"Мы предлагаем защиту от многочисленных поправок, то есть запрет на внесение изменений в Налоговый кодекс (НК) сопутствующими законами в течение года. По статистике НПП, с 2008 года, когда вступил действующий Налоговый кодекс, в него было внесено более четырех тысяч поправок. Есть также статистика института научно-правовой экспертизы, согласно которой, Налоговый кодекс у нас меняется раз в 23 дня. Фактически налоговые правила у нас меняются с принятием поправок в тот или иной отраслевой закон, а бизнес за этим не успевает. Поэтому, чтобы сократить количество изменений, мы предлагаем вносить все необходимые поправки консолидированно, одним законопроектом. Тогда у бизнеса появится больше времени для изучения изменений в НК, принимаемых одним законом до 1 июля", – сообщил на прошедшем в Шымкенте кустовом семинаре по обсуждению проекта нового Налогового кодекса директор департамента налоговой и таможенной политики министерства национальной экономики РК Азамат Амрин.
Отмена многочисленных поправок – это одна из составляющих идеологии, заложенной в новый кодекс. А ее суть, по словам Азамата Амрина, состоит в защите интересов добросовестных налогоплательщиков.
Первым же пунктом новой идеологии он указал следование ключевому принципу: все неясности и неточности толкуются в пользу налогоплательщика.
"На данный момент при возникновении спорных ситуаций налоговый орган делает доначисления, потом идут разбирательства в суде, – пояснил Азамат Амрин. – Новый же принцип будет работать при рассмотрении жалоб на апелляционной комиссии, созданной 1 июля этого года в Минфине. В ее составе – представители министерства нацэкономики, национальной палаты предпринимателей "Атамекен", Минфина (МФ), специалисты комитета госдоходов (КГД), отраслевых госорганов.
Мы часто сталкиваемся с такими ситуациями, когда понимаем, что логически, по сути налогоплательщик прав, но с точки зрения законодательства должны руководствоваться буквой закона. Теперь, следуя данному принципу при рассмотрении жалоб в министерстве финансов, мы сможем принимать решения в пользу налогоплательщиков".
Среди других новшеств идеологии он также назвал отмену штрафов и пени при условии неправильного разъяснения НК налоговыми органами, усиление требований к обоснованности доначислений и новую структуру нормативно-правового документа.
Последнее, в частности, подразумевает персонализацию разделов: каждая категория охвачена своим разделом.
"Каждый раздел будет персонализирован, то есть у каждого типа налогоплательщиков будет свой раздел, - отметил выступающий. – Это сделано для того, чтобы налогоплательщик не читал от корки до корки весь Налоговый кодекс, а только свою часть, к примеру, что касается конкретно индивидуального предпринимателя. Из чтения этого раздела предпринимателю будет понятно, что ему нужно делать, чтобы выполнить свои налоговые обязательства".
Г-н Амрин добавил, что при составлении проекта кодекса также большое внимание уделялось и языковой работе:
"При обсуждении проблем действующего кодекса высказывалось много претензий по поводу его тяжелого для чтения и восприятия языка. Мы попробовали его упростить. Поскольку кодекс пишут разные специалисты и у каждого свой стиль, чтобы избежать разнородности, мы специально взяли пару человек, которые приводили текст в единый стиль. Мы попытались сделать кодекс таким, чтобы его можно было легко читать и понять".
Докладчик рассказал и о новшествах в сфере стимулирования (изменения в новом НК специалисты условно делят на три группы: новая идеология, стимулы и администрирование. – Прим. авт.).
Так, в новом кодексе предусматривается сохранение всех действующих специальных налоговых режимов для МСБ и АПК (патент, упрощенная декларация, единый земельный налог (ЕЗН), режим СХТП). При этом по патенту планируется снизить ставку с 2% до 1% с отменой социального налога.
Азамат Амрин объяснил, что это делается для снижения финансовой нагрузки налогоплательщиков, работающих в этом режиме, так как она увеличивается в связи с внедрением с 1 июля обязательного медицинского страхования.
В этих же целях нивелирования нагрузки, появившийся из-за медстрахования, упраздняется социальный налог на главу, членов и работников крестьянско-фермерских хозяйств, а также предлагается снизить ставку социального налога с 11% до 9,5%.
Проинформировавший о новшествах администрирования заместитель председателя КГД МФ РК Аргын Кипшаков подчеркнул, что нововведения направлены на поддержку добросовестного бизнеса. К добросовестным он отнес порядка 80-90% бизнесменов. Как убежден замглавы КГД, если они имеют какие-то нарушения, то только по причине незнания.
"Поэтому наша задача – упростить Налоговый кодекс, чтобы субъект предпринимательства, прочитав его, все понял и выполнил", – сказал Аргын Кипшаков.
Как он отметил, основное изменение состоит в уменьшении налогового контроля, в частности во введении дифференцированного подхода на основе градации налогоплательщиков в зависимости от степени риска.
Так, согласно проекту, добросовестные налогоплательщики, находящиеся в зеленой зоне, проверяться не будут. К группе средней степени риска (желтая зона) будут применяться выборочно умеренные механизмы администрирования, направляться извещения, а в случае неисполнения – меры налогового контроля. Налогоплательщики же красной зоны (с высокой степенью риска, попросту злостные неплательщики) будут подвергаться всему комплексу контрольных мероприятий. Но таковых, по словам г-на Кипшакова, всего 5-10% бизнесменов.
Руководитель специализированного управления КГД Шафкат Кудабаев подробно остановился на основных принципах так называемого горизонтального мониторинга.
"Этот новый институт налогового контроля предполагает расширенное информационное взаимодействие с крупными налогоплательщиками, которые изъявляют в добровольном порядке желание заключить соглашение об информационном взаимодействии, – проинформировал Шафкат Кудабаев. – Оно, взаимодействие, подразумевает предоставление доступа к информационным системам бухгалтерского и налогового учета. Взамен налогоплательщик получает постоянное консультирование со стороны закрепленного налогового инспектора по всем вопросам, связанным с выполнением налоговых обязательств. Также это предоставление разъяснений по планируемым сделкам и операциям.
Кроме того, в период нахождения на горизонтальном мониторинге исключается проведение любых налоговых проверок за исключением ограниченного списка, предусмотренного в новом Налоговом кодексе, в частности по заявлению самого налогоплательщика, в рамках проведения дополнительных проверок по жалобе налогоплательщика, встречных проверок и налоговых проверок по инициативе правоохранительных органов. Любые другие проверки в данный период исключаются.
Кроме того, в случае возможного изменения в будущем позиции налогового органа исполнение налоговых обязательств осуществляется без начисления штрафных санкций. Также для находящихся на горизонтальном мониторинге предполагается сокращение налоговой отчетности. Соответственно, сейчас прорабатывается вопрос о внедрении конкретных критериев отбора".
В целом, по единодушному мнению выступающих, ожидается, что с принятием налоговых новшеств уменьшатся налоговые споры, снизится число проверок и упростится администрирование.
Как отметила председатель совета ассоциации налогоплательщиков Казахстана Жанат Ертлесова, цель семинара состоит не только в разъяснении основных положений проекта нового НК, но и в получении обратной связи с бизнесом по поводу нововведений в регионах. Чтобы компетентно ответить на возникшие вопросы, выслушать и записать замечания и предложения, на мероприятие приехали более 20 специалистов министерств и ведомств из рабочей группы, разрабатывавшей новый кодекс.
Высказанные замечания и предложения будут учтены рабочей группой, и их еще можно успеть внести в законопроект, заверила г-жа Ертлесова. К слову, прошедший в Шымкенте семинар, собравший налогоплательщиков ЮКО, Жамбылской и Кзылординской областей, стал первым из серии запланированных мероприятий. Ассоциация налогоплательщиков Казахстана совместно с Миннацэкономики и КГД Минфина предполагает провести подобные совещания по обсуждению проекта нового Налогового кодекса также и в других регионах республики.
Разработка проекта нового Налогового кодекса, нацеленного на улучшение условий работы для бизнеса, была завершена в этом году. В сентябре проект был поддержан правительством и внесен на рассмотрение парламента.
Клара Ларина