Важнейшим фактором при реализации Кодекса о недрах будет справедливое применение принципа очередности "первый пришел – первый получил". Такое профессиональное мнение в презентации на форуме Американской торговой палаты по экономической политике в Астане высказал стратегический советник Freeport-McMoRan Exploration Милан Париводич. Сама Freeport-McMoRan Copper & Gold Inc является американским производителем меди и золота.
"Freeport считает очень важным, и наши коллеги из других компаний с нами согласны – это следующие моменты: те зоны, которые важны, которые перспективны, в которых существует определенная вероятность обнаружения месторождения, они должны быть выставлены на аукцион как можно быстрее, или же чтобы по ним был применен принцип первоочередности. Это очень важно, потому что мы слышали, что планируется постепенный вывод территорий для получения разрешения на разведку", – сказал он, выступая перед участниками форума.
Говоря о Кодексе о недрах, Париводич отметил позитивные преимущества нового законодательного документа. Однако одновременно он выразил пожелания, чтобы разрабатываемые сейчас в недрах Министерства по инвестициям и развитию 122 подзаконных акта для реализации "духа" нового кодекса были четкими, либеральными и не сокращали права участников рынка, которые были предоставлены им в новом законодательном регулировании. В этом отношении для компании важна прозрачность и предсказуемость, быстрая выдача лицензии и передача прав на недропользование при переходе с разведки на добычу. В случае если же подзаконные акты будут излишне бюрократичными, то они могут дестимулировать настроения инвесторов из-за возможных ограничений, считает представитель американской горнорудной компании.
Freeport-McMoRan Exploration собирается начать геологоразведку в Казахстане в основном из-за принятия Кодекса о недрах, указывается в презентации стратегического советника. Кроме того, в материалах советника были продемонстрированы перспективные площади в Центральном и Южном Казахстане. Возможные пояса залежей металлов должны быть выставлены на аукцион или предоставлены по принципу "первый пришел – первый получил" как можно быстрее для разведки, заявил Париводич в своем выступлении. Однако процесс открытия новых площадей для разведки является поэтапным, на что понадобится до пяти лет – это выступает главным "бутылочным горлышком" для роста, говорится в презентации спикера.
Источник: Презентация стратегического советника Freeport-McMoRan Exploration Милана Париводича
По данным Париводича, в 2017 году 21 компания инвестировала в геологоразведку в горнорудный сектор Казахстана на общую сумму 90 млн долларов. Это примерно 1,2% от глобального бюджета геологического изучения недр твердых полезных ископаемых.
Источник: Презентация стратегического советника Freeport-McMoRan Exploration Милана Париводича
"Если все в регулировании будет сделано правильно, и мы ожидаем, что это случится, я могу легко представить, что эта страна такого размера по территории, девятая в мире, привлечет 500-700 млн долларов, потому что до этого разведки так мало проводилось. Вы можете достичь миллиарда долларов инвестиций только в геологоразведке. Это даст большой потенциал для новых открытий. И, конечно, новые открытия принесут десятки миллиардов долларов инвестиций", – спрогнозировал советник Freeport-McMoRan.
Налоговые призывы
По словам президента Cameco Kazakhstan Даррила Кларка, в Казахстан стоит вкладывать из-за меняющегося законодательства и потребности мировой экономики в меди. Как известно, Cameco совместно с "Казатомпромом" разрабатывает крупное урановое месторождение Инкай в Южно-Казахстанской области, в котором канадская компания контролирует 40%.
Говоря о налоговой системе, он подчеркнул, что во многих странах, чтобы привлечь инвесторов, им предоставляют фискальные льготы, такие как, например, освобождение от налогов на несколько лет.
"Я полагаю, что послание заключается в следующем: для того, что мы хотим, чтобы здесь произошло, необходимы не только изменения в законодательстве, и оно сейчас меняется, мы верим, что они будут реализованы. Нам нужны некоторые другие стимулы с точки зрения налогов. Я обращаюсь к тем из вас, кто взаимодействует с руководством налоговой службы Казахстана и людьми, которые на них влияют, чтобы они изложили этот вопрос и их услышали", – попросил Кларк.
Директор компании Central Asia Metals, разрабатывающей путем выщелачивания отвалы медного рудника Коунрад, Олег Тельной в своем выступлении об опыте работы в Казахстане отметил, что за годы деятельности перед принятием нового Кодекса о недрах ей приходилось сталкиваться с бюрократичностью и иногда очень субъективными налоговыми нормами и налогообложением.
"Это те вещи, с которыми мы сталкивались практически каждый день. Все равно хочу сказать, что, несмотря на эти вещи, мы также получали большую поддержку от властей, в особенности от администрации Карагандинского региона и города Балхаша. Они очень много оказывали нам поддержки в развитии нашего проекта и помогали нам проходить через административные барьеры в работе с министерством и налогами. Но, как всегда, есть пространство для улучшения. Мы верим, что проблемы, с которыми мы сталкивались, будут ликвидированы с изменениями в законодательстве", – полагает Тельной.
Наиболее показательным примером он назвал вопрос возврата НДС при экспорте меди.
"Вначале это было просто невозможно осуществить. В самом процессе подачи нашей заявки при прохождении процедур нам просто отказали и приостановили. Нам повезло разрешить эту проблему в большой степени. В частности, из-за стечения обстоятельств. С одной стороны, Казахстан начал менять свою политику в отношении иностранных инвесторов и применять соответствующие меры в изменении политик различных госорганов, включая налоговые органы. Вторым фактором стало то, что в 2015 году казахстанское правительство действительно начало разговаривать с инвесторами очень открыто и очень активно. Вместе эти вещи помогли нам продвинуть этот вопрос и достичь определенного успеха", – поделился представитель Central Asia Metals.
По словам г-на Тельного, большую поддержку в решении кейса компании оказала Американская торговая палата.
"Были моменты полного отчаяния, мы думали, что все, это больше работать не будет вообще. Но мы смогли справиться с этим, и я верю, что те изменения, которые Казахстан сейчас проводит, облегчат жизнь инвесторов и отрасли с этой точки зрения", – надеется он.
Крупняк в медяках
По словам генерального директора компании KAZ Minerals, разрабатывающей медные месторождения Актогай и Бозшаколь, Эльдара Мамедова, принятие Кодекса о недрах является позитивным событием в регулировании горно-металлургического сектора.
"Если говорить в контексте о новом кодексе, безусловно, это хороший, прогрессивный шаг, на наш взгляд. Шаг вперед, шаг к тому, чтобы изменить в целом философию регулирования этих общественных отношений. Философию, которая будет построена все-таки больше на основе доверия, партнерства, нежели на административных ресурсах, и, скажем так, элементах, связанных с давлением", – убежден он.
Но принятие Кодекса о недрах не позволит решить все проблемы, и отрасль находится только в начале пути с точки зрения привлекательности, считает Мамедов.
"Мы знаем, что помимо предоставления права недропользования и администрирования этого процесса, бизнес сталкивается с более серьезными проблемами в других отраслях права. Все мы знаем, с какими трудностями мы сталкиваемся при администрировании в налоговом законодательстве. Все мы знаем, с каким трудом и с какими проблемами мы сталкиваемся в сфере природопользования, в сфере регулирования экологии. Для многих из вас не секрет, с каким трудом осуществляется или решается задача по привлечению иностранной рабочей силы – это связано с привлечением экспертов, специалистов, носителей каких-то уникальных знаний. И так много существует отраслей, которые так или иначе в совокупности формируют некую инвестиционную привлекательность", – констатирует Мамедов.
Кроме того, в операционной деятельности бизнес также сталкивается с тарифной политикой государства и требованиями по закупкам.
"По большому счету, Казахстан сегодня в ВТО. Но, так или иначе, государство, несмотря на изначальное предложение, которое легло в концепцию кодекса отменить государственное регулирование при закупе товаров, работ, услуг для недропользователей, сегодня этот инструмент присутствует. Ни в коем случае нельзя забывать, конечно, о защите казахстанского производителя – это очень важно. Но для чего государству заниматься регулированием именно процедуры закупа товаров, работ и услуг через NADLoC или через биржу, конечно, для многих инвесторов, для многих недропользователей это не совсем понятно", – отмечает он.
По его словам, вопросы закупок и перехода с контрактов на лицензии нуждаются в проработке и обсуждении.
"Если это позволит нам упростить административные процедуры и где-то облегчить управление процессом оформления прав на недропользование, конечно, мы бы рады, и мы приветствуем эти вопросы. Единственно, нужно подходить к этому очень аккуратно, потому что, когда речь идет о контракте, там так или иначе достаточно детализированно прописаны права и обязанности, которые не урегулированы законом. Когда мы говорим о лицензии, тогда мы руководствуемся положениями исключительно законодательства, если иное не будет согласовано сторонами. В этом есть, конечно, определенная специфика у лицензий. Я знаю, что уполномоченные органы для крупных месторождений допускают возможности, помимо лицензии, регулирования еще отдельными соглашениями. Если этот механизм будет работать, конечно, это здорово", – сказал Эльдар Мамедов, отвечая на вопрос abctv.kz о том, будет ли компания переходить с контрактов на недропользование на лицензии.
В беседе с представителями СМИ топ-менеджер KAZ Minerals отметил, что компания проявляет интерес к медным месторождениями, которые расположены вблизи ее перерабатывающих мощностей с прицелом на будущее.
"На сегодняшний день ведутся переговоры с российскими партнерами относительно возможности приобретения этих месторождений. Возможно, какие-то изменения или какое-то влияние будут иметь место в связи с некими вещами, которые происходят в отношении России. Но у нас работает над этим группа аналитиков и, конечно, при принятии решения это тоже будет учитываться", – подтвердил Мамедов, комментируя вопрос журналистов о возможной покупке Баимского месторождения в России.
Окончательного решения по строительству медеплавильного завода KAZ Minerals пока нет и не предполагается в ближайшее время. Вместе с тем в компании ожидают от китайских партнеров предложения по разработке месторождения Коксай, которое является третьим крупным медным проектом группы.
"Если они (китайская сторона. – Ред.) согласятся выступить в качестве наших партнеров по реализации, мы продолжим работу над технико-экономическим обоснованием, и если положительный будет результат, то, вполне возможно, у нас будет еще один проект, соизмеримый с Актогаем и Бозшаколем", – сказал глава KAZ Minerals, комментируя вопрос abctv.kz.
Данияр Сериков