка о практиках и возможностях проектов ГЧП, дефицит квалифицированных экспертов для подготовки и сопровождения проектов и недостаточное количество успешных проектов для тиражирования. Также существуют дополнительные факторы, в частности отсутствует надлежащий контроль за заключением и исполнением договорных обязательств и возрастающая нагрузка на бюджет.
Для улучшения ситуации минэкономики в лице Казахстанского центра ГЧП предлагает внести ряд поправок в законопроект. В их числе, решение проблемы монополизации консалтинговых услуг, переход на цифровизацию ручного режима с инвесторами и выпуск журналов по вопросам ГЧП.
По мнению зампреда НПП, данные изменения не решают поставленных задач. В этой связи Нацпалата предлагает создать экосистему по вопросам развития ГЧП, реестр аккредитованных консультантов, цифровую платформу. Для максимального тиражирования лучших практик предлагается введение рейтингов регионов по проектам ГЧП, выпуск специальных обзоров, как это делается аналогичными центрами в других странах.
"Мы предлагаем уйти от ручного поиска инвесторов к платформенному решению. Сделать кейс-анализ, чтобы каждый инвестор или участник из региона мог зайти на сайт и получить не талмуд документов, а абсолютно понятный практический анализ: как они могут реализовывать тот или иной проект, с какой долей вероятности он будет успешен. На сегодняшний день до получения госзаказа у инвестора уходит почти 2 года на проработку проекта. Это очень долго. Мы считаем, что цифровой формат даст больше эффекта по сравнению с госструктурами и ручной выборкой", - отметила Юлия Якупбаева.
В свою очередь вице-министр образования Бибигуль Асылова рассказала о проблемах, с которыми систематически сталкивается министерство в реализации проектов ГЧП. По ее мнению, создание цифровой платформы с внесением изменений в законодательство о ГЧП просто необходимо либо будут продолжаться нарушения на местах.
"Мы даже не можем винить местные исполнительные органы в том, что они неправильно реализуют какие-то проекты, потому что у нас действительно нет прозрачности, есть ряд шероховатостей законодательстве", - подчеркнула спикер.
По данным вице-министра в реализации инвестиционных проектов в образовании чиновники и инвесторы столкнулись с рядом трудностей. В их числе ограничение лимитов обязательств местных исполнительных органов. В этой связи министерство предлагает освободить от этого лимита инвестиции по механизму ГЧП в сферу образования. Далее – отсутствие вертикали, регионы не имеют связи с Казцентром ГЧП. Также Бибигуль Асылова обозначила злоупотребления по продаже или реализации проектов социальной сферы, так как это очень чувствительная сфера.
"Необходимо определить базовые решения, это означает что нельзя за 300 млн тенге отдавать в доверительное управление садик или за 50 млн не продавать в школу искусств и так далее. Какая-то сопоставимость эффекта от реализации проекта к местному бюджету должна присутствовать. Необходима формула, учитывая, что это обязательства бюджета должна быть интеграция Казцентра ГЧП с базой казначейства", - акцентировала внимание вице-министр.
В свою очередь, директор департамента государственно-частного партнерства НПП "Атамекен" Назгуль Узалина озвучила ряд предложений по типовому проектному решению строительства школ в Казахстане. Так, по ее словам, существует земельный вопрос, когда местные исполнительные органы не могут выдать свободные земельные участки; юридические вопросы - отчуждение или участие социально-предпринимательских корпораций (СПК); польза инвесторов и финансовые расчеты. Это три ключевые проблемы, которые на сегодня волнует инвесторов города Алматы. В рамках образовательного заказа представляется 544 тысячи тенге на каждого ребенка, в госзаказ входит компонент "строительство школы", который выплачивается в течение 8 лет и подушевое финансирование.
Так, в рамках госпрограммы инвестор может получить кредитование. В случае, если он не передает школу в собственность государства, он может получить субсидирование в рамках "Экономики простых вещей". В случае, если он планирует передать школу на баланс МИО, то субсидии не предусмотрены. Банковские представители озвучили свои основные проблемы почему не хотят кредитовать проекты по строительству в школ. Первая причина - на инвестиционной фазе риски банка не защищены, они могут участвовать в проекте только после заключения договора, то есть не имеют право голоса при планировании данного проекта. Вторая причина - долгий срок возврата средств - 8 лет.
Таким образом, изучив данные вопросы, НПП проанализировала в чем разница между госзаказом и проектом ГЧП. Так, к примеру, если акимат города Алматы при своей ежегодной потребности 30 тысяч ученических мест планируют строить 8 школ в год, то ежегодная нагрузка на бюджет составит порядка 20 млрд тенге. Если проект будет реализовываться по механизму ГЧП, то нагрузка на бюджет снижается до 8 млрд тенге ежегодно после года эксплуатации.
"Рассмотрев финансовую модель, мы поняли, что без дополнительных факторов проект по строительству школ совершенно не окупаемый. В этой связи мы рассматриваем два варианта. Первый вариант - предложение по строительству школ без передачи местным исполнительным органам, в частности предусмотреть дополнительную плату для окупаемости со стороны родителей либо со стороны акимата. Размер минимальной дополнительной платы составил 13 тысяч тенге в месяц в зависимости от желания инвесторов по сроку окупаемости", - рассказала глава департамента.
Второй вариант - передача школ на баланс МИО. В этом случае предлагается найти решение по разделению выплаты подушевого финансирования, которая состоит из двух компонентов, но сейчас является неделимой – поэтому выносится на рассмотрение разделение выплаты подушевого финансирования на операционный и инвестиционный компоненты, а также софинансирование со стороны местных исполнительных органов не менее 10% для снижения рисков инвесторов и кредиторов на инвестиционной стадии. Кроме этого, НПП предлагает рассмотреть и улучшить механизм компенсации при досрочном расторжении проекта.
Какие необходимы изменения в законодательство по мнению представителей Нацпалаты? В первую очередь, требуется усовершенствовать механизм для гарантирования выплаты кредитором при расторжении договора ГЧП; снятие ограничений по заключению прямого соглашения по всем проектам ГЧП, сегодня прямое соглашение заключается только по особо значимым проектам, поэтому инвесторам, которые сейчас строят школы не представляется возможным снизить свои риски. В случае, если школа будет передаваться на баланс акимата, предлагается рассмотреть возможность финансирования со стороны государства в размере не менее 10%; закрепление компетенции по разработке типовых проектных решений за Центром ГЧП и НПП "Атамекен" совместно с привлечением экспертных организаций. В числе предложений разделение выплаты подушевого финансирования на инвестиционные и операционные составляющие и сокращение сроков возмещения затрат с 8 лет до 5-7 лет; субсидирование ставки кредитования в случае, если объект будет переходить в государственную собственность.
Майра Медеубаева