DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 324,92 Brent 36,55
В медучреждениях выявлены излишки лекарств на 4,3 млрд тенге

В медучреждениях выявлены излишки лекарств на 4,3 млрд тенге

Медучреждения некорректно формируют потребность в лекарственных средствах.

08 Апрель 2019 13:43 4963

В медучреждениях выявлены излишки лекарств на 4,3 млрд тенге

Автор:

Карина Алимова

Новости

Все новости

В сфере здравоохранения выявлены факты неполучения пациентами выписанных лекарств. При этом в программе информационной системы лекарственного обеспечения по ним отмечается факт получения препаратов. Кроме этого, медорганизации практикуют нерациональное использование остатков лексредств и медизделий. Об этом на брифинге в Службе центральных коммуникаций сообщила председатель Комитета фармации Министерства здравоохранения Людмила Бюрабекова.

Такую ситуацию в сфере здравоохранения показал мониторинг, проведенный ведомством.

«Остатки лекарственных препаратов и медизделий за 2016-2017 годы в 11 регионах страны выявлены на общую сумму 4,3 миллиарда тенге. При этом в ИСЛО по регионам остатки отсутствуют, все лекарства списаны пациентам. По итогам проверок Генеральной прокуратуры в регионах на сегодняшний день возбуждено более 20 уголовных дел», – сообщила Людмила Бюрабекова.

По результатам контрольного мероприятия обнаружены следующие случаи избыточного формирования потребности в препаратах медучреждениями.

Так, в СПИД-центре Алматинской области выявлено уничтожение непригодных к реализации антивирусных препаратов на 17 млн тенге. 

В Жамбылском областном центре профилактики и борьбы со СПИДом лекарства ликвидированы на 28 млн тенге.

«В итоге в 2018 году центр получил двойную заявку, и сейчас такой же риск истечения сроков препаратов и необходимости их уничтожения», – констатировала председатель Комитета фармации.

Также были выявлены пациенты, которые не получали препараты в 2018 году от двух до одиннадцати месяцев. В частности, такие нарушения допускались в Центре психического здоровья города Шымкента, в Павлодарском областном психоневрологическом диспансере, в Жамбылском областном центре психического здоровья, в Центре психического здоровья Туркестанской области.

Карина Алимова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

«СК-Фармация» доложит об обеспечении лекарствами в период ЧП

Отгрузка медикаментов в медорганизации осуществляется в плановом режиме.

21 Апрель 2020 15:00 2563

«СК-Фармация» доложит об обеспечении лекарствами в период ЧП

Сегодня в службе центральных коммуникаций при президенте РК на пресс-конференции председатель правления ТОО «СК-Фармация» Берик Шарип рассказал о работе, которая проводится единым дистрибьютором для своевременного обеспечения казахстанцев лекарственными препаратами.

С учетом эпидемиологической ситуации единый дистрибьютор принял меры по обеспечению бесперебойной поставки лекарственных средств и медицинских изделий в медицинские организации республики.

«В медицинские организации отгружены по республике медикаменты на сумму 86 млрд тенге. В том числе для пациентов, получающих лекарственные средства амбулаторно, отгружены медикаменты на сумму 47 млрд тенге», – сообщил Берик Шарип.

Из них, по словам председателя «СК-Фармация», к настоящему моменту уже выданы пациентам препараты на сумму 27 млрд. тенге. То есть в настоящее время в медицинских организациях есть лекарства на сумму 20 млрд. тенге, чтобы бесперебойно обеспечивать пациентов лекарствами.

Для стационаров по республике отгружены лекарства и медизделия на сумму 39 млрд тенге. Этого должно хватить для бесперебойного обеспечения пациентов, проходящих лечение в стационарах.

«В среднем ежемесячная потребность по стране составляет 8-9 млрд тенге. Запас лекарственных препаратов на наших складах в настоящее время – более чем на 30 млрд тенге. С учетов препаратов, имеющихся в наличии в регионах, у единого дистрибьютора имеется в наличии приблизительно полугодовой запас в лекарственных средствах», – отметил Берик Шарип.

Стоит отметить, в настоящее время в медицинских организациях сформирован запас в необходимых лекарствах, достаточный для лечения более десяти тысяч потенциальных пациентов, зараженных коронавирусной инфекцией. Это противовирусные, жаропонижающие, антибактериальные, кардиотические препараты, бронхолитические средства, электролитные и коллоидные растворы, системные кортикостероиды и другие медикаменты.

Учитывая, что пациенты, состоящие на диспансерном учете, составляют уязвимую группу граждан, многие из которых находятся в группе риска, в регионах организуется централизованная доставка лекарств хроническим пациентам. На период чрезвычайной ситуации единым дистрибьютором проработан вопрос с перемещением лекарственных препаратов для диспансерных пациентов. Если пациент переехал в рамках одного региона, специалисты «СК-Фармация» смогут переместить необходимые лекарства.

«В такой ситуации пациентам будет необходимо позвонить в контакт-центр по бесплатному лекарственному обеспечению по номеру 1439. Операторы примут обращение, и специалисты единого дистрибьютора совместно с медицинскими организациями будут решать вопрос по перемещению необходимых лекарств. В рамках одного региона это возможно», – отметил Берик Шарип.

Напомним, список единого дистрибьютора на 2020 год включает 1385 наименований лекарственных средств и медицинских изделий на сумму 259 млрд тенге.

Саян Абаев

Ожидания и реальность: как работает обязательная медстраховка

Исследование inbusiness.kz о том, как страховая система здравоохранения столкнула права пациентов и обязанности врачей.

29 Январь 2020 08:12 9682

Ожидания и реальность: как работает обязательная медстраховка

Фото: Максим Морозов

– Обязательно зайдите на прием к заведующей! – нежнейшим голосом сказала медсестра, но прозвучало это как-то зловеще…

– Зачем к заведующей? – принимая из рук медсестры конверт с рентгеновским снимком, молодая женщина еле устояла на подкашивающихся ногах.

– Просто заведующая хочет с вами переговорить, – любезно объяснила медсестра.

«Такая забота о здоровье», – не в силах сдерживать приступы сильного кашля, женщина отправилась на поиски нужного кабинета. В коридорах – неутихающий гул из людских голосов, кашля, чихания, шарканья ног и хлопанья дверей. Кабинет заведующей нашелся не сразу. Дверь в кабинет была перекрыта очередью…

Жительница Усть-Каменогорска Жанна К. подхватила пневмонию в канун нового 2020 года (здесь и далее имена некоторых героев изменены по их просьбе). Пневмония – это опасная инфекция, передающаяся воздушно-капельным путем. Протекать болезнь может по-разному, а основные симптомы – это затрудненное дыхание и усиливающийся кашель (в некоторых случаях высокой температуры может не быть). Сам пациент не сможет определить, пневмония у него или нет – диагноз должен поставить врач на основе осмотра, рентгена и анализов. Врач должен назначить лечение. Если качественная медпомощь не будет оказана вовремя, болезнь может закончиться летально.

Врачи об этом знают, но все равно, в рамках каких-то своих внутренних протоколов и в ущерб больному заставляют бегать по кабинетам: пройти скрининг-обследование, зайти на прием к заведующей, только для того чтобы начальница повторила уже известный пациенту диагноз. Таких случаев, когда медперсонал принимает решения не в интересах больного, а руководствуясь внутренними протоколами, немало. Как будто главное не результат лечения, а количество оказанных медицинских услуг и пройденных кабинетов…

Часть 1. НЕ быстро или НЕ бесплатно

Теперь, с января 2020 года, в стране заработала страховая система здравоохранения. Глава минздрава Елжан Биртанов обещал, что зарплаты врачей вырастут, а пациентов будут лечить лучше, бесплатно снабжать лекарствами и всеми видами диагностики…

Но, по сути, изменилось немногое. Все те же коридоры, битком набитые посетителями, обязательные к исполнению протоколы и отказы в своевременном обследовании и лечении.

«Систему ОСМС просто неправильно поняли. Люди думают, что все должно стать лучше, чем раньше. Но на самом деле в рамках ОСМС пока все осталось так же, как и было. Пройдет некоторый промежуток времени, прежде чем ситуация выровняется», – объясняет директор ТОО «Независимый консалтинг медицинского сообщества» Даурен Нурсапанов.

Опираясь на закон «Об ОСМС» Нурсапанов считает: быстро и при этом бесплатно получить квалифицированную помощь в поликлинике не получится, записываться к узким специалистам, быть может, придется за месяцы вперед, все зависит от нагрузки врача.

«Очень много людей нуждаются в консультации узкого специалиста, но доктор работает в медучреждении всего четыре часа, по нормативам прием длится 20 минут. За это время специалист не всегда успевает принять всех, и поэтому идет запись на другой день. Так образуется длинная очередь, но от количества прикрепленного населения», – описывает ситуацию Нурсапанов и добавляет, что преимущества у ОСМС, конечно же, есть, к примеру, можно бесплатно сделать магнитно-резонансную томографию, чего раньше не было, пройти КТ диагностику, получить услуги стоматолога: «ОСМС дает расширенный пакет услуг, ранее не предусмотренных в ГОБМП. Да, придется ждать, потому что поставщиков медуслуг, которые работают в системе ОСМС, у нас на самом деле мало».

Проще говоря, бесплатная медпомощь и диагностика доступна только в длинной очереди. Нужна, к примеру, человеку операция, а ему говорят: «Ждите». Можно ждать неделю, можно месяц, можно полгода или год. Актюбинец Артем Головня, который получил страшные ожоги, пытаясь вытащить из огня пенсионера, уже восемь месяцев ждет, когда ему оформят квоту в ожоговый центр Нур-Султана или Алматы.

Впрочем, всегда есть возможность все сделать оперативно, но за деньги.

Врачи в поликлиниках так и говорят пожилым людям, нуждающимся в операции: «система ОСМС не отрегулирована, может быть, только в апреле все начнет работать как надо, а пока по-прежнему платные медуслуги и обязательные благодарности никто не отменял».

Часть 2. Объем для частной клиники

Жительница Алматы Камила Н. уже в январе этого года лечила от отита десятилетнюю дочку.

«Я обзвонила несколько частных лор-клиник, чтобы записать ребенка на лечение. А мне говорят, что не работают по системе ОСМС, и называют сумму, в которую обойдется прием и диагностика».

Счет, который выписали за прием, диагностику и лечение в частной лор-клинике, женщина описывает как «космический».

«Преимущества ОСМС для частных клиник пока незаметны, так как тарифы все так же мизерные. Минздрав обещает, что поднимет тарифы, но пока этого не сделал. Если у нас прием врача высшей категории стоит 6 тысяч тенге, то государство оценивает эту услугу в 500-700 тенге. Поэтому хорошим частным клиникам работать по системе ОСМС пока не очень интересно», – в беседе с корреспондентом inbusiness.kz рассказал исполнительный директор сети ЛОР Центров «Ай-медикус» Алмат Нурбаев.

«Люди думают, что можно пойти в любую частную клинику и потребовать бесплатное обследование и лечение. Нет, так это не работает, – говорит Даурен Нурсапанов. – Получить лечение у узкого специалиста можно только по назначению участкового врача и только в той клинике, с которой у медучреждения, к которому прикреплен пациент, заключен договор».

Не совсем понятно и как распределяются объемы (читай финансы) между медицинскими учреждениями. По словам самих медиков, любая клиника может внести себя в базу поставщиков медицинских услуг, но не факт, что объемы получат все. В ФМС (Фонд медицинского страхования) работает специальная комиссия, которая следуя каким-то правилам, распределяет эти самые объемы между медицинскими учреждениями.

Из официального ответа минздрава на запрос inbusiness.kz, следует, что оплата медицинских услуг производится не по факту их оказания, а по плану.

Процесс планирования включает следующие этапы:

  • оценка прогнозной потребности населения в медицинской помощи в рамках ГОБМП (гарантированного объема бесплатной медицинской помощи) и в системе ОСМС;
  • планирование объемов медицинских услуг в рамках ГОБМП и в системе ОСМС;
  • определение объемов бюджетных средств в рамках ГОБМП и прогнозного объема затрат для оплаты медицинской помощи в системе ОСМС;
  • формирование плана закупа медицинских услуг в рамках ГОБМП и в системе ОСМС.

«По какому принципу в комиссии планируют, кто будет получать, а кто нет, – непонятно. Поэтому далеко не все медицинские учреждения оказывают услуги в рамках обязательного страхования. Возможно, основной объем делится между государственными поликлиниками, а остальное оставляют частным», – рассуждает Нурбаев.

Из-за непонятного распределения объемов людей стали откреплять от одних поликлиник и прикреплять в другие, причем без их ведома.

«На основании публикаций в социальной сети Facebook по городу Алматы наблюдается массовое нарушение прав пациентов по перераспределению. Со слов пациентов, их прикрепляют к частным медорганизациям без их ведома, более того, в нарушение норм законодательства РК», – написала на своей странице в Facebook председатель городского общества инвалидов «Подранки-Шарасыздар» Галия Тобатаева.

Часто поликлиники отказывают в прикреплении. В алматинской поликлинике медцентра управления делами президента РК (в народе совминовская) желающим прикрепиться отвечают, что «акция по прикреплению давно прошла, кто успел, тот успел». При этом новые пациенты (из числа тех, кто успел по акции) не получат столько же услуг, сколько ранее прикрепленный контингент (высокопоставленные чиновники), для которых у поликлиники есть своя скорая помощь, услуги массажа, санаторное лечение, стоматология и пр., что для обычных полисов ОСМС доступно лишь за отдельную плату.

Есть и еще один не менее интересный момент. Если зайти на сайт госзакупок,  можно увидеть, что в рамках ГОБМП в 2020 году государство выделило 104 млрд тенге, а в рамках ОСМС – 55 млрд.

Однако поликлиники, не разобравшись в страховой системе, постарались взять тендеры в рамках ОСМС. Тендеры в рамках ГОБМП медучреждения интересовали в меньшей степени. Но уже первый месяц работы показал, что такой выбор был ошибкой. Работающие люди не ходят по поликлиникам, частые посетители медучреждений – это пенсионеры, инвалиды, дети и другие, относящиеся к 15 льготным категориям граждан, взносы за которых платит государство.

Часть 3. Деньги фонда

Ежегодно на здравоохранение в Казахстане выделяется очень низкий процент от ВВП –3,5%. Как считают специалисты, на такие деньги построить качественную систему здравоохранения невозможно. К примеру, в Германии и США на здравоохранение тратят 11,1 и 17,1% от ВВП соответственно.

С 2011-го по 2018 год число больничных организаций в Казахстане сокращалось почти каждый год. В 2011 году в стране работало 1009 больниц, а в 2018-м – только 788 (к слову, в 1991 году в стране было 1805 больничных организаций). Сокращение количества больниц сопровождалось многочисленными жалобами на низкие зарплаты врачей и высокую нагрузку.

Если более детально посмотреть статистику медицинских услуг,  больничными организациями в третьем квартале 2019 года оказано услуг на 189 583,5 млн тенге (или 56,1%). Организации, занимающиеся общей врачебной практикой, за этот же период оказали услуги на 45 491,7 млн тенге (или 13,5%).

Экспертная оценка гласит, такая статистика может свидетельствовать только об одном: казахстанцы по большей части не лечатся, а спасаются. То есть обращаются к врачам в самый последний момент, для лечения острых, запущенных болезней.

В 2015 году был принят закон, делающий систему здравоохранения страховой, чтобы пациенты могли получать всю необходимую медпомощь, а врачи – высокую зарплату.

Два с половиной года (с июля 2017-го) Фонд медицинского страхования (ФМС) получал страховые взносы от населения и готовился к тому, чтобы решительно изменить здравоохранение в лучшую сторону.

На что тратились эти деньги – неизвестно, тем не менее, каждый год ФМС отчитывается, сколько млрд собрал. К примеру, общая сумма поступлений за шесть месяцев 2017 года – 32,1 млрд тенге, а в декабре 2019 года поступления в фонд медицинского страхования составили 12,6 млрд тенге. То есть поступления в фонд растут, только ситуация в отечественной медицине в лучшую сторону не меняется.

Между тем общая численность работников фонда по состоянию на 31 декабря 2018 года составила 615 человек. Из них ключевой управленческий персонал состоит из восьми членов правления фонда во главе с министром здравоохранения Биртановым, общая сумма вознаграждения ключевого управленческого персонала составила 190 млн тенге за 2018 год…

Катерина Клеменкова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: