Иностранным нефтегазовым компаниям, работающим в общеустановленном режиме, могут не продлить контракты на недропользование за отсутствие желания отдавать тендеры казахстанским подрядчикам. С теми же, с кем Казахстан работает на особых условиях – по Соглашению о разделе продукции (СРП) – министерство энергетики пытается договориться иначе.
После падение цен на нефть на рынке нефтесервиса уменьшились объемы заказов. По данным главы Минэнерго Каната Бозумбаева , озвученным на заседании правительства в понедельник, объем нефтесервисных услуг в 2014 году составил 1,4 трлн тенге, в 2015 году - 1,3 трлн тенге, с учетом замены труб на "Кашагане". Без этих работ реальный объем оказанных услуг превысил бы чуть более 1 трлн тенге, то есть фактически падение на рынке за год составило 24%. Больше всего просели бурение (занимает 32% объема нефтесервиса в стране), геофизика и строительство. Как следствие, в 2014- 2016 годах, доходы только нефтесервисных подразделений группы "КазМунайГаз" сократились на 12%. Об этом на заседании правительства в понедельник сообщил председатель правления АО НК "КазМунайГаз" Сауат Мынбаев.
"Почти все сервисные компании РД КМГ на текущий момент убыточны. Но мы понимаем задачу не сокращать работающий персонал. Мы не можем бурить, строить себе в убыток, но с пониманием относимся к тем реалиям, которые есть. КМГ принят мораторий на два года на прием персонала извне", - добавил г-н Мынбаев.
Однако дешевую нефть едва ли можно назвать причиной всех бед казахстанского нефтесервиса. Барьеры перед отечественными поставщиками и подрядчиками зачастую создают сами недропользователи. Так, казахстанские подрядчики сталкиваются с завышенными требованиями при проведении закупок. Помимо этого недропользователи устанавливают слишком долгие сроки оплаты за товары и услуги. Сейчас законодательство не регулирует этот вопрос, что позволяет заказчиками расплатиться с подрядчиками и через год и через два. Для решения этой проблемы до конца года Минэнерго и МИР внесут поправки в Правила приобретения товаров, работ и услуг недропользователей. После этого недропользователей обяжут расплачиваться с подрядчиками в течение 60 календарных дней – то есть двух месяцев. К слову, сообщил Канат Бозумбаев, недавно Минэнерго оштрафовало на 602 млн тенге ряд нефтегазовых компаний "с иностранным участием одного из государств" за нарушения в закупках. Правда, штрафы мало мотивируют компании проводить честные тендеры, поэтому Минэнерго угрожает им отказом продлить контракты на недропользование или их расторжением.
Беда пришла, откуда не ждали
Как оказалось, нефтесервису мешают не только недобросовестные заказчики. Собственное налоговое законодательство Казахстана ставит отечественных подрядчиков в неравные условия с иностранными конкурентами. Казахстанский нефтесервис и машиностроители зависимы от импортного оборудования, с которых удерживают таможенные пошлины и НДС. При этом их заказчики – операторы работающие по СРП, освобождены от уплаты таких сборов. По условиям контрактов на недропользование и СРП, подписанных в основном до 1998 года, для недропользователей и их субподрядчиков предусмотрены налоговые и таможенные льготы на импорт товаров и оборудования. На казахстанские нефтесервисные компании такие условия не распространяются. Как заверил г-н Бозумбаев, данный вопрос сейчас рассматривается вместе с тремя крупными операторами (КПО, НКОК и ТШО), Миннацэкономики, "КазМунайГазом" и НПП "Атамекен".
Не заставить, а попросить
По данным Союза нефтесервисных компаний, на долю КПО, ТШО, НКОК приходится 72% всего объема нефтесервиса в 2015году, где присутствие казахстанских компаний не превышает 50% на уровне прямого подряда.
Сегодня казахстанскому нефтесервису не хватает опыта в сложных видах работ, что не позволяет им браться за некоторые работы, необходимые недропользователям. Казалось бы, спасение утопающих должно быть делом самих утопающих, но и тут Минэнерго предлагает свою помощь. Решить проблему можно через создание совместных предприятий (СП) с иностранными нефтесервисными компаниями. Для этого ведомство дало поручение КПО, НКОК и ТШО, чтобы те установили обязательные требования к потенциальным иностранным подрядчикам о необходимости партнерства с казахстанскими компаниями. Правда, как отметил независимый эксперт Олжас Байдильдинов, поручение Минэнерго несет больше рекомендательный характер – Казахстан не может устанавливать требования по местному содержанию операторам, работающим по условиям СРП.
"Нормы местного содержания применяются к недропользователям, которые работают по обычным условиям (не по СРП – прим. Авт). При этом с началом функционирования ЕАЭС эти нормы распространяются и на производителей ЕАЭС. Но крупные месторождения Казахстана разрабатываются на основе соглашений о разделе продукции. К ним нет, и не может быть требований или правил по казсодержанию. Однако, Минэнерго, понимая значимость этого вопроса и необходимость повышения доли казахстанских товаров и услуг в закупках консорциумов, все же ведет переговоры с ними. В целом это достаточно результативная работа, пользу от которой ощущают отечественные нефтесервисные компании", - пояснил он.
Помимо этого иностранные поставщики КПО, НКОК и ТШО могут рассчитывать на приоритетное право по продлению контрактов на товары и услуги, если создадут в Казахстане новые производства, СП либо модернизируют существующие. По такому принципу итальянская компания "Тенарис" построила в Казахстане завод по нарезке резьбовых соединений премиум-класса на трубы нефтяного сортамента. Также Минэнерго, не сразу, но удалось договориться с операторами месторождений "Карачаганак", "Кашаган" и "Тенгиз" о внедрении у них ранних тендеров и пробных заказов.
"Это означает, что контракт (на поставку оборудование и услуг – прим. Авт) выигрывает казахстанская компания, которая берет на себя обязательства наладить производство необходимой продукции на территории нашей страны. Данная практика уже внедрена на "Карачаганаке" и при освоении "Кашагана". ТШО до последнего времени не поддерживал данную инициативу, однако им было поручено внедрить механизм ранних тендеров и сегодня они свое мнение поменяли", - объяснил механизм Канат Бозумбаев.
Помимо всего в Казахстане хотят заменить собственные базы данных по закупкам операторов месторождений на единую отечественную систему "Алаш". По ожиданиям властей, она на начальном этапе позволит отечественным предприятиям проходить регистрацию на тендеры КПО, НКОК и ТШО по системе "одного окна". Сейчас нефтесервисные компании жалуются на долгое прохождение предквалификации по закупкам крупных нефтегазовых консорциумов. Зачастую, отметил г-н Бозумбаев, процесс занимает больше года. Выступая на заседании правительства, генеральный директор ТШО Тэд Этчисон заверил, что консорциум рассмотрит дальнейшие варианты интеграции базы "Алаш" в свои рабочие процессы.
"ТШО призывает все иностранные компании, желающие работать с нами, установить партнерские отношения с казахстанскими подрядчиками. На сегодня создано шесть совместных предприятий для потенциального участия в тендере по предстоящим крупным строительным контрактам. В отношении инициативы Минэнерго о ранних тендерах хотелось бы отметить, что ТШО применяет долгосрочные тендерные стратегии для развития казахстанского содержания. Они соответствуют идее ранних тендеров Минэнерго", - прокомментировал г-н Этчисон инициативы Минэнерго.
Через систему "одного окна" закупки недропользователей станут открытыми для отечественного нефтесервиса, отметил председатель правления Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Аблай Мырзахметов. Нефтегазовые компании зачастую не объясняют претендентам на получение подряда причины отказа.
"Мы предложили ТШО сделать механизм "одного окна", чтобы был четкий механизм взаимодействия всех департаментов, где принимаются решения компании. Такое соглашение руководство ТШО поддержало. Мы ожидаем, что в начале ноября оно будет подписано. В рамках "одного окна" мы хотим решить вопросы открытости плана закупок, не только годовых, но и пятилетних. Также планируем обеспечить доступ к материалам предквалификации", - заключил г-н Мырзахметов.
Куралай Абылгазина