/img/tv1.svg
RU KZ
РТС 1 070,40 DOW J 21 056,82
Hang Seng 23 739,48 KASE 2 222,90
FTSE 100 5 537,46 Пшеница 560,40
В Казахстане упрощена процедура банкротства юрлиц

В Казахстане упрощена процедура банкротства юрлиц

Основанием для обращения в суд является неисполнение должником обязательств свыше четырех месяцев.   

10 Январь 2020 16:12 2105

В Казахстане упрощена процедура банкротства юрлиц

Автор:

Саян Абаев

27 декабря 2019 года внесены изменения в законодательные акты процедур реабилитации и банкротства, бюджетного, налогового законодательства и законодательства о железнодорожном транспорте. Об этом сегодня, 10 января, сообщила пресс-служба комитета госдоходов. 

Целью принятия закона является совершенствование законодательства о реабилитации и банкротстве, освобождение компаний микро- и малого бизнеса от уплаты налога на доход сроком на три года и усиление контроля за исполнением республиканского бюджета. Закон упрощает условия для применения процедур реабилитации и банкротства путем установления четких и понятных критериев для инициаторов процедур. 

Так, для возбуждения дела о банкротстве субъекту бизнеса достаточно предоставить данные о стабильном превышении обязательств над активами, что свидетельствует о его устойчивой неплатежеспособности. 

В свою очередь, кредитор вправе обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии неисполненного перед ним денежного обязательства на основании вступившего в законную силу судебного акта или исполнительного документа о взыскании с должника денег либо признании долга должником. 

При этом требования к размеру денежного обязательства и длительности его неисполнения закон не устанавливает. 
Решение о применении реабилитационной процедуры или о признании должника банкротом принимается судом с учетом заключения о финансовой устойчивости должника. 
Данный документ составляется временным администратором (в деле о реабилитации) или временным управляющим (в деле о банкротстве) на основе показателей деятельности должника. Заключение содержит выводы, согласно которым должник относится к определенному классу финансовой устойчивости. 
Таким образом, устраняется неопределенность при оценке финансового состояния субъекта, что будет способствовать формированию единой правоприменительной практики. 
Кроме того, индивидуальным предпринимателям предоставлено право применить реабилитацию для восстановления своей платежеспособности во избежание прекращения предпринимательской деятельности. 
Одним из основных направлений закона также является сокращение сроков проведения процедуры банкротства, что уменьшит затраты на ее проведение и повысит степень удовлетворения требований кредиторов. 
Для этого закон предусматривает передачу отдельных полномочий собрания кредиторов комитету кредиторов.

Такой подход обусловлен тем, что собрание кредиторов затратно по времени и финансам и предполагает участие всех кредиторов, тогда как комитет кредиторов является представительным органом собрания и процедура его созыва проще. 
Положениями закона обеспечен баланс между интересами залогового кредитора и кредиторов «социальной» направленности.

Залоговый кредитор вправе принять заложенное имущество в счет удовлетворения своих требований только после погашения требований по оплате труда в размере не более трех минимальных размеров заработной платы на одного работника. 
Одним из нововведений закона является предоставление возможности должникам, длительное время фактически не осуществлявшим предпринимательскую деятельность, ликвидироваться без возбуждения процедуры банкротства при условии отсутствия доходов и имущества.

Для усиления ответственности лиц, использующих банкротство как способ ухода от исполнения обязательств, конкретизирован состав преступления (правонарушения) «Преднамеренное банкротство». В частности, сделан акцент на неправомерные действия учредителей и должностных лиц банкрота, выраженные в отчуждении и сокрытии имущества в личных интересах с целью уклонения от исполнения обязательств перед кредиторами. 
В целях улучшения качества услуг по осуществлению процедур реабилитации и банкротства профессиональным бухгалтерам предоставлено право осуществлять деятельность администратора без прохождения квалификационного экзамена. 
Законом с 1 января 2020 года по 1 января 2023 года субъекты микро- и малого предпринимательства освобождены от уплаты корпоративного (индивидуального) подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты), социального налога, единого земельного налога.

Также законом внесены поправки в Бюджетный кодекс, направленные на усиление ответственности за неэффективное использование и бюджетное планирование средств в государственном и квазигосударственном секторах.

Саян Абаев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Как камеральный контроль повысит эффективность бизнеса

В комитете госдоходов ответили на актуальные вопросы. 

17 Февраль 2020 13:50 3331

Как камеральный контроль повысит эффективность бизнеса

Актуальные вопросы по применению норм налогового законодательства РК при камеральном контроле обсудили во время прошедшей в Алматы конференции «Вопросы налогового и таможенного администрирования».

2 сентября 2019 года был объявлен мораторий, который на три года освобождает от налогов и вводит запрет на проверки субъектов малого бизнеса. Как отметил в своем выступлении руководитель управления дистанционного мониторинга комитета госдоходов министерства финансов РК Ануар Сулейменов, роль камерального контроля в связи с изменениями становится особо важной. Как известно, цель такого контроля – предоставление права налогоплательщику самостоятельно устранять допущенные нарушения, если в отношении него были штрафные санкции. Это позволяет сократить налоговые проверки.

«Из года в год акцент делается на самостоятельном устранении нарушений путем направления уведомлений камерального контроля. В прошлом году налогоплательщиками устранены расхождения на 1 трлн 854 млрд тенге, вследствие чего начислены налоги в сумме 317 млрд тенге. Анализ нарушений показывает, что основной акцент направленных уведомлений приходится на налогоплательщиков в сфере торговли. Количество уведомлений – 86 тысяч», – сказал Ануар Сулейменов.

По словам руководителя департамента, наибольшая сумма поступлений приходится на субъекты крупного предпринимательства. От них поступило 126 млрд тенге. При этом на втором месте по поступлениям стоят налогоплательщики малого бизнеса – 110 млрд тенге.

В настоящее время камеральный контроль стал не только инструментом напоминания налогоплательщику о необходимости предоставления декларации, но и средством по выявлению уклонения от налогов и занижения доходов. Примером может служить наличие взаиморасчетов с фирмами-однодневками, завышением расходов без подтверждающих документов и т. д. С развитием цифровизации в Казахстане разрастаются и источники для проведения камерального контроля. В частности, с начала 2019 года используются фискальные чеки, вбивают в онлайн-режиме, субсидии, электронные счета-фактуры, экспорт в рамках ЕАЭС и т. д. В результате сумма нарушений в 2019 году по сравнению с 2018 годом выросла в три раза, а по сравнению с 2017 годом – в пять раз. С увеличением нарушений возросло и количество направляемых уведомлений. В сравнении с 2017 годом возросло в три раза, с 2018 годом – в два раза.

«Каждый год мы проводим оптимизацию фискального администрирования, производится калибровка и постройка дистанционного контроля. В результате из всех 380 тыс. направленных уведомлений 118 тыс. (42%) привели к устранению нарушений на сумму 1,8 млн тенге. По 7 тыс. уведомлений, или в 27% случаев, налогоплательщиками предоставлены пояснения, которые в дальнейшем используют при камеральном контроле. Соответственно, дана возможность выставить уведомления и контрагентам по имеющимся расхождениям. По 12%, или 33 тыс., налогоплательщики не вспомнили об уведомлениях, и к ним были приняты соответствующие меры», – добавляет Ануар Сулейменов.

Глава управления пояснил, что зачастую расхождения наблюдаются в налогах НДС, КПМ и индивидуальном подоходном налоге. В 2019 году по указанным видам налогов был направлено порядка 200 тыс. уведомлений (74% от общего количества) на сумму нарушений 4,7 трлн. Основная сумма, начисленная налогоплательщиками по НДС, составила 139 млрд тенге, по КПН – 109 млрд тенге.

Практика и жалобы

Ануар Сулейменов отметил, что нельзя оставить без внимания и практику рассмотрения поступающих жалоб на камеральный контроль. В 2019 году было подано 897 жалоб. Из 635 случаев 74 жалобы рассмотрены в пользу налогоплательщиков, что составляет 11%. Из 267 жалоб, поданных в суды, 12 рассмотрены в пользу налогоплательщиков. Оставшаяся часть жалоб была рассмотрена в пользу налоговой. Основная масса жалоб подана контрагентами налогоплательщиков, чья регистрация признана недействительной. Их 31%. На втором месте – жалобы контрагентов, чьи сделки судом признаны недействительными, это 12%.

«Вышеназванная статистика поступающих жалоб нас озадачила. Требуется сократить жалобы, и это можно сделать путем пересмотра отдельных процессов камерального контроля. В настоящее время в рамках рабочей группы по камеральному контролю обсуждаются шаблоны и процедуры камерального контроля. По итогу таких обсуждений будут выноситься соответствующие корректировки», – говорит спикер.

Также с учетом предложений налогоплательщиков, в частности членов Ассоциации налогоплательщиков Казахстана, в Налоговый кодекс в начале текущего года был внесен ряд поправок по камеральному контролю. В частности, отныне решение о неисполнении уведомлений, утвержденное приказом министра, выносится в течение пяти дней, тогда как ранее срок вынесения не был предусмотрен. Это дает возможность налогоплательщику доустранить нарушения без ареста банковских счетов. Кроме того, налогоплательщикам предоставлено право обжалования решений при исполнении уведомлений в течение пяти рабочих дней. Согласно предложению членов АМК в рамках этого проекта подготовлена поправка по части увеличения срока с пяти до 10 рабочих дней. Законопроект находится на рассмотрении. Также предоставлено право внесения ходатайства налогоплательщика на постановление пропущенного срока. Также при подаче жалоб на решения до рассмотрения жалобы не будут назначаться налоговые проверки.

Подготовлены изменения в вышеназванный приказ министра, в соответствии с которым решение о признании уведомления неисполненным будет выноситься органами госдоходов в течение пяти рабочих дней с момента предоставления пояснения либо предоставления сдачи налоговой отчетности. Это дает налогоплательщику право устранить нарушение в полном объеме до окончания срока истечения уведомления. Данный проект приказа направлен на рассмотрение в министерство юстиции.

«Также следует отметить, что во избежание нареканий со стороны налогоплательщиков на 2020 год мы предлагаем создать комиссию из числа представителей АМК, НПП «Атамекен», КГД. Соответствующее предложение уже направлено. В рамках названной комиссии будут рассматриваться жалобы, в частности на уведомления камерального контроля. Были созданы базы шаблонов ответов на уведомления по итогам рассмотрения жалоб. Из года в год комитет проводит работы по усовершенствованию системы камерального контроля. Это позволяет нам создать более комфортные условия для налогоплательщиков, снизижать коррупционные риски и обеспечить поступления в госбюджет. Комитет госдоходов намерен и дальше продолжить работу», – подытожил руководитель департамента.

Мария Галушко

Айдос Сарым: «Люди у нас превратно и узко воспринимают законодательство»

В Казахстане обсуждают первый пакет политических инициатив.

14 Февраль 2020 12:33 1176

Айдос Сарым: «Люди у нас превратно и узко воспринимают законодательство»

Фото: Серикжан Ковланбаев

«Детский сад» или спящие пенсионеры в парламенте? Одна из поправок, входящая в первый пакет политических инициатив президента, – предоставление 30%-ной квоты в избирательных партийных списках для женщин и молодежи – вызвала интересную дискуссию на заседании общественного совета в минюсте.

Неоднозначным оказался вопрос возраста. Прозвучало мнение, что возрастной порог, который установлен законодательством для определения молодежи, 29 лет, не подходит для «пропуска» в депутаты. В таком возрасте человек «жизни не видал еще» и потому не сможет работать с населением, отвечать на его вопросы, считает председатель общественного совета минюста Серик Акылбай.

«Не надо наш законодательный орган превращать в детский сад», – сказал он и предложил поднять возрастную планку до 35 лет.

Другая участница обсуждения – директор союза профессиональных медиаторов «Келiсу» Сара Идрисова, напротив, уверена в том, что «омоложение» парламенту необходимо.

«Мы работаем с парламентом, даже в Интернете есть… как спят наши депутаты, которые занимаются такой важной работой», – говорит она.

Более того, Сара Идрисова считает, что если депутаты будут получать более низкую, чем сейчас, заработную плату и будут лишены всех льгот, это повысит профессиональный уровень законодателей, поскольку в эту сферу придут те, кто хочет искренне работать во благо государства.

Льготы, зарплаты, возраст

«Заработная плата депутатов – это вопрос, который регламентируется внутри парламента. В мировой практике если к власти приходит «очень популистская» либо очень богатая партия, то зарплата снижается, как правило. В истории США есть опыт, когда миллиардеры, работая в правительстве, парламенте, назначали себе зарплату в один доллар и работали за свои деньги», – комментирует для inbusiness.kz политолог Айдос Сарым.

Ссылаясь на свои накопленные еще с 1990-х годов наблюдения за тем, как это происходит в Казахстане, он делится таким мнением:

«Парламентарии, даже приходя на популистских лозунгах, как правило, постепенно начинают требовать себе квартиры, льготы, проездные, командировочные, зарубежные поездки и т. д. Я более чем уверен: все, кто сегодня предлагает что-то (отменить льготы или снизить зарплаты для депутатов. – Ред.), попадя в парламент и не имея при этом сильной материальной базы, уже через полгода начнут эти темы поднимать», – говорит политолог.

По его мнению, каждый депутат, «если он честный человек и за эти лозунги всю жизнь бился», может персонально отказаться от льгот и высокой зарплаты.

«Но опять же законотворчество – это непростая работа, не митинговщина. Это на самом деле большая интеллектуальная деятельность. У нас тоже есть депутаты, которые сутками сидят на рабочих комиссиях, на конференциях, изучают мировой опыт. Если кто-то думает, что интеллектуальный труд менее трудоемок или более легок, чем труд шахтера или водителя, то он сильно ошибается. И если кто-то считает, что такой труд не должен оплачиваться, – тоже», – говорит собеседник.

По поводу возрастного порога: некоторый жизненный опыт, на взгляд эксперта, депутатам, безусловно, необходим.

«После окончания вуза и магистратуры надо еще успеть где-то поработать. Если вы знаете школьников и первокурсников, которые могут спасти страну сейчас, я скажу: давайте поменяем возрастной ценз. Думаю, 25-27 лет – более или менее оптимальный возраст, когда человек может становиться депутатом», – считает Айдос Сарым.

В пакете – четыре реформы

«Мы должны стимулировать активный приход женщин в политику, особенно в законотворческий процесс. Точно так же мы должны способствовать приходу в парламент и местных представительных органов молодежи. Для молодежи необходимо создавать не только социальные, но и общественно-политические лифты», – сказал президент Касым-Жомарт Токаев на втором заседании Национального совета общественного доверия в декабре прошлого года, когда представлял первый пакет политических инициатив.

В целом пакет включает четыре меры реформирования политической системы: внедрение уведомительного принципа организации митингов, снижение порога регистрации политической партии с 40 тыс. до 20 тыс. подписей, предоставление 30%-ной квоты для женщин и молодежи, создание института парламентской оппозиции.

«Прививать общественному сознанию культуру митингов и совершенствовать законодательство о мирных собраниях» – таким был посыл главы государства по поводу митингов.

Законопроект «Об организации и проведении мирных собраний в РК» представили в среду, 12 февраля, на заседании межведомственной комиссии по законопроектной работе в минюсте.

Уведомительный характер организации митингов, пикетов, собраний возможен при условии, что участвовать будет не более 250 человек. Если же количество участников демонстрации, митинга, шествия превышает эту цифру, то предлагается применять регламентированный порядок получения разрешения. Для мирных собраний определят специальные места. Кроме того, в проекте закона прописан механизм рассмотрения уведомлений и заявлений, указан перечень оснований для отказа, введен институт агитации.

Митинги: почему 250

«Норма в 250 человек связана с тем, что у нас в основном больше этого количества на митинги не ходит, – комментирует Айдос Сарым. – Пока идут разговоры по этой теме, я убедился, что люди очень сильно «упираются» в отдельные слова, не понимая сути. Основная дискуссия шла вокруг двух слов – «разрешительный» и «уведомительный». Что такое «уведомительный характер»? Представьте, вы сидите дома, к вам приходят 25-30 друзей и говорят: мы же позвонили. Иногда на таких примерах нужно объяснять. Что будет, если 20 тысяч человек выйдут на улицы или площадь? Ни одна площадь такого количества не выдержит, это большая нагрузка на инфраструктуру».

По словам эксперта, в результате долгих дискуссий было выработано решение – до определенного количества участников можно организовывать митинги в уведомительном порядке, свыше, если говорить о шествии и большом количестве людей, – согласовывать.

«Я в этом ничего страшного не вижу», – комментирует собеседник.

«Люди у нас, к сожалению, превратно и узко воспринимают законодательство, то, каким оно должно быть, – продолжает он. – Ни в одной стране мира, тем более в Европе, законов в том идеалистическом понимании, в каком их представляют, нет. Наоборот, все последнее десятилетие по всей Европе шло ужесточение законов и дальнейшее детальное регламентирование всех событий».

Айдос Сарым считает, что цифра 250 появилась на основе сложившейся в Казахстане практики.

«Повестка проходящих митингов интересна максимум 10-15 тыс. активных пользователей соцсетей. В противном случае мы бы видели другое – по 100 тыс. человек на площадях. Но этого нет. На площади выходят все те же 250 человек. Значит, это их норматив и, значит, у них права кому-то что-то диктовать. Есть закон аналогии и закон прецедента. Если бы у нас на улицах собиралось по 80 тыс. человек и при этом у нас нет подходящих для этого пространств, тогда можно было бы о чем-то другом говорить. Пока этого нет, исходим из всех тех норм и прецедентов, которые есть в нашей недавней истории», – заключает политолог.

Отметим, ранее эксперты обсуждали предложенный пакет реформ. Говорили, в частности, о формате реформ – революционный он или эволюционный, об ожиданиях и о том, что по экономической и социальной корзинам предстоит еще большая работа и «есть шанс более или менее концептуализированные программы или идеи двигать».

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: