Свой вариант оптимизации системы госзакупок предложили чиновники в Восточно-Казахстанской области. По их словам, это стало необходимостью, потому что существующая система нуждается в серьезной модернизации.
Чиновники тоже плачут
Руководитель управления физической культуры и спорта Денис Рыпаков представил проект такой модернизации сферы госзакупок от Восточного Казахстана на площадке "Фабрики идей" Академии государственного управления при президенте РК.
По его данным, одна из самых главных проблем при проведении госзакупок методом запроса ценовых предложений – соотношение цены и качества. Сейчас победители такого вида госзакупок зачастую привозят товары низкого качества, которые служат недолго. Соответственно, возникает необходимость через короткий промежуток времени опять закупать такие же товары. Чиновники предлагают ввести демпинговый порог, чтобы цены на товар не опускались ниже 25% от его стоимости.
"Сейчас происходит очень опасная тенденция. Много недобросовестных поставщиков, они как будто в игровые автоматы играют, чтобы выиграть конкурс. В этом году особенно обострилась такая опасная тенденция, когда на конкурс выходят недобросовестные поставщики и снижают цену больше, чем в два раза. Они выигрывают, но при этом не могут справиться с поставленными задачами. И они не подвергаются никаким наказаниям, штрафам. В итоге срывают работу госсистемы. У нас много фактов неисполнения договоров госзакупок товаров, связанных с отказом от подписания проекта договора, невнесением обеспечения исполнения договора, отказом от поставки товаров", – говорит Денис Рыпаков.
В результате администраторы программ несвоевременно осваивают бюджетные средства, не достигают показателей прямого и конечного результата бюджетных программ, имеют нарекания со стороны вышестоящих госорганов и должностных лиц в связи с некачественным исполнением бюджета. В конце концов, у местных исполнительных органов нет товаров первой необходимости для полноценной деятельности, посетовал чиновник. По словам Дениса Рыпакова, только по линии его управления в этом году не освоены бюджетные средства на 50,5 млн тенге, поскольку не состоялись 26 закупок.
"Сейчас мы объявляемся о необходимости закупа инвентаря или подарков – на 2,5 млн тенге. Выходит поставщик, который выставляет цену в 1,250 млн тенге. Обещает привезти товар. И через месяц он просто исчезает. Мы подаем в суд, его вносят в реестр недобросовестных поставщиков. Он открывает завтра фирму на другого человека. И даже те же телефоны оставляет. У нас есть тому примеры. В течение года мы мучаемся и просто уже молимся: "Хоть бы вышел (на конкурс – Авт.) добросовестный поставщик и помог приобрести то, что нам нужно", – говорит Рыпаков.
Он также отмечет, что для минимизации рисков не освоения бюджетных средств, сами чиновники ВКО предлагают сократить сроки проведения открытых конкурсов с 45 до 25 рабочих дней.
В части установления порога демпинга при проведении госзакупок способом запроса ценовых предложений коллегу поддержал заместитель руководителя Управления по госзакупкам и коммунальной собственности ВКО Рустам Баирбеков.
"Установление порогового значения от 20% не даст потенциальным поставщикам возможность предложить наименьшую цену В свою очередь, это уже будет отражаться на качестве товара. И нужно принять еще антидемпинговые меры, чтобы была ответственность потенциального поставщика, чтобы в случае предоставления цены на товар ниже пороговой он будет вносить обеспечение этой цены", – говорит Баирбеков.
Он также предлагает изменить механизм при проведении госзакупок способом предварительного квалификационного отбора (ПКО).
"Когда в районах области администраторы программы проводят закупку способом ПКО, то у них часто бывают случаи отсутствия заявок. Не выходят потенциальные поставщики либо выходят неблагонадежные потенциальные поставщики. И заказчик должен иным способом провести госзакупку. То есть, сам конкурс занимает 45 дней, затем он вынужден закупку объявить уже открытым конкурсом. Это опять занимает 45 дней, но не факт, что не выйдет опять неблагонадежный потенциальный поставщик. У нас в районах порядка 30-40% таких закупок признаются несостоявшимися, либо по таким закупкам расторгаются договора", — говорит Рустам Баирбеков.
По его мнению, настоящее время гораздо целесообразнее снять ограничения, позволять заказчикам по итогам первой несостоявшейся закупки проводить повторную способом из одного источника. А если такие поправки в законодательство о госзакупках примут, то нужно будет внести изменения в работу портала государственных закупок.
Также, по предложению чиновников, необходимо увеличить пороговый лимит по обеспечению заявки на участие в конкурсе с 1% до 5%, ввести взыскания для поставщиков за неисполнение заключенного договора. С ИП они предлагают взимать 100 МРП в виде штрафов, с ТОО – 300 МРП.
Но Денис Рыпаков видит препятствия на пути реализации и этого проекта. В частности, это долгое согласование проекта в госорганах, и их незаинтересованность.
"Постоянно нас ставят в известность о том, как мы должны работать по системе госзакупок. С нами никто не советуется, и ничего с нами не согласовывает", – сетует г-н Рыпаков.
Госзакупки – в аутсорсинг?
Ознакомившись с проектом на площадке "Фабрика идей", заместитель председателя Агентства по делам государственной службы РК Дархан Жазыкбаев и вовсе предложил передать всю систему проведения госзакупок в аутсорсинговые компании, чтобы ею занимались не госслужащие.
Глава другого ведомства – Агентства по противодействию коррупции РК Алик Шпекбаев согласился в целом с предложениями из Восточного Казахстана и поручил областному департаменту проанализировать их на предмет коррупционных рисков.
Дорогие корректировки
Inbusiness.kz попросил высказать свою точку зрения предпринимателя, старейшего работника строительно-дорожной отрасли, директора ТОО "ДСУ -14" Александра Федосова, который не раз подвергал острой критике сложившуюся систему госзакупок в ВКО.
"Конечно, изменения назрели. Есть прорехи в законодательстве. В частности, сейчас при условии прохождения экспертизы возможна корректировка бюджета проекта в сторону увеличения. Но это должно быть в пределах реального. Может, где-то что-то забыли, упустили. Но когда в Восточном Казахстане проекты после победы поставщика на конкурсе становятся дороже в 1,5-2 раза, это недопустимо. Например, стоимость строительства комплекса "Абай Арена" в Семее была 18 млрд тенге, а стала 26 млрд тенге. Реконструкцию улицы Сатпаева в Усть-Каменогорске оценили в 2 млрд тенге, а после корректировки ее стоимость выросла до более 4 млрд тенге", — говорит Александр Федосов.
По его словам, чиновники просто нашли лазейки, как вытащить из бюджета дополнительные средства при строительстве объектов. И вопрос, куда идет определенная часть из них, является риторическим.
"Необходимо, чтобы в сторону увеличения бюджет проекта корректировался в исключительных случаях, а у нас это стало повседневной практикой. Получается, чиновники сначала при проектировании давят на проектировщиков, проводят конкурсы по госзакупкам, а потом делают свою, областную, экспертизу и вносят эти корректировки. Это страшная вещь, если проанализировать", – считает Федосов.
Не согласен предприниматель и с решением отстранения прокуратуры от контроля за госзакупками отстранили, и соответственно передачей всего в госаудит.
Подводя итог нашего опроса, приведем мнение председатель Палаты предпринимателей ВКО Марипбека Шакербека, который резюмируя сказанное всеми спикерами, в комментариях inbusiness.kz отметил, что на деле все идеи чиновников действительно интересны, особенно предложение по сокращению сроков проведения конкурсов на госзакупки.
"Однако они требуют детального обсуждения с заинтересованными представителями бизнес-сообщества ВКО с тем, чтобы были учтены мнения всех сторон", – считает Марипбек Шакербек.
Ольга Ушакова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!