В рамках стимулирования добросовестной конкуренции Министерство финансов ставило задачу – снижение доли закупок из одного источника. Для решения данного вопроса с 1 января 2019 года исключена возможность заключения договора из одного источника по несостоявшимся закупкам, теперь заказчики обязаны проводить госзакупки повторно.
"Как результат, с начала этого года наблюдается резкое уменьшение доли госзакупок из одного источника по несостоявшимся закупкам, с 51,3% в 2018 году до 7% за семь месяцев 2019 года, что привело к экономии по итогам госзакупок в сумме 283 млрд тенге", – рассказал вице-министр финансов Руслан Бекетаев на брифинге в Правительстве, состоявшемся 14 августа.
По данным министерства, несмотря на принимаемые меры, доля одного источника по малозначительным закупкам товаров, не превышающим 100 МРП (252 500 тг.), и работ и услуг, не превышающих 500 МРП (1 262 500 тг.), составляет 306 млрд тенге, или 11% от общей суммы закупок.
"При этом заказчики для этих целей зачастую искусственно дробят на лоты товары, работы и услуги. В этой связи в новых поправках в закон о госзакупках мы предлагаем внедрить новый конкурентный способ закупок через интернет-магазин, посредством которого можно будет быстро и удобно приобретать мелкие товары", – продолжил Р. Бекетаев.
Только в случае невозможности использования данного способа (отсутствует доступ к Интернету, невозможность доставки и т. д.) будет осуществляться закуп из одного источника.
Также планируется в целях ускорения процесса закупок внедрить новый способ закупок – конкурс с использованием рамочных соглашений, который позволит осуществлять закупки в среднем до трех-пяти дней вместо 45 дней (открытый конкурс).
В целях снижения злоупотреблений до конца текущего года на портале госзакупок будет запущен новый функционал "Электронный депозитарий" опыта работы, т. к. 80% госзакупок составляют строительство и оказание услуг, где основным критерием определения победителя служит опыт работы. Данный функционал позволит рассчитывать опыт работы автоматически, рассказал вице-министр.
Вместе с тем Минфин прорабатывает новую модель централизации госзакупок. На сегодняшний день в среднем ежегодный объем госзакупок в республике составляет 3,2-3,5 трлн тенге. При этом в 2018 году только 15% госзакупок организовываются едиными организаторами госзакупок (на республиканском, областном и районном уровнях). Остальная часть госзакупок – 85% – проводится заказчиками самостоятельно.
"Следует отметить, что сегодня в Казахстане насчитывается 25 тысяч заказчиков, больше половины из них – это организации образования, здравоохранения, культуры, спорта и социальной сферы: школы среднего образования, детские сады, больницы, поликлиники, приюты, интернаты, спортшколы, дома культуры, – продолжил вице-министр.
По его словам, у перечисленных организаций отсутствуют специальные структурные подразделения по проведению госзакупок. Эти функции возложены на бухгалтеров, а ответственность несут директора школ и главные врачи.
"Учитывая, что на них возложены несвойственные функции по проведению госзакупок, это влечет ряд негативных последствий. Предлагаемая нами модель предусматривает передачу основных закупок единым организаторам на республиканском, областном и районном уровнях соответственно", – подчеркнул Руслан Бекетаев.
По данным министерства, это приведет к снижению закупщиков с 25 тыс. до порядка 500 и, соответственно, к облегчению антикоррупционного контроля, улучшит профессионализацию закупщиков и освободит от несвойственных функций учителей и врачей.
Также в рамках улучшения качества закупаемых товаров, работ, услуг и повышения квалификации потенциальных поставщиков законодательно введено новое квалификационное требование в виде финансовой устойчивости потенциального поставщика, которое вводится в действие с 1 сентября 2019 года. Оно будет определяться по таким параметрам, как уплаченные налоги, наличие оборотных и основных средств, фонд оплаты труда.
Данная информация будет извлекаться из информационных систем Комитета государственных доходов автоматически и проверяться веб-порталом "на входе" перед подачей заявки на участие в конкурсе. Например, уплаченные налоги должны составлять не менее 3% от доходов, полученных от госзакупок.
Так, к примеру, данные показатели были наложены на госзакупки в сфере строительства, проведенные в 2018 году, объем которых составил 1,2 трлн тенге, с участием в них 1579 компаний.
Анализ показал, что в большинстве случаев в закупках участвовали компании с высокими финансовыми рисками, из которых при использовании критериев финансовой устойчивости им соответствовало бы только 232 компании (15%).
На первом этапе данный подход будет применяться только по госзакупкам в сфере строительства, с дальнейшим расширением его применения. Кроме того, установленный с 1 января 2019 года ключевой показатель по признанию победителя в случае равенства цен и опыта работы – сумма уплаченных налогов уже показывает хорошие результаты, уже более чем в 4000 закупкок установлены победители по данному показателю.
Данная мера была введена для исключения возможности участия в госзакупках недобросовестных налогоплательщиков.
"Например, в 2018 году заказчиком с потенциальным поставщиком заключен договор о госзакупках на крупную сумму 3,7 млрд тенге на работы, связанные со строительством, при этом сумма уплаченных налогов года у этого поставщика составила всего 190 тысяч тенге", – отметил Бекетаев.
Как известно, с 1 июля этого года в целях повышения качества закупаемых товаров, а также исключения посредников закупки товаров мебельной и легкой промышленности осуществляются только способом конкурса с предварительным квалификационным отбором.
Майра Медеубаева