/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 376,94 Brent 36,55
В семь раз сократились госзакупки из одного источника по несостоявшимся закупкам

В семь раз сократились госзакупки из одного источника по несостоявшимся закупкам

Однако чиновники нашли другой способ – искусственное дробление лота.

10:02 15 Август 2019 9673

В семь раз сократились госзакупки из одного источника по несостоявшимся закупкам

Автор:

Майра Медеубаева

В рамках стимулирования добросовестной конкуренции Министерство финансов ставило задачу – снижение доли закупок из одного источника. Для решения данного вопроса с 1 января 2019 года исключена возможность заключения договора из одного источника по несостоявшимся закупкам, теперь заказчики обязаны проводить госзакупки повторно.

"Как результат, с начала этого года наблюдается резкое уменьшение доли госзакупок из одного источника по несостоявшимся закупкам, с 51,3% в 2018 году до 7% за семь месяцев 2019 года, что привело к экономии по итогам госзакупок в сумме 283 млрд тенге", – рассказал вице-министр финансов Руслан Бекетаев на брифинге в Правительстве, состоявшемся 14 августа.

По данным министерства, несмотря на принимаемые меры, доля одного источника по малозначительным закупкам товаров, не превышающим 100 МРП (252 500 тг.), и работ и услуг, не превышающих 500 МРП (1 262 500 тг.), составляет 306 млрд тенге, или 11% от общей суммы закупок.

"При этом заказчики для этих целей зачастую искусственно дробят на лоты товары, работы и услуги. В этой связи в новых поправках в закон о госзакупках мы предлагаем внедрить новый конкурентный способ закупок через интернет-магазин, посредством которого можно будет быстро и удобно приобретать мелкие товары", – продолжил Р. Бекетаев.

Только в случае невозможности использования данного способа (отсутствует доступ к Интернету, невозможность доставки и т. д.) будет осуществляться закуп из одного источника.

Также планируется в целях ускорения процесса закупок внедрить новый способ закупок – конкурс с использованием рамочных соглашений, который позволит осуществлять закупки в среднем до трех-пяти дней вместо 45 дней (открытый конкурс).

В целях снижения злоупотреблений до конца текущего года на портале госзакупок будет запущен новый функционал «Электронный депозитарий» опыта работы, т. к. 80% госзакупок составляют строительство и оказание услуг, где основным критерием определения победителя служит опыт работы. Данный функционал позволит рассчитывать опыт работы автоматически, рассказал вице-министр.

Вместе с тем Минфин прорабатывает новую модель централизации госзакупок. На сегодняшний день в среднем ежегодный объем госзакупок в республике составляет 3,2-3,5 трлн тенге. При этом в 2018 году только 15% госзакупок организовываются едиными организаторами госзакупок (на республиканском, областном и районном уровнях). Остальная часть госзакупок – 85% – проводится заказчиками самостоятельно.

"Следует отметить, что сегодня в Казахстане насчитывается 25 тысяч заказчиков, больше половины из них – это организации образования, здравоохранения, культуры, спорта и социальной сферы: школы среднего образования, детские сады, больницы, поликлиники, приюты, интернаты, спортшколы, дома культуры, – продолжил вице-министр.

По его словам, у перечисленных организаций отсутствуют специальные структурные подразделения по проведению госзакупок. Эти функции возложены на бухгалтеров, а ответственность несут директора школ и главные врачи.

"Учитывая, что на них возложены несвойственные функции по проведению госзакупок, это влечет ряд негативных последствий. Предлагаемая нами модель предусматривает передачу основных закупок единым организаторам на республиканском, областном и районном уровнях соответственно", – подчеркнул Руслан Бекетаев.

По данным министерства, это приведет к снижению закупщиков с 25 тыс. до порядка 500 и, соответственно, к облегчению антикоррупционного контроля, улучшит профессионализацию закупщиков и освободит от несвойственных функций учителей и врачей.

Также в рамках улучшения качества закупаемых товаров, работ, услуг и повышения квалификации потенциальных поставщиков законодательно введено новое квалификационное требование в виде финансовой устойчивости потенциального поставщика, которое вводится в действие с 1 сентября 2019 года. Оно будет определяться по таким параметрам, как уплаченные налоги, наличие оборотных и основных средств, фонд оплаты труда.

Данная информация будет извлекаться из информационных систем Комитета государственных доходов автоматически и проверяться веб-порталом «на входе» перед подачей заявки на участие в конкурсе. Например, уплаченные налоги должны составлять не менее 3% от доходов, полученных от госзакупок.

Так, к примеру, данные показатели были наложены на госзакупки в сфере строительства, проведенные в 2018 году, объем которых составил 1,2 трлн тенге, с участием в них 1579 компаний.

Анализ показал, что в большинстве случаев в закупках участвовали компании с высокими финансовыми рисками, из которых при использовании критериев финансовой устойчивости им соответствовало бы только 232 компании (15%).

На первом этапе данный подход будет применяться только по госзакупкам в сфере строительства, с дальнейшим расширением его применения. Кроме того, установленный с 1 января 2019 года ключевой показатель по признанию победителя в случае равенства цен и опыта работы – сумма уплаченных налогов уже показывает хорошие результаты, уже более чем в 4000 закупкок установлены победители по данному показателю.

Данная мера была введена для исключения возможности участия в госзакупках недобросовестных налогоплательщиков.

"Например, в 2018 году заказчиком с потенциальным поставщиком заключен договор о госзакупках на крупную сумму 3,7 млрд тенге на работы, связанные со строительством, при этом сумма уплаченных налогов года у этого поставщика составила всего 190 тысяч тенге", – отметил Бекетаев.

Как известно, с 1 июля этого года в целях повышения качества закупаемых товаров, а также исключения посредников закупки товаров мебельной и легкой промышленности осуществляются только способом конкурса с предварительным квалификационным отбором.

Майра Медеубаева

Предприниматели жалуются на закупки «Самрук-Казына»

Актюбинский завод нефтяного оборудования озвучил свои замечания.

12 Июнь 2020 10:27 2276

Предприниматели жалуются на закупки «Самрук-Казына»

Фото: Максим Морозов

Представители Актюбинского завода нефтяного оборудования говорят о проблемах, которые возникают в процессе участия в закупках фонда «Самрук-Казына». Об этом генеральный директор завода Гасал Мусин рассказал в ходе совещания в селекторном режиме премьер-министра Аскара Мамина с представителями бизнеса.

Так, по данным предпринимателя, основные проблемы возникают в процессе участия в закупках «Самрук-Казына», в частности в «ОзенМунайГаз». Среди озвученных вопросов – отсутствие обязательств заказчиков по сохранению объемов закупа.

«При участии в закупках компаний «Самрук-Казына» поставщикам необходимо предоставить гарантийное письмо о сохранении рабочих мест до конца действия договора. В то же время ответные гарантийные обязательства о сохранении объема закупаемого товара отсутствуют», – подчеркнул директор завода.

Длительные сроки оплаты также входят в число замечаний. Используя установленные сроки оплаты за поставленную продукцию в 30 календарных дней, заказчики фактически производят оплату на 30-й день. По его словам, во время карантина фонд принял решение оплачивать заказ в течение пяти дней. Однако почему нельзя установить это правило на постоянной основе, вопрошает директор завода. Кроме того, по мнению Гасала Мусина, закупочные цены не соответствуют рыночным. Они устанавливаются без учета роста курса валюты, а также роста цен на сырье и материалы, которые в среднем выросли на 18%. 

«Не всегда учитывается приоритет товаропроизводителей холдинга. Наш завод – единственный производитель насосной штанги, состоящий в реестре ТПХ, при этом участвует в конкурсах на общих основаниях. По причине того, что система позволяет проводить тендер среди всех, не учитывается приоритет отечественных товаропроизводителей. Тендеры признаются несостоявшимися, объявляются снова и снова», – говорит Гасал Мусин.

В этой связи он предложил внести нормы в стандарт закупок, не позволяющие менять объем законтрактованной продукции; сократить сроки оплаты за поставленную продукцию до пяти рабочих дней с момента подписания акта приемки; пересмотреть закупочные цены (в последний раз цена менялась в 2018 г.).

«В случае наличия единственного производителя, состоящего в перечне ТПХ, заказчик обязан заключить договор с данным отечественным производителем», – резюмировал директор завода. 

Справка: АО «Актюбинский завод нефтяного оборудования» является специализированным машиностроительным предприятием по производству нефтепромыслового оборудования, отечественным производителем насосных штанг и муфт к ним.

Саян Абаев

Нарушения на 2,8 млрд тенге ЕОЗ выявило в закупках квазигоссектора

В апреле с помощью ресурса сэкономлено 827 млн тенге бюджетных средств.

08 Июнь 2020 15:21 1481

Нарушения на 2,8 млрд тенге ЕОЗ выявило в закупках квазигоссектора

Портал «Единое окно закупок» НПП «Атамекен», интегрирующий данные АО «НУХ «Байтерек», АО «ФНБ «Самрук-Казына», АО «НУХ «КазАгро», АО NadLoc, АО «ЦЭФ», выявил нарушения в процедуре закупок на 2,8 млрд тенге. Об этой на своей странице в сети Facebook сообщил заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей Ербол Устемиров.

«Посредством портала только за апрель текущего года сотрудниками агентства по противодействию коррупции РК сэкономлено 827 млн тенге бюджетных средств. Всего за время реализации проекта экономия бюджетных средств составила 2,8 млрд тенге! Думаю, мы идем в правильном направлении. Руководство агентства поддержало наши инициативы по усилению борьбы с коррупцией в закупках организаций квазигоссектора, за особым порядком закупок и включению своих представителей в состав региональных комиссий по местному содержанию», – отметил Ербол Устемиров.

Он напомнил, что портал «Единое окно закупок» запущен Нацпалатой в 2018 году. Платформа показывает риски нарушений в закупках по всем регионам и по каждой госорганизации. С помощью данного сервиса можно увидеть завышение или занижение цен, обоснованность закупки из одного источника, оказание благосклонности конкретным поставщикам, наблюдать динамику закупок.

Так, по его данным, в Туркестанской области в 2019 году выявлено 146 закупок с признаками нарушений. Наибольшее количество отмечается в учреждениях медицины, образования и соцобеспечения региона.

«За 2019 год в области выявлено 1070 случаев завышения цены на общую сумму 620 млн тенге. К примеру, департаментом полиции закуплена бумага формата А4 по цене 3350 тенге, тогда как на рынке медианная цена составляет всего лишь 1300 тенге, то есть данная закупка обошлась бюджету в 2,5 раза дороже.

Ряд госучреждений региона проявляют благосклонность к определенным поставщикам. Так, одна из таких организаций (КГУ «Жасыл Туркестан») заключила 49 договоров на общую сумму более 16 млн тенге с одним поставщиком из одного источника», – привел примеры заместитель председателя правления НПП.

Карина Алимова