RU KZ
В Костанайской области нет единой практики предоставления земельных участков

В Костанайской области нет единой практики предоставления земельных участков

09:21 08 Ноябрь 2020 1731

В Костанайской области нет единой практики предоставления земельных участков

Автор:

Татьяна Шестакова

Общественный мониторинг показал значительные отклонения от норм земельного законодательства, которые зафиксированы практически в каждом районе и городе региона.

Одной из причин может быть часто корректируемый Земельный кодекс. Только в 2020 году, по подсчетам общественных активистов, в него вносили изменения 10 раз. Практика показывает, что вступившие в силу изменения на местах не работают. Часто речь идет о сроках оказания госуслуг. В то же время в некоторых районах до сих пор неверно трактуют некоторые статьи кодекса, по которым практика применения уже отработана.

Спорные вопросы на онлайн-площадке обсудили в Костанайской области с привлечением всех заинтересованных сторон. В обсуждении смогли принять участие как представители акиматов, так и общественных организаций, предприниматели, население.

Время – деньги

«Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам улучшения бизнес-климата» значительно сокращены сроки рассмотрения ходатайств. Если ранее идентификационный документ на земельный участок изготавливался и выдавался госкорпорацией в течение шести рабочих дней, то сегодня на это отводится четыре рабочих дня. Однако только в четырех районах области сотрудники госкорпорации готовы изготовить госакт на землю за четыре рабочих дня: Денисовский, Камыстинский, Карабалыкский, имени Б. Майлина. В оставшихся регионах не учитывают поправки Земельного кодекса, которые вступили в силу с 11 июля 2020 года. Подобные нарушения характерны и для акиматов городов и районов», – отметила председателя ОФ «Гражданский альянс Костанайской области «ГрИн» Утебаева Динара.

Общественные активисты провели обзвон отделов земельных отношений 12 октября. Просили проконсультировать по вопросу получения земельного участка. В частности, речь шла об оказании госуслуги «Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной собственности, не требующие проведения торгов (конкурсов, аукционов)». Сроки оказания госуслуги оказались самыми разными. На момент проведения мониторинга в правилах речь шла о 30 рабочих днях, хотя закон уже предусматривал оказание этой госуслуги в течение 15 рабочих дней. На момент написания материала изменения в правила внесли 30-м октября 2020 года.

Для бизнеса

Областным управлением по контролю за использованием и охраной земель в текущем году проведено уже 20 внеплановых проверок. Результаты показали, что не всегда земельные участки выделяют по закону. Есть факты, когда не проводят конкурс, хотя нужно было бы. Или выделяют земли, прилегающие к существующему участку, без наличия архитектурно-градостроительной или строительной документации. Это нарушение Земельного кодекса.

Особое внимание, учитывая аграрную специфику региона, уделяют распределению и использованию сельхозземель.

«Статьей 43-1 Земельного кодекса РК предусмотрен порядок проведения конкурса. Победитель конкурса определяется земельной комиссией на основании сопоставления конкурсных предложений путем присвоения баллов по прогнозным объемам вкладываемых инвестиций на один гектар. В процессе проведения конкурса зачастую имеются факты определения победителя без подтверждения объема предполагаемых инвестиций, путем голосования членами земельной комиссии. Это приводит к неоднократной отмене результата конкурса», – отметил руководитель управления по контролю за использованием и охраной земель Костанайской области Кайрат Оспанов.

Еще один аспект, вызывающий многочисленные споры, – необходимость размещения всей информации о выделенных земельных участках на сайтах акиматов районов и городов либо специальных стендах в доступных для населения местах. Обновлять информацию на сайтах акиматов должны ежемесячно. Есть еще один способ информировать население о выделяемых земельных участках – публикация списков в местной прессе раз в квартал. Причем детализация данных достаточно серьезная: основание предоставления земельного участка, целевое назначение, площадь, место расположения, вид права, срок аренды. Это требование Земельного кодекса исполняют далеко не все акиматы районов и городов.

Земельный кодекс требует, если в предоставлении земельного участка было отказано, а в причине отказа указана необходимость получить участок через торги или конкурс, то местные исполнительные органы в течение 90 дней со дня отказа должны объявить этот конкурс. Исключение составляют случаи, когда землю просили для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства. Однако конкурсы объявляют далеко не всегда, и в Костанайской области такие споры предпринимателей и акиматов вспыхивают регулярно.

«В целях недопущения в дальнейшем вышеуказанных нарушений со стороны МИО управлением разработан и согласован с первым заместителем акима области специальный план-график. Наши сотрудники будут выезжать в регионы для оказания методической помощи и проведения информационно-разъяснительной работы отделам земельных отношений», – отметил Кайрат Оспанов.

То есть речь идет о некомпетентности некоторых специалистов госорганов на местах. Это показывает и результаты общественного мониторинга в части оказания госуслуги по предоставлению земельных участков вне конкурсов/торгов.

В управлении также поднимают вопрос возврата функций контроля за использованием и охраной земель с уровня районов на уровень области. Специалисты регионального ведомства подчеркивают, что с передачей функций районам работа по выявлению неиспользуемых земельных участков стала менее эффективной.

«Принимаемые земельной инспекцией меры по выявлению нарушений и изъятию неиспользуемых земель в соответствии со статьями 92-94 Земельного кодекса РК занимают более двух лет. Хотя можно применять процедуру досрочного расторжения договора аренды неиспользуемого земельного участка. В рамках действующего земельного законодательств указанная процедура ограничена статьей 81 Земельного кодекса, где досрочное расторжение договора аренды неиспользуемого земельного участка не допускается, если данный участок находится в залоге. Предлагаем изложить п.п.2 п. 3 ст. 81 кодекса в следующей редакции «досрочное прекращение договора аренды земельного участка или договора безвозмездного землепользования в случае ненадлежащего исполнения либо неисполнения землепользователем условий договора аренды», – резюмировал Кайрат Оспанов.

Он также поддержал предложение директора ТОО «Зуевка» Алтынсаринского района Александра Бородина о том, чтобы узаконить процедуру перепродажи права землепользования. Сегодня многие, пользуясь отсутствием НПА в этой сфере, перепродают участки через залог.

Для жизни

Есть и вопросы проставления отметок при подаче заявления на постановку в очередь для получения земельного участка. Хотя в рамках получения соответствующей госуслуги такое требование есть. У заявителя должна оставаться копия заявления с датой и временем приема документов. Заветное право на 10 соток осуществить многие не могут годами. В Костанайской области в очереди стоит больше 33 тыс. человек. Больше всего желающих в Костанае и Костанайском районе. Дата и время обращения, по данным общественного мониторинга, не проставляется в аппаратах акимов Костаная, а также Мичуринском и Жамбылском сельских округах Костанайского района. Общественные активисты считают, что отсутствие такой отметки вызывает сомнение в справедливости формирования очереди у ее участников.

Со стороны общественников также звучат предложения об автоматизации очереди. Сегодня на портале электронного правительства услугу не оказывают, хотя законодательство такую возможность предусматривает. Информацию о своей позиции в общей очереди можно получить на сайтах акиматов, где информацию выкладывают в формате excel. Автоматизация, и это признают в госорганах на уровне области, снизит число жалоб на отсутствие движения в очереди.

«Вопреки нормам Земельного кодекса, предусматривающего подачу заявления на имя того акима, где расположен земельный участок, на портале ограничен выбор акимов сельских округов. При выборе государственной услуги «Выдача решения на изменение целевого назначения земельного участка» в качестве адресатов представлены только 69 аппаратов акимов сельских округов (Алтынсаринского, Житикаринского, Костанайского, Денисовского, Мендикаринского, Федоровского районов). Тогда как в нашей области – 196 аппаратов акимов сельских округов, сел, поселков», – отметила Динара Утебаева.

Часть высказанных предложений лежит вне компетенции областных ведомств, потому соответствующие письма будут направлены в центральные госорганы. Однако в части случае, в том числе по неправомерным отказам в предоставлении земельных участков, контролирующие органы будут вести точечную работу, в том числе с привлечением экспертов палаты предпринимателей.

Татьяна Шестакова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!