/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 419,55 Brent 36,55
В Театре оперы и балета им. Абая подвели итоги уходящего года и поделились планами на будущий

В Театре оперы и балета им. Абая подвели итоги уходящего года и поделились планами на будущий

В рамках 2019 года театр отметил свой 85-летний юбилей будущий будет проходить под знаком празднования 175-летия Абая.

10:58 27 Ноябрь 2019 12326

В Театре оперы и балета им. Абая подвели итоги уходящего года и поделились планами на будущий

Автор:

Ольга Власенко

Одним из ярких событий уходящего года стала обновленная современная постановка оперы «Евгений Онегин» Петра Чайковского. Юбилей театра совпал с 220-летием Александра Пушкина и 140-летием оперы. А завершился год значимыми для истории театра гастролями в Великобритании, на сцене знаменитого лондонского театра «Колизей». И хотя гастроли были не продолжительными, фактически без репетиций на местной сцене, за один вечер нашей балетной труппе удалось показать лондонской публике два спектакля – «Шопениану» и «Шахерезаду». Труппа танцевала без живых декораций в 3D-проекциях и, по словам организаторов, не ударила лицом в грязь.

Артисты ответили на вопросы inbusiness.kz: в чем значимость этого события? Как оно стало возможным? И какова история театральных гастролей?

По словам директора Театра оперы и балета им. Абая Аи Калиевой, в его гастрольном списке – Германия, Китай, Россия, Греция, Франция, Италия, Кыргызстан, Мальта… но гастроли такого статуса случились впервые. «Колизей» входит в пятерку топовых мировых театров. Выступая на этих подмостках, понимаешь, что оказался в мировой балетной среде, отметила она.

«Дорогостоящие гастроли поддержало Министерство культуры и спорта РК. В их организации помогли казахстанские дипломаты. Среди зрителей было много представительных лиц – депутаты, лорды, политики. «Колизей» расположен в центре Лондона, в сосредоточии театров. Напротив «Ковент-Гардена» находится Королевская школа балета. Ее представители тоже присутствовали на наших спектаклях, что очень трепетно и ответственно. Публика смотрела балет очень внимательно. Для опоздавших в театре обустроены мониторы, по которым они могут следить за спектаклем. Во время нашего спектакля мы обнаружили там порядка пятидесяти зрителей. Войти в зал они смогли только в антракте. Мы видели, что в зале зрители могут находиться в верхней одежде, перекусывать и пить сок – все в рамках приличия, конечно. Зато строго запрещено пользоваться мобильными телефонами и снимать спектакль. Мы для себя сделали выводы, как проходят спектакли в театре класса А», – поделилась впечатлениями Ая Калиева.

По словам руководителя балетной труппы Гульжан Туткибаевой, артисты взяли непростой репертуар – мировую классику, которую знают во всем мире.

«Я была уверена в солистах, в том, что они не подведут. Сложность заключалась в кордебалете, который постоянно испытывает то отток, то приток новых танцоров. Тем не менее мы выдержали экзамен. Танцевали при полном зале. Услышали аплодисменты и даже овации. Потом зрители пришли за сцену, чтобы высказать комплименты» – рассказала она.

Как вспоминает Гульжан Туткибаева, в 1990-м году балетная труппа участвовала в фестивале «Мальтафест» на острове Мальта, когда артисты танцевали на уличной сцене. Во Франции выступили в замечательном театре Страсбурга. Наши солисты выступали на сцене Большого театра с его труппой, в опере «Травиата» пели Нуржамал Усембаева и Гафис Есимов, а в балете «Жизель» танцевали Бахытжан Смагулов и Гульжан Туткибаева. Участвовали в гала-концертах. Но полноценных гастролей театра не было. В Мариинском театре выступали с концертами» – перечислила балетмейстер.

«В 1936 году в Большом театре была представлена опера «Кыз Жибек», с тех пор полноценных гастролей не было. Правда, в следующем году такие полноценные гастроли в Москву планируются. Сейчас выбираем площадку. Мы просим Большой театр Немировича-Данченко или Мариинский театр в Санкт-Петербурге. Следующий год – 175-летия Абая, и мы везем одноименную оперу. На крупных российских площадках мы демонстрировали свое оперное искусство, но балетная труппа на топовых сценах еще не выступала», – уточнила Ая Калиева.

Скоро театр едет на гастроли в Индию. Там он представит «Шопениану» и гала-концерт. И хотя в Индии понятие о казахском балете отсутствует, в кассах уже аншлаг и продано порядка трех тысяч билетов.

В этом году в театре запустили новую программу абонементов – национальный, школьный и семейный. Проходят лектории для музыковедов и балетмейстеров, а также ток-шоу «Разговор со зрителем», где после премьер обсуждаются новые постановки и их истории. Открылся театральный музей, как в формате офлайн, так и онлайн.

В этом году театр стал полноправным участником двух крупных организаций. Во-первых, Ассоциации российских музыкантов, куда входят более 60 российских театров, а также театры Белоруссии, Армении и Узбекистана. Благодаря этому членству в следующем году казахстанская труппа повезет свои спектакли на крупный международный фестиваль «Видеть музыку». Во-вторых, вступил в Ассоциацию международной оперы Европы, насчитывающую более 300 организаций и фестивалей оперы и балета и координирующую деятельность европейских театров. Это позволит быть в курсе современных нововведений в мировых театрах.

Насыщенная программа ждет зрителей в зимний сезон, в декабре и январе. Декабрь завершится тремя новыми проектами – премьерой оперы «Дон Паскуале» – 12, 13 декабря, юбилейным вечером Бибигуль Тулегеновой – 22 декабря и 24 декабря – оперой-гала «Абай», в честь 75-летия постановки будет представлена сохранившаяся в театре старая версия. Публика сможет встретиться с мастерами, которые уже закончили артистическую карьеру и сейчас ведут преподавательскую деятельность.

К зимним каникулам подготовлен праздничный и детский репертуар. В рамках проекта «Каникулы в театре» будет показан спектакль «Снегурочка» с программой мастер-классов и посещением музея. На каникулах будет работать детский бесплатный кружок «Камертон». В будущем сезоне для маленьких зрителей готовятся новые спектакли «Петя и Волк» и «Карнавал животных». В конце декабря театр создаст новогоднее настроение традиционными сказочными спектаклями «Щелкунчик» и «Золушка». Следующий год пройдет под знаком 175-летия Абая. Тут готовится много мероприятий – это гала-концерт, опера с участием артистов «ТЮРКСОЙ», конкурс чтецов и марафон, а также опера Абай в формате open air.

Ольга Власенко

https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/tklXPzhr.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/sss0BeUi.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/BBn4OhYa.jpg

В ГАТОБ им. Абая проходит онлайн-конкурс «Абай әндері» для непрофессиональных исполнителей

Он приурочен к завершению 86-го театрального сезона и 175-летию великого поэта и мыслителя. Для участия нужно было исполнить любимое произведение Абая Кунанбаева, записать и отправить видео со своим исполнением

03 Август 2020 13:31 172

В ГАТОБ им. Абая проходит онлайн-конкурс «Абай әндері» для непрофессиональных исполнителей

«В честь 175-летия Абая в 2020 году планировалось провести международный фестиваль с участниками из стран ТЮРКСОЙ. Однако из-за пандемии все мероприятия пришлось отложить. Но мы все же решили провести онлайн-конкурс и привлечь к нему непрофессиональных исполнителей разных возрастных категорий. Ведь Абай – народный поэт. Таким образом мы расширяем границы для творчества, не ограничиваем исполнителей и в жанрах, исполнять произведения они могут как сольно, так и в ансамбле. Также конкурс призван выявлять таланты. По окончании честного онлайн-голосования все победители получат грамоты и дипломы от организаторов, а наиболее отличившихся исполнителей пригласят на концерты в рамках проекта «Галерея Арте приглашает!» – пояснила директор ГАТОБ Ая Калиева.

Как поделился в интервью inbusiness.kz руководитель оперной труппы КГАТОБ им. Абая Нуржан Бажекенов, уже получено порядка 70 заявок:

«Возрастных ограничений не существует, можно участвовать начиная с четырех лет и до пенсионного возраста включительно. Распределение происходит по четырем возрастным номинациям: от 4 до 14, от 15 до 24 и от 25 до 44, а также от 45 и выше. Из тех заявок, которые я прослушал, можно отметить детские голоса. Это талантливые ребята, с хорошим потенциалом, способные в дальнейшем на профессиональный рост».

Нуржан, что Вы можете сказать об уровне конкурсантов? Совпали ли Ваши ожидания с действительностью?

Сложность в том, что песен Абая Кунанбаева не так много. На слуху у всех одни и те же, больше всего исполняют «Көзімнің қарасы», «Айттым салем, Қаламқас!», «Желсиз тунде жарык ай». Кто-то – а капелла, другие под сопровождение «минусовки», домбры и даже под фортепиано. В конкурсе принимают участие и ансамбли.

Предполагалось, что он будет среди профессиональных исполнителей. Но карантин внес свои коррективы. Сначала мероприятие отменили, но потом вместе с министерством культуры и спорта руководство нашего театра приняло решение провести его в онлайн-режиме в более упрощенном варианте – для тех, кто только учится вокалу. Первоначально мы хотели сделать этот конкурс международным, но не получилось.

Я хочу предложить проводить его раз в год или раз в два года, чтобы он стал традиционным. И в будущем сделать его профессиональным. Сейчас среди непрофессиональных исполнителей к нему большой интерес. Видимо, еще не все успели подать заявки и не все уяснили положения и требования конкурса. Некоторые прислали неправильно оформленные видео, не выполнили требований и не попали в программу.

Среди конкурсантов немало ребят с красивыми голосами – лишний раз убеждаешься, что в Казахстане певческое творчество будет процветать еще долго. Некоторые участники подготовились основательно, оделись в красивые национальные костюмы, объявляли свой выход, как на концерте. Надо прослушать всех и отобрать фаворитов. Хотя среди детей выбирать будет сложно.

Встречаются ли какие-то неожиданные современные авторские интерпретации традиционных произведений?

Я приверженец классического исполнения Абая, так как сам певец классического стиля. Во время прослушивания видео с выступлениями детей и подростков заметил мальчика из Алматы, который исполнял красиво и классически культурно. Видно, что ребенок учился искусству исполнения, голос у него ровный, поставленный, все регистры выровнены, нотки одинаковые. Есть более эстрадные исполнители. В нашем конкурсе все простительно и возможны разные варианты, потому что это конкурс для непрофессионалов. Если бы мы судили профессионалов, то смотрели бы только на классическую манеру. Хочу пожелать, чтобы конкурс процветал и с его помощью творчество поэта и мыслителя Абая популяризировалось все больше и находило своих поклонников, как в ближнем, так и в дальнем зарубежье. 

В «Абай әндері онлайн» принимают участие исполнители всех возрастов, начиная от самых юных, с шести лет, и заканчивая самым почтенным поколением, 72 года. Участники отправили заявки со всех уголков Казахстана: из Алматы, Талдыкоргана, Караганды, Кызылорды, Жанаозена, Кызылординской области, Павлодара, Туркестанской области, Нур-Султана, Усть-Каменогорска, Семея, Тараза, Экибастуза, Актобе, Аркалыка и Монголии. Прием заявок продлится до 9 августа. За понравившегося исполнителя можно проголосовать на официальном YouTube-канале театра Abay Theatre.

Ольга Власенко


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Сокровище нации: битва стран за артефакты

Статуи Парфенона, бюст Тутанхамона, останки Кейки-батыра: как разные страны возвращают свои исторически значимые объекты.

15 Июль 2020 08:00 2855

Сокровище нации: битва стран за артефакты

Музеи по всему миру закрыты на карантин, но их активность за выставочными стенами не прекращена. Пока хранители истории отдыхают от туристических групп, их внимание устремилось к важному в музейном мире конфликту – возвращению объектов культуры. Так, в честь 11-го дня рождения Нового музея Акрополя две недели назад министерство культуры Греции в очередной раз безуспешно потребовало Музей Британии вернуть скульптуры Парфенона на родину. Объекты спора были завезены в Великобританию между 1800 и 1812 годами под руководством лорда Элгина. Сегодня подобную кампанию назвали бы разграблением. На протяжении последних 30 лет Греция систематически обращается к правительству Соединенного Королевства и руководству музея с просьбой вернуть Мраморы Элгина. В своем заявлении греческой газете Ta Nea министр культуры Греции и известный археолог Лина Мендони назвала нахождение скульптур в Лондоне «продуктом грабежа». Она добавила: «Печально, что один из крупнейших и наиболее важных музеев мира до сих пор управляется устаревшими колониальными взглядами».

В прошлом году премьер-министр Греции обратился к Борису Джонсону с просьбой вернуть скульптуры Парфенона в Афины к 200-летнему юбилею независимости Греции, который состоится в 2021 году. Он добавил, что готов привезти в Лондон ранее не выставлявшиеся за рубежом экспонаты в обмен на возвращение Мраморов Элгина. Даже граждане Соединенного Королевства поддерживают позицию Афин, в 2018 году в ходе национального опроса 56% британцев согласились, что артефакты должны быть отданы Новому музею Акрополя. Ватикан еще в 2008 году возвратил мрамор из Парфенона обратно в Грецию. Однако Джонсон остается ярым сторонником сохранения статуй в Лондоне. Вопрос стоит настолько остро, что Европейский союз даже пытался включить его в сделку по Брекситу, но правительство Великобритании остается непреклонным. Критики возврата аргументируют свою позицию тем, что британский музей, в отличие от афинского, бесплатен и имеет более высокую посещаемость. К тому же тысячи экспонатов выставляются в музеях не на своей родине, перемещения культурных объектов – это часть истории и продукт глобализации.

На фоне нарастающего давления со стороны международного сообщества все больше европейских стран возвращают артефакты преимущественно в страны своих бывших колоний. Самым громким примером является Франция. C 2017 года Эммануэль Макрон ведет кампанию по возврату предметов искусства в Бенин. Париж также собрал одну из самых больших древнеегипетских коллекций в мире, но в 2014 году Франция вернула Египту 250 контрабандно завезенных артефактов. Каир давно является лидером по возврату своих исторических ценностей. После обретения независимости в 1953 году правительство ввело ряд законов, запрещающих вывоз, приватизацию и продажу предметов культурной значимости. Ситуация значительно ухудшилась после 2011 года. В период арабских революций страну настиг хаос. Музеи и археологические места были оставлены без охраны, чем воспользовались рейдеры. В 2013 году Америка импортировала египетских артефактов на сумму более 10 миллионов долларов, что есть на 105% больше, чем в 2012 году. До сих пор страна в партнерстве с международными аукционными домами и UNESCO возвращает разграбленные экспонаты. В 2019 году Египет оказался вовлеченным в один из самых спорных аукционов за всю историю. Правительство попросило Интерпол помочь отследить скульптуру фараона Тутанхамона после того, как она была продана на аукционе Christie's в Лондоне за пять миллионов фунтов стерлингов, несмотря на предупреждения Египта, что она была украдена в 1970-х годах. Christie's категорически отрицает какие-либо правонарушения, настаивая на том, что все необходимые проверки были проведены. Каир, как и Афины, также безуспешно оспаривает нахождение одного из своих самых значимых артефактов в Музее Британии. Розеттский камень, который раскрыл тайну египетских иероглифов, является давним объектом споров между Египтом и Лондоном. Британские солдаты захватили камень в 1801 году после победы над армией Наполеона в Египте и передали его в Музей Британии, где он долгое время был самым посещаемым объектом. Кстати, и Казахстан преуспел в возврате своего культурного наследства. Так, в 2016 году по запросу Карима Масимова Россия вернула останки Кейки-батыра. Казахстан также запрашивал возврат останков Кенесары-хана, но, к сожалению, они остаются пропавшими без вести.

Асель Тиес


Подпишитесь на наш канал Telegram!