/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 29 161,11 Hang Seng 27 552,24
РТС 1 515,54 FTSE 100 7 382,01
KASE 2 336,63 Пшеница 559,00
В Театре оперы и балета им. Абая подвели итоги уходящего года и поделились планами на будущий

В Театре оперы и балета им. Абая подвели итоги уходящего года и поделились планами на будущий

В рамках 2019 года театр отметил свой 85-летний юбилей будущий будет проходить под знаком празднования 175-летия Абая.

27 Ноябрь 2019 10:58 7175

В Театре оперы и балета им. Абая подвели итоги уходящего года и поделились планами на будущий

Новости

Сегодня
22:50

Научные аграрные разработки не находят применения

Сегодня
22:46

Предпринимательница борется с бездействием госорганов после рейдерского захвата ее бизнеса

Сегодня
22:28

Эксперт об оптимизации госбюджета: «129 млрд тенге ничего не решают»

Сегодня
22:24

Рост экономики Казахстана в 2019 достигнут за счет расходов госбюджета - Halyk Finance

Сегодня
22:16

Проблемы МСБ: почему власти столицы избирательно финансируют частные детские садики?

Сегодня
22:10

МСХ согласовывает одну версию документа, а на регистрацию в Министерство Юстиции отправляет другую

Сегодня
20:02

Казахстан ратифицировал конвенцию ШОС о противодействии экстремизму

Сегодня
19:46

Ежедневный обзор Казахстанской фондовой биржи

Сегодня
19:44

Нацхолдинг "Байтерек" сократит 170 сотрудников после критики Токаева

Сегодня
19:28

Число заразившихся новым коронавирусом в мире приближается к 1000

Все новости

Одним из ярких событий уходящего года стала обновленная современная постановка оперы «Евгений Онегин» Петра Чайковского. Юбилей театра совпал с 220-летием Александра Пушкина и 140-летием оперы. А завершился год значимыми для истории театра гастролями в Великобритании, на сцене знаменитого лондонского театра «Колизей». И хотя гастроли были не продолжительными, фактически без репетиций на местной сцене, за один вечер нашей балетной труппе удалось показать лондонской публике два спектакля – «Шопениану» и «Шахерезаду». Труппа танцевала без живых декораций в 3D-проекциях и, по словам организаторов, не ударила лицом в грязь.

Артисты ответили на вопросы inbusiness.kz: в чем значимость этого события? Как оно стало возможным? И какова история театральных гастролей?

По словам директора Театра оперы и балета им. Абая Аи Калиевой, в его гастрольном списке – Германия, Китай, Россия, Греция, Франция, Италия, Кыргызстан, Мальта… но гастроли такого статуса случились впервые. «Колизей» входит в пятерку топовых мировых театров. Выступая на этих подмостках, понимаешь, что оказался в мировой балетной среде, отметила она.

«Дорогостоящие гастроли поддержало Министерство культуры и спорта РК. В их организации помогли казахстанские дипломаты. Среди зрителей было много представительных лиц – депутаты, лорды, политики. «Колизей» расположен в центре Лондона, в сосредоточии театров. Напротив «Ковент-Гардена» находится Королевская школа балета. Ее представители тоже присутствовали на наших спектаклях, что очень трепетно и ответственно. Публика смотрела балет очень внимательно. Для опоздавших в театре обустроены мониторы, по которым они могут следить за спектаклем. Во время нашего спектакля мы обнаружили там порядка пятидесяти зрителей. Войти в зал они смогли только в антракте. Мы видели, что в зале зрители могут находиться в верхней одежде, перекусывать и пить сок – все в рамках приличия, конечно. Зато строго запрещено пользоваться мобильными телефонами и снимать спектакль. Мы для себя сделали выводы, как проходят спектакли в театре класса А», – поделилась впечатлениями Ая Калиева.

По словам руководителя балетной труппы Гульжан Туткибаевой, артисты взяли непростой репертуар – мировую классику, которую знают во всем мире.

«Я была уверена в солистах, в том, что они не подведут. Сложность заключалась в кордебалете, который постоянно испытывает то отток, то приток новых танцоров. Тем не менее мы выдержали экзамен. Танцевали при полном зале. Услышали аплодисменты и даже овации. Потом зрители пришли за сцену, чтобы высказать комплименты» – рассказала она.

Как вспоминает Гульжан Туткибаева, в 1990-м году балетная труппа участвовала в фестивале «Мальтафест» на острове Мальта, когда артисты танцевали на уличной сцене. Во Франции выступили в замечательном театре Страсбурга. Наши солисты выступали на сцене Большого театра с его труппой, в опере «Травиата» пели Нуржамал Усембаева и Гафис Есимов, а в балете «Жизель» танцевали Бахытжан Смагулов и Гульжан Туткибаева. Участвовали в гала-концертах. Но полноценных гастролей театра не было. В Мариинском театре выступали с концертами» – перечислила балетмейстер.

«В 1936 году в Большом театре была представлена опера «Кыз Жибек», с тех пор полноценных гастролей не было. Правда, в следующем году такие полноценные гастроли в Москву планируются. Сейчас выбираем площадку. Мы просим Большой театр Немировича-Данченко или Мариинский театр в Санкт-Петербурге. Следующий год – 175-летия Абая, и мы везем одноименную оперу. На крупных российских площадках мы демонстрировали свое оперное искусство, но балетная труппа на топовых сценах еще не выступала», – уточнила Ая Калиева.

Скоро театр едет на гастроли в Индию. Там он представит «Шопениану» и гала-концерт. И хотя в Индии понятие о казахском балете отсутствует, в кассах уже аншлаг и продано порядка трех тысяч билетов.

В этом году в театре запустили новую программу абонементов – национальный, школьный и семейный. Проходят лектории для музыковедов и балетмейстеров, а также ток-шоу «Разговор со зрителем», где после премьер обсуждаются новые постановки и их истории. Открылся театральный музей, как в формате офлайн, так и онлайн.

В этом году театр стал полноправным участником двух крупных организаций. Во-первых, Ассоциации российских музыкантов, куда входят более 60 российских театров, а также театры Белоруссии, Армении и Узбекистана. Благодаря этому членству в следующем году казахстанская труппа повезет свои спектакли на крупный международный фестиваль «Видеть музыку». Во-вторых, вступил в Ассоциацию международной оперы Европы, насчитывающую более 300 организаций и фестивалей оперы и балета и координирующую деятельность европейских театров. Это позволит быть в курсе современных нововведений в мировых театрах.

Насыщенная программа ждет зрителей в зимний сезон, в декабре и январе. Декабрь завершится тремя новыми проектами – премьерой оперы «Дон Паскуале» – 12, 13 декабря, юбилейным вечером Бибигуль Тулегеновой – 22 декабря и 24 декабря – оперой-гала «Абай», в честь 75-летия постановки будет представлена сохранившаяся в театре старая версия. Публика сможет встретиться с мастерами, которые уже закончили артистическую карьеру и сейчас ведут преподавательскую деятельность.

К зимним каникулам подготовлен праздничный и детский репертуар. В рамках проекта «Каникулы в театре» будет показан спектакль «Снегурочка» с программой мастер-классов и посещением музея. На каникулах будет работать детский бесплатный кружок «Камертон». В будущем сезоне для маленьких зрителей готовятся новые спектакли «Петя и Волк» и «Карнавал животных». В конце декабря театр создаст новогоднее настроение традиционными сказочными спектаклями «Щелкунчик» и «Золушка». Следующий год пройдет под знаком 175-летия Абая. Тут готовится много мероприятий – это гала-концерт, опера с участием артистов «ТЮРКСОЙ», конкурс чтецов и марафон, а также опера Абай в формате open air.

Ольга Власенко

https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/tklXPzhr.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/sss0BeUi.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/BBn4OhYa.jpg

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

В Кастеевке открылась выставка художественного стекла из Чехии

Средний вес объектов варьируется от тридцати килограммов и выше.

06 Февраль 2020 17:52 2143

В Кастеевке открылась выставка художественного стекла из Чехии

Фото: Ольга Власенко

Автор «Стеклянного сада», чешский художник Иржи Пачинек отметил, что потребовалось немало усилий и изобретательности, чтобы транспортировать большие и хрупкие работы для путешествия в другую страну. Средний вес объектов варьируется от тридцати килограммов и выше.

Немалого мастерства требует и сам процесс создания стеклянных произведений. Художник должен обладать не только творческим воображением, но и физической силой, чтобы удержать на двухметровой трубке солидную массу стекла. Поэтому мастер работает с командой помощников из двенадцати человек, в которую в том числе входят архитекторы, дизайнеры и продюсеры.

Процесс рождения стеклянного произведения на свет запечатлен на видео, демонстрируемом в экспозиции. Куратор выставки, искусствовед Екатерина Резникова, советует посмотреть его внимательно.

«Все трансформации, которые проходит материал в виде песка и других мелких частиц, – это абсолютное волшебство и магия. Все они подчиняются идее мастера. У художника, работающего со стеклом, есть короткий промежуток времени, чтобы придать объекту финальный облик. Стекло очень быстро остывает, его средняя рабочая температура колеблется от 1900 до 1400 градусов. Сам Иржи Пачинек говорит, что материал в процессе выдувания напоминает густой мед. Текстура подвижная и трансформирующаяся. И нужно поймать момент, чтобы зафиксировать конечный образ. Требуется много мастерства и силы, чтобы удержать массу стекла, постоянно вращая и ловя нужный момент. После того как объект получил хрупкую светоносную форму, его трансформация невозможна. Его можно только разбить на множество осколков. Объект становится очень чувствительным к внешним воздействиям», – рассказала Екатерина в эксклюзивном интервью нашим читателям.

Художник основал собственный бренд, востребованный в международном пространстве производства стеклянных изделий. Компания даже открыла выставку своей стеклянной скульптуры под открытым небом. Ее особенность в том, что в арт-объектах невозможно наличие отверстий, куда может проникнуть вода. При минусовой температуре, расширившись, она может разорвать скульптуры.

Стеклянная скульптура – прежде всего пространственный объект, восприятие которого меняется с разных ракурсов. Цветовое зонирование зала оказалось эффектным ходом для размещения фигур в композиции. Более светлые скульптуры расположили на более темном, бардовом фоне, а более темные – на светло-сером, графитовом.

Если говорить о стилистике произведений, то в их создании автор опирается на натуру, всматриваясь в объекты. Он не вдохновляется абстрактными формами (хотя и может это делать), предпочитая творить в стиле анимализма. 

«Чаще всего встречаются птицы и морские обитатели. Также художника привлекают головы животных – зебр и лошадей. Голова лошади из синего непрозрачного стекла – один из самых сложных в техническом исполнении арт-объектов. Художник обращается к натуральным формам, но при этом производит их магическую художественную трансформацию. Это и диковинные туканы. Медузы и осьминоги с их плавными, гибкими конечностями. И бабочка – один из самых ярких объектов, созданных природой и богом. Поэтому в создании этого образа художник использует прием гиперболы, преувеличения. Художник стремится раскрыть особенности, присущие тому или иному живому существу как художественному объекту. Если это бабочка – то это раскрытые навстречу взгляду цветные крылья. Если акула – обтекаемое тело-торпеда, преодолевающее морскую стихию. Это и бесконечная в своем вращении улитка. А также медуза и осьминог, с подвижными, закручивающимися в спираль щупальцами. Стекло – материал, который по сути не ограничивает художника в своих выразительных возможностях», – подчеркивает искусствовед.

Между Чехией и Венецией (островом Мурано, родиной знаменитого муранского стекла) длительное время шла конкуренция. Венецианское стекло было придумано в XIII веке. Технологии чешского стекла оформились в XIV веке. Художник совершенствует древние традиции, привнося в них свои оригинальные авторские приемы.

Композицию из трех лошадей мастер специально создал для Алматы. Наши зрители смогут первыми увидеть эту динамичную, полную энергии скульптуру. Основная часть выставки повторяет экспозицию, которая была представлена в Нур-Султане в прошлом году. Для казахстанского зрителя выставка предоставляет уникальную возможность познакомиться с таким не характерным для нашего региона материалом, как стекло.

Иржи Пачинек – один из самых известных современных производителей художественного стекла не только в Чешской Республике, но и на международном уровне. Он создает шедевры на своих стекольных заводах в Линдаве и Кунратице у Цвикова, где используют традиционные чешские методы выдувания стекла по металлическому свисту, в сочетании с ручной формой и горячими украшениями, для создания художественных предметов. Также на стекольном заводе обучаются молодые стеклодувы из разных стран, в том числе студенты из Казахстана.

Как отметил посол Чешской Республики Рудолф Гикл: «Выставка является первым крупным культурным проектом посольства Чехии в Казахстане, целью которой было желание представить ценные и красивые произведения искусства из Чешской Республики, что способствует укреплению восприятия казахстанцами чешского стекольного мастерства, которое ранее уже было им известно».

Выставка продлится до 1 марта.   

Ольга Власенко

«Люди готовы платить за хорошие воспоминания»

Как поменять бухгалтерию на фотоискусство.

27 Январь 2020 16:14 962

«Люди готовы платить за хорошие воспоминания»

Фотография павлодарской школьницы Линары Омаркуловой не прошла мимо жюри Международной фотовыставки лучших семейных и детских фотографов «MFamilia. Цвет», открывшейся в январе в одной из московских галерей «Крылатский орнамент». Автор – Оксана Сердюкова, к слову, единственная участница из Казахстана. Пройдя многоэтапный отбор из большого количества присланных работ, она предстала перед зрителем.

И пошла она в люди

Прежде чем стать фотографом, павлодарка Оксана Сердюкова работала бухгалтером, и все в жизни ее устраивало. Для семейных фотографий, как и большинство мам, использовала «мыльницу». Главное – момент запечатлен.

Глобальные перемены в ее жизни начались летом 2011 года, когда из Лондона в гости приехала мама, захватив с собой SONY.

«Тогда-то и поняла разницу между «мыльницей» и профессиональной камерой. Когда мама уехала, я буквально заболела хорошей фотографией. Начала знакомиться с работами в Интернете. Затянуло. Тогда же родилась мысль о том, что хочу заниматься фотографией, и никакой больше бухгалтерии. Через полгода муж подарил зеркальную камеру Canon 550D», – вспоминает Оксана.

Первыми моделями стали дочери – Анастасия и Арина. Младшей было три месяца, старшей – 4,5 года. А потом она ходила с камерой по городу и, выхватив на улице интересное лицо, подходила и спрашивала разрешение сделать снимок, признаваясь, что только учится и, если «модель» захочет,  подарит фотографию. Отказов не было. Одновременно молодая мама занималась самообразованием, на это ушло восемь месяцев. Послабления себе не давала.

«А потом по почте мне пришло письмо – приглашение принять участие в фотомарафоне. Конечно же, согласилась. С ребенком на руках и наушниками перед монитором впитывала новые знания о фотографии и бизнесе. У меня появились друзья по увлечению, марафон научил меня планировать день, четко ставить перед собой задачи и решать их», – говорит она.

В итоге Оксана открыла свою студию.

Дети – лучшая модель

За эти годы начинающий фотограф снимала в разных стилях, разных людей. Работала на свадьбах, делала семейные съемки, были даже фотосессии книг и еды. Но больше всего любит работать с детьми. Они искренние.

Как-то ее пригласили сделать съемку ребятишек, проживающих в специализированной школе-интернате.

«Для меня сначала был определенный стресс, когда увидела этих детей. Даже плакала. Но все прошло успешно. Потом приходила в ту школу еще раз со своей задумкой, и мне не отказали», – вспоминает Оксана.

Общаясь с детьми в рамках студии, столкнулась с их зажатостью. В итоге родилась идея организовать школу моделей. Речь не о том, как научиться гримасничать перед камерой, а помочь детям раскрепоститься, повысить самооценку, чтобы стать успешными. Пригласила в помощь психолога и актрису из местного театра. Думала, что это будет годичный проект. Растянулся на два года. Мамы остались довольны. По их отзывам, дети стали более уверенными в себе и научились главному – общаться с ровесниками.

Покорение VOGUE

Два года назад серия фотографий Оксаны под незатейливым названием «Детство в деревне» была опубликована в итальянской версии журнала VOGUE.

Сделала она их в деревне на Алтае, где жили ее родители, в старом доме, пропитанном историей целой семьи. Главными моделями стали ее девочки.

К сожалению, сам журнал фотограф не увидела. Его рассылкой авторам редколлегия не занимается. Но если зайти на сайт издания в аккаунт Оксаны, то на отобранных работах можно увидеть штамп журнала.

Это не единственная ее работа, размещенная на страницах модного издания. Одну из фотографий с разрешения родителей отправила, и ее опубликовали. К слову, кроме морального удовлетворения, дивидендов от таких проектов фотограф не получает.

Увлечение или бизнес?

В месяц Оксана проводит до 10 коммерческих съемок. По ее признанию, за количеством не гонится. Хотя аренда студии обходится в 100 тыс. тенге в месяц.

«Для меня первичен творческий процесс, а уже потом финансовая сторона. Каждая работа – это поиск новизны в подаче образа. Просто пощелкать кнопкой – это не про меня. Прежде чем усажу свою модель перед камерой, рассказываю клиенту свою идею, как я вижу», – говорит павлодарка.

Постановочные фотографии вошли в моду. Если раньше в фотоателье клиента сажали перед камерой и просили замереть, то сегодня это целая постановка, которая длится не менее двух часов, не считая времени на знакомство, разговоры, чтобы раскрыть человека. Кто-то делает фотографию, чтобы сохранить таким образом свою молодость. Кто-то в память о беременности. Девушки, мечтающие о замужестве, хотят получить красивое фото. А кто-то хочет попробовать совершенно новый образ.

«Такую работу особенно люблю. Тут я могу и визажистом выступить, и парикмахером, если это требуется. Ну, это скорее для подростков. Взрослые дамы идут сначала к профессионалам. Покупают новое платье для съемки. Бронируют студию. Люди готовы платить за хорошие воспоминания», – делится Оксана.

Стать лучшей

Изначально Оксана поставила перед собой цель – стать известной, для начала в своем городе.

«Я сразу поставила для себя высокую планку, даже не знаю почему. Сейчас понимаю, когда усложняешь задачу, то и результат соответствующий», – уверена фотограф.

И первая победа пришла через полгода занятия фотографией. Это был московский конкурс, даже премию получила – 5 тыс. рублей. К слову, это первая и последняя финансовая награда. Во всех остальных конкурсах приходится платить самой – за участие.

Так было и последним московским конкурсом – пришлось выложить 6 тыс. российских рублей. За участие в масштабных выставках, например, в Нью-Йорке, вход за одну фотографию 20-30 евро. На кону – 1 тыс. евро. Но очень призрачных.

Портрет павлодарской школьницы для московской выставки из разряда случайных.

«Ее фотографию увидела в соцсетях. Она меня чем-то зацепила. Созвонилась с родителями и предложила сделать фотосессию. Получила согласие, подобрали аксессуары для образа. Позже, узнав о конкурсе, решила отправить именно эту работу, мне показалась, что она соответствует теме – цвет. Не ошиблась», – говорит Оксана.

За эти годы молодая женщина принимала участие в международных выставках: Москва, Витебск, Израиль, Одесса, Рим. Вошла в ТОП-20 в Казахстане, по мнению международной премии 35AWARDS 2016 года. В том же году вошла в ТОП 200 – лучшая детская фотография, по мнению международной премии 35AWARDS. И этот список далеко не полный. Для любого фотографа подобная оценка важна, чтобы ставить новые задачи. В этом плане Оксана Сердюкова мастерица. Из ближайших – организовать собственную выставку детских фотографий. На перспективу – снимать интересных людей в различных странах и добиться, чтобы ее фотографии публиковали толстые журналы.

Шолпан Абдрахманова, фото из архива Оксаны Сердюковой

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: